"...По поводу главной проблемы современного мира художники удачных решений не нашли. Кроме работ израильтянина Давида Тартаковера, который вписывает свое изображение с обозначением «художник» на спине в реальные снимки последствий израильских терактов. Эти плакаты получились такими сильными, что от них хочется немедленно отвернуться."
«Огонек», Без жала
В Израиле не так уж много мэтров дизайна. Один из них - Давид Тартаковер, которого и студенты, и другие преподаватели в "Бецалеле" и в глаза, и за глаза звали просто Тарта. Израиль, все-таки, очень демократичная страна. Декана факультета дизайна все звали просто Джоголь, хотя настоящее его имя было Шимон Зандауз. Тарта вел обязательный курс концептуального мышления на втором курсе, и несколько выборочных на 3 и 4-ом: политический плакат, концептуальный плакат и фестивальная графика. Был он лысым, плотным, нервным и довольно вульгарным шовинистом, резким критиком, любил простой дизайн, ясную идею, говорил в лоб то, что думает, без всяких сентиментов. Имел привычку, когда нервничает, скалиться и выпучивать глаза. Мальчишки с ним грызлись с пеной у рта, но, думаю, все же уважали и любили, как уважают и любят мужчины по-настоящему сильных духом, девицы же линяли с его курсов одна за другой, рыдали от его критики и терпеть его не могли.
Вспоминаются несколько случаев:
Ноа Касуто никак не могла сдать свой проект - Тарте ничего не нравилось. Когда она в пятый раз принесла очередное вымученное произведение, Тарта ей сказал: "Знаешь что, ладно - 60 (проходной балл - 55)." - и добавил: "А ты сегодня специально пришла в мини-юбке? Я знаю, специально..."
Лиат (она тоже работает со мной у Баруха, девушка высокая, красивая, талантливая и очень чуствительная - как раз таких Тарта терпеть не может) была оскорблена до глубины души Тартиной записью в ее годовом листе оценок: "Е...ля - это еще не все в жизни". Мы все до сих пор гадаем, что он имел ввиду.
Курс фестивальной графики у 3-4 курсов вместе. Из 4-го его выбрала одна я, все остальные - с 3-го курса. С Тартой они встретились впервые и впали в ступор. К третьему уроку просто перестали приносить эскизы, не понимали, что он от них хочет (он кричал на них), боялись вешать на стены то, что принесли и т.д. Тогда он собрал весь класс и начал орать: "Пусть кто-нибудь обьяснит мне, что происходит! Почему вы мне приносите сплошные банальности, или вообще ничего?" Молчание. Тогда я сказала (на меня этот вульгарный дядька не то, что не нагонял страх, а даже чем-то был симпатичен): "Тарта, они тебя просто боятся. Ты орешь на уроках."
Тарта завращал глазами, стукнул кулаком по столу, оскалился и завопил: "А чего меня боятся? Что во мне страшного? Пусть поднимет руку хоть один, кто меня боится!.."
Никто не поднял. Все боялись...
Но хуже всего он повел себя с Голаном. Резкий, прямолинейный, ультра-левый, Голан Тарту обожал, и в душЕ, думаю, мечтал стать таким же. Свой финальный проект Голан решил сделать об убийстве Рабина. Каждый студент мог попросить любого преподавателя на факультете быть ведущим его проекта, и если тому проект был интересен, он соглашался. И, естесственно, Голан попросил Тарту, создателя мемориала Рабина в Тель Авиве. Дело было в студенческой столовой, где Тарта как раз жевал свой бутерброд на обед. Выслушав Голана, он сказал:
- А сколько ты мне заплатишь?
- За что? - не понял Голан.
- Ну, за то, что я буду вести твой проект?
Голан обалдел и залепетал:
- Ну... Нам Джоголь сказал... что мы можем попросить любого, и если тот согласится... имелось ввиду, бесплатно, конечно... это входит в зарплату преподавателя...
- Ничего не входит! Я согласился вести курсы, а не заниматься благотворительностью. В остальное время я занят. Хочешь - плати. Кстати, а о чем твой проект?
Голан сказал, после чего Тарта бросил бутерброд, завращал глазами и заорал на всю столовую:
- Ты хочешь, чтоб я тебе в этом помогал? Да я знаю, что ты собираешься сделать! Ты сделаешь из моего мемориала макдональдс! Да я тебя провалю! А ну, катись отсюда!"
И-таки провалил, свинья.
И все же, при всей его вульгарности, личность он действительно, неординарная. Его политические и социальные плакаты, напечатанные им за свой счет, по нескольку раз в год будоражат весь Израиль. Без таких, как он, израильский дизайн был бы вообще бесцветен.
новогодняя открытка Давида Тартаковера