Большое Собрание Сочинений
Эль Ноэль
клуб заведен 16-08-2004
постоянные читатели [38]
Ajour, AlekS, Beijing, Bladewalker, chilli, Chuchi, d-r Hogart, DB, Fragil, Hydralisk, Jilli, kaveeva, keyhell, Martin Riggs, SenSeleSSneSS, seventeen_17, SharoWar, ShizoManiak, Tempete, Tutta, Wohltat, Альхен, Андрейка, Библиотека, Бонни, Букля_, Витольд, Джей, кино и немцы, Красавка-гость, Летучий Мыш, Оба-на, ПАРАД УРОДОВ, Серж де Дягилев, ТАРЗАНКА, трансильванка, Щепка, Экшен
участники [10]
alexivanov, kaveeva, keyhell, Marineska, Martin Riggs, Брю, Витольд, Кьянти, Оба-на, Эль Ленэль
закладки:
цитатник:
клуб:
местожительство:
Бразилия, Рио-де-Жанейро
интересы [10]
литература, моя библиотека
20-08-2004 13:26 Эль Ноэль » Врагам Али-Бабы не видеть света дня!
Смотрел вчера фильм "Антикиллер". Все его видели?

Когда-то жил я в одном месте, где было много книг. Большинство из них были из серии "карманный боевик", а часть были в виде брошюр серии "Подвиг" какого-то мифического ныне журнала - "Сельская молодежь", если я не ошибаюсь. Издается до сих пор, по подписке. В ежемесячной брошюре помещаются или два коротких романа, или роман и повесть, или роман и рассказ. Современные авторы там представлены более чем широко.Есть и откровенно говенные романы, есть интересные с точки зрения филологии, реже встречаются классические, проверенные временем вещи, однако новые для современных читателей (тот же Марк Алданов).

Выбирать я мог только между этими книгами и полной тишиной, поэтому приходилось читать. Романы я дочитывал (умеем читать, умеем-с), но прежде чем взяться за очередной, мне требовалось передохнуть. Я не мог начать другую книгу, было противно. Я листал старые газеты, расслаблялся. Затем продолжал. С тех пор не выношу С. Шелдон во всех ее проявлениях.

Прочитал уйму тех книг, которые большинство людей, самодовольно поглаживая корешок уже два года неоткрытого собрания "мудрейших афоризмов умнейших людей", пренебрежительно называют "дешевая, коммерческая литература". Но кто-то же ее читает? Покупают ведь! Кто-то ведь собрал все те книги, которые я там читал. Поэтому я назвал бы ее массовой, а не дешевой.

Откровенно "дешевые", никчемные даже с точки зрения простого времяпровождения книги, не продаются как надо. Людям проще купить толстый журнал сканвордов, и с его помощью почуствовать себя умным и знающим. Я знаю немало парней и девушек (не будем говорить о пожилых, ладно?!), для которых сканворды являются любимой "пищей для ума". Общаться с ними мне обычно трудно. Я могу легко заполнить сканворд, над которым они бъются, и на моем лице появляется отвращение к сделанному. А для них - это класс, это предел, пример, на который надо равняться. И они понемногу презирают меня за это выражение на лице. "И осталось лицо, и побои на нем, ну куда теперь выйти с побоями?"

У массовой литературы есть некоторые явные отличтельные особенности от "серьезной". В ней все понятно любому возрасту. Ее герои - типажи. Обладают очень четкими характеристиками. Вор в таких книгах будет только вором, с первой секунды его появления на страницах и до последней запятой. Его поступки и психология будут резко очерчены рамками его типажа, не более. Он может делать хитрые сюжетные ходы, может сделать даже что-то неординарное, но все равно он будет тем, кем нам его представили вначале. Милиционер останется милиционером. Бандит - бандитом. Астроном - астрономом. И астронома будут интересовать только звезды, его личности не претерпит никаких коллизий или трансформаций. До конца он останется преданным своему узкому делу астрономии.

Говорят, что в подобной литературе герои выписаны недостаточно глубоко. Не всегда. Не бывает, чтобы герой внутренне менялся, но бывает, что он совершает что-то, на первый взгляд, неожиданное. Киллер, по каким-то внутренним соображениям - не убивает жертву (или жертва вдруг убивает его самого). Прогоревший банкир - возвращает деньги вкладчикам. Все, что угодно.

Если же героям удается скатиться в какие-то душевные коллизии, это уже не массовая литература. Уже не action. Еще не "серьезная", конечно, но уже не тот узнаваемый, потому и продаваемый продукт.

Долгий период подобного чтения помог понять, что текст, который мне не хочется перечитывать, является плохим. Похим в любом смысле.

Не о том речь, что я не хочу перечитывать "Доктора Жеваго". Мне там не нравится внутренний ритм фраз - это не проза. Я его не прочитал, отложил, вернусь позже. Но я также отложил "Лолиту" - это мерзкий язык. Вроде бы все интересно, но язык мерзкий. Я отложил.

Речь о том тексте, который я уже прочитал, полностью. И если мне совершенно не хочется к нему возвращаться - он плохой. Поэтому все, кому я даю читать мои собственные тексты, иногда раздражаются от моего простого вопроса: "А перечитать это хочется?" Для меня ответ "да" или "нет" - показатель. Не то, чтобы я уйду в монастырь от ответа "нет", но я соотношу ответ с моим внутренним ощущением от моего, казалось бы, текста. Потому что первый человек, чье мнение о написанном мною мне важно - это я сам.

Насчет "казалось бы". Он не мой, на самом деле. Он был написан мною, но мне не принадлежит. Я родил, а живет он самостоятельно.

Я когда-то удивлялся, как Высоцкий мог забывать слова собственных песен?! Оказалось, мог. Только что написанную песню автору приходится заучивать наизусть, как бы это ни звучало странно. Но это так.


Герои Корецкого (пойдем от первоисточника) обладают всеми узнаваемыми чертами героев массовой литературы. У них четкие, ограненные характеры. Если взяться да переписать в "массовом" стиле книгу "Мастер и Маргарита", то Берлиоз уже не был бы умным, начитанным председателем МАССОЛИТа. Не мог бы. По законам жанра. Он был бы ясным, понятным вруном, лгуном, скотом, двуличной тварью с хорошей зарплатой. А поэт Бездомный - спивающимся, бредовым паршивцем, ничуть не сомневающимся в существовании или несуществовании Исуса, о котором он написал поэму. И Берлиоз не объяснял бы ему ничего. Потому что они не обсуждали бы какие-либо вопросы с тем, чтобы найти общий знаменатель. Четко очерченные характеры не способны эволюционировать. А значит, не способны спорить или обсуждать что-либо. Им все ясно. Они не сомневаются. Они очень рельефные

Герои Корецкого (авторов подобной литературы вообще) - весьма киношные. У персонажей динамичного кино обычно нет времени менять характеры, или вынимать из души какие-то внутренние пласты, способные усложнить их образ. Все происходит быстро. Вот и кино получилось под стать. Наверняка сценарий не пришлось адаптировать, переписывать - он пошел в ход целиком и полностью.

Я не верю той жизни, которую показал автор. Как-то все очень затянуто на один узел. Как шестеренки механизма. Они очень точно пригнаны друг к другу, вынь одно - механизм остановится. В механизмах не бывает лишних или неработающих деталей, для них нет места. Это сложнее пресловутого деления ВСЕЙ жизни на исключительно черное и белое. Отношения между людьми, как и их характеры - это палитра Gray, в которой есть более 17-ти миллионов цветов-оттенков. Поэтому убийца может жалеть птиц или собак, а правильный и честный работник бухгалтерии - избивать жену.

* * *

Есть у меня небольшая программа для быстрого чтения. С ее помощью можно СМОТРЕТЬ книги. Именно смотреть, а не ЧИТАТЬ. Откидываешься на кресле поудобнее, ноги можно вытянуть (на табуретку), можно обложиться бутербродами, затем нажать на "пробел" - и гляди. Текст скачет самостоятельно, глаза смотрять неподвижно в центр экрана. Получается как просмотр настоящего кино. Воображение помогает глазам, и временами возникает ощущение, что смотришь картинку. Единственное неудобство - моргать неудобно. Моргнул - строчку потерял. А чтобы вернуться, нужно остановить и перейти в "режим редактора"...

То, что у меня есть, называется "Super reader". Сделал некто Илья Шальнов, к-рый ведет рассылку "Психотехники бессознательного" (psychology.antinlp). Немного неприятно, что это программа-исследование (или же эксперимент?) на тему нейролингвистического программирования, все-таки мозг у меня один, и не казенный.

Говорят, с ее помощью можно быстро просмотреть большой объем материалов, например, перед экзаменами, и зрительная память будет помогать. Не пробовал. Но читал с ее помощью с монитора "Дозоры", сейчас по вечерам "смотрю" "Трудно быть богом" (кстати, ощущаю счастье взросления; в детстве совсем другое ощущение от этой книги получил, как и от "Рукописи 03", впрочем).

При просмотре фильма "Антикиллер" не покидало ощущение, что я пользуюсь этой нлп-программой. Я удалил его с харда. Без сожаления.


Current music: Калинов мост - Тропы в Китай
Состояние: Брысь!

отредактировано: 20-08-2004 14:28 - Эль Ноэль

Комментарии:
самый умный король ©
"Доктора Жеваго"..? Пастернак тебе не нравится, да?
Молдаванчик
Казимир Алмазов
"Доктор Жеваго" не нравится. С вообще Пастернаком - другая история.
самый умный король ©
Эль Ноэль я к тому, что он Живаго ;) (тм)

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий (виден автору записи)
Закрыть