Чтож, как я уже раньше писал, наша поездка в Нигер приурочена к времени проведения фестиваля Гёревол. И вот наконец пришло время на нём побывать! По дороге назад в Ниамей из Агадеса (где-то в полуста вёрстах), наша колонна внедорожников сворачивает в чистое поле. Вскоре показываются палатки и навесы, разложенные на траве циновки с восседающими на них кочевниками, рядом стреноженные верблюды, нагруженные вещами прицепы и мотоциклы. Много праздно шатающихся людей: держащиеся за руки юноши, молодые женщины стайками, чинные мужи в летах и с туарегскими мечами на перевязях. Все по-пустынному нарядно одетые и в благодушном настроении. В местах повышенного скопления людей слышны ритмичные песнопения. Собралось, как кажется, не менее тысячи людей, а то и гораздо больше. Мы проезжаем краем территорию фестиваля и останавливаемся неподалёку, где-то в полукилометре. Как и пути движения, место для лагеря было выбрано военными — хорошо просматриваемое, на берегу пополнившегося дождевой водой пруда (послужившего бы естественной преградой возможному неприятелю). Приехали. Разбиваем палатки, распаковываем вещи. Вечереет и сегодня мы никуда не идём; у нас тут ещё пара дней. Водители заняты нехитрой готовкой, мы достаём алкоголь и усаживаемся поговорить, попутно угощая старших военных.
Гёревол. В конце недолгого сезона дождей перед сухим сезоном перегона скота кочевники устраивают праздник, на неделю разбивая посреди Сахеля лагерь, где молодые люди будут впечатлять дамочек, краситься, наряжаться, танцевать и петь. Конкурс красоты мужчин водабе длится с небольшими перерывами весь белый день и часть ночи, но чуть за полдень разбавляется гонками. Любой желающий на собственном верблюде может в них поучаствовать. С гонок я и начну, хоть подробно рассказать о них не смогу. Дело в том, что у нас не было внятного гида, способного объяснить смысл и правила происходящего сверх понятого нами самими в общих чертах. Французский язык тоже стал ощутимым барьером, не позволяя пообщаться с кочевниками за жизнь.
Спидигонщик и вся скорбь верблюжьего народа!
Поначалу мы ходим кругом и осматриваемся. Со мной пытаются общаться, но я никого не понимаю. Что не мешает мне щёлкать затвором (кочевники не протестуют съёмкам и даже любят фотографироваться вместе), принимать угощения в виде чая и местной пищи. Кое-где продаются предметы местного промысла, я прицениваюсь, но ничего не покупаю. Кочевники, водабе... кто они?
На территории десятка стран Западной Африки обитает народность фульбе (другие названия — фула или фулани), точное число которых неизвестно и по предположительным оценкам составляет от 10 до 40 млн. человек. Водабе, они же мбороро — немногочисленная (100 тысяч человек по состоянию на начало третьего тысячелетия) восточная ветвь этой народности, живущая в Нигере, Демократической Республике Конго, Нигерии и ЦАР. Водабе, в переводе с их языка, значит "чтущие запреты": кучу предписаний, которые они считают более древними и традиционными, чем у других фульбе. Африка подверглась где агрессивной, а где ползучей исламизации и предписания Пророка уничтожают самобытность. А фульбе были одним из первых народов Западной Африки, принявших Ислам. Так вот, водабе, формально являясь мусульманами, куда тщательнее родственным им народам сохраняют свои обычаи доправоверных кочевников. И фестиваль Гёревол является одним из проявлений своеволия по отношению к религии, так как молодёжь на нём отличается достаточно свободными нравами и может образовывать союзы буквально на одну ночь... ну да я об этом ещё скажу. Между тем, традиционность часто критикуется другими фульбе, через религию пришедшими к цивилизации, просвещению и городской жизни. Конфликт города и деревни.
Водаабе — скотоводы, чьим основным достоянием остаются стада горбатых коров Зебу с шикарными длинными рогами, которые они перегоняют с пастбища на пастбище. Лошади и верблюды относятся к признакам богатства семей их владельцев, т.к. являются скорее излишеством, менее полезным в жизни и требующим средств на содержание; они всё чаще заменяются на более современные средства передвижения, такие как мотоцикл. Которые и позволяют добраться до фестиваля. Коров же с собой не берут: кто-то остался присматривать за стадом. На фестивале вообще было много богатых кочевников (при общей их бедности в целом) — мы встречали моднявые очки, смартфоны и драгоценные украшения у женщин. Что до запретов, то кодекс поведения Водабе подчеркивает сдержанность и скромность (семтеенде), терпение и стойкость (муньял), заботу и предусмотрительность (хаккило) и верность (амана). Также уделяется большое внимание красоте и очарованию. Родителям не разрешается разговаривать напрямую со своими двумя первенцами, о которых часто заботятся их бабушки и дедушки. Днем муж и жена не могут держаться за руки или разговаривать друг с другом в личной манере. Куча запретов крутится вокруг дней, когда женщина "нечиста", ей нельзя подавать еду мужу, прикасаться к членам семьи и скоту.
Уже после поездки я узнал, что о водабе снял документальный фильм Вернер Херцог, "Водабе — Пастухи Солнца". Ещё не глядел, но планирую. Также, есть фильмы "Между двумя мирами" (1999, реж. Беттина Хаасен), "Сахара — Абсолютная пустыня" (2002) с Майклом Пэйлином, этнографический "Танец с Водабе" (2010), которые я по возможности посмотрю .
Мои новые друзья.
Верблюд плевать хотел на 5G.
Да и на вас в целом.
Верблюд вообще скотина неприятная. Не зря перс Кир Великий пугал ими вражескую конницу и одерживал победы над лидийцами.
Спереди верблюд способен обхаркать, сбоку повернуть шею и схватить вас зубами и шмякнуть о дерево или швырнуть на землю.
https://www.youtube.com/watch?v=V-KNhTZ2vtk
Верблюд сцука высокий. Погонщик сидит на высоте человеческого роста от земли.
Я по своим первым поездкам в арабский мир помню: "сесть на верблюда бесплатно, слезть - тен доллар."
Потому что прыгать с этого зверя захочет не каждый.
Верблюд опускается на колени, чтоб пощипать что-то с земли или принять погонщика.
Кстати, нам предлагали бесплатно покататься на верблюде, но никто на моей памяти не рискнул.
Небедные ребята!
Пастухи и воины.
Туарегский меч служит скорее украшением: я брал пару таких в руки и обнаружил, что они даже как следует не были заточены.
Бедный кочевник предпочитает пользоваться луком, более состоятельный — винтовкой или калашом.
Наша охрана присматривает, чтоб никаких калашей в поле зрения.
Кроме тех, что у военных. Монополия на насилие.
У всех своё оружие. У вас автоматы, у меня фотоаппарат и пузо.
Парни в традиционных шляпах и с туарегскими кошелёчками на шее.
"Выпей с нами чаю, чужеземец!"
Готовится к гонке.
Между прочим, верблюжье седло.
Друзяки за руки держатся, а я сбоку, с припёку.
Наконец, соревнование. Что будет его целью? Прийти первым? Проехать на время быстрее всех? Просто не упасть в траву и не обосраться? В гонке участвовало с десяток верблюдов и их погонщиков.
(Мне эта сценка немножко напомнила... ну, щёлкни по картинке)
Активные зрители, перерастающие в участников.
Вот и первый наездник! Сидящий в специальном седле хлопец управляет верблюдом ногами, понукая его криком и палкой, которую держит в правой руке. Своего рода рукоятка "газа", хехе. В левой руке верёвка, заканчивающаяся где-то в пасти животного — очевидно, "тормоз". Кажется, что не все верблюды гоночные; а быть может, не все гонщики умелые. Потому часть "скакунов" ускоряется не погонщиком, а вспомогательным средством: его увлекает за собой на привязи куда более скоростной мотоциклист или всадник на коне! Болельщики радостно орали и махали руками разворачивающемуся действу, а кто-то даже пускался вдогонку на своём транспортном средстве или погонял верблюда криками, мчась рядом.
Юный участник неопытен и его скакуна буксирует на привязи брат на мотоцикле.
Строптивое животное! Иначе зачем веревка обхватывает его аж за челюсть?
Хотя, признаться, жаль скотинку...
В воздухе туда-сюда летает саранча.
Акриды... пища пророков, да праведников-пустынников!
Болельщики.
Женщины тоже пришли понаблюдать за гонкой — не всё на танцоров с певунами любоваться, хочется разнообразия; а тут "цирк приехал". Европейцы не эльфы конечно, но всё равно не часто встретишь. Женщины водабе куда меньше их мужчин уделяют внимания своему внешнему виду. Косметики похоже не носят вообще, зато у них есть перманенты неясного назначения: что значат эти татухи на лице? Семейный или общественный статус? Какая-то древняя магия? Не для красоты же, что в перманенте красивого. Женщины водабе стараются выделиться лишь их пёстрой одеждой. Да ещё объёмом начоса волос сзади наперёд на высокий лоб, формирующего пучок на манер шевелюры бывшего сенатора Валентины Петренко. Видимо, водабе считают, что женщину больше должен красить стоящий рядом красавец-мужчина.
голоса в моей голове
Потому что это расхожее утверждение, что дистанцирование убивает чувства. Сработал стереотип. Но деструктивна не дистанция, тк люди и в одной квартире запросто могут жить как чужие; но "не о чем (ситай - не хочется) поговорить".