Фрактал маньяка
OldBoy
дневник заведен 19-07-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [68]
Интернет, психология, книги, чтение, буддизм, хокку, Питер, мосты, самосовершенствование, дзен, философия, история, восток, наука, афоризмы, Религия, бытие, коммунизм, фашизм, античность, экзистенциализм, Третий Рейх, контркультура, Нацизм, свобода выбора, идеология, Инструментальная музыка, тоталитаризм, постмодерн, метафизика, Борьба самбо, Марксизм, артхауз, письмо, субкультура, онтология, дискурс, язык искусства, эротика текста, социальная синергетика, нарративная логика, Постструктурализм, Смерть автора, диалектика, Концепты, Самоидентификация, Пустой знак
01-02-2006 01:56 О Хайдеггере
Мишель Фуко: Сначала я читал Гегеля, потом Маркса. Но всё моё становление как философа было обусловлено моим прочтением Хайдеггера. Вероятно, если бы я не прочёл Хайдеггера, я не читал бы и Ницше. Ницше сам по себе ничего мне не говорил. Тогда как Ницше вместе с Хайдеггером произвели настоящий философский шок! Но я никогда ничего не писал о Хайдеггере, а о Ницше написал совсем небольшую статью; однако же двух этих авторов я читал больше всего. По-моему очень важно читать небольшое количество авторов, вместе с которыми ты думаешь, над которыми ты работаешь, но о которых не пишешь. Возможно, когда-нибудь я о них напишу, но тогда они перестанут быть для меня орудиями мысли.
© Источник: Интеллектуалы и власть. Избранные политические выступления и интервью. Часть 3.

Жак Деррида: Формирование моих философских воззрений шло под сильным влиянием Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера. Воздействие Хайдеггера, особенно в том, что касается преодоления греческой метафизики, было наиболее длительным. У Гуссерля, чьё творчество я изучал детально и скрупулёзно, я научился осторожности и сдержанности в вопросах методологии, точности в постановке вопросов и их разрешении. Однако мне всегда был чужд пафос Гуссерля и его феноменологической теории существования. С Хайдеггером меня связывали более таинственные, экстенсивные узы. Интерес к его творчеству был не столько методологическим, сколько экзистенциальным. Круг тем, затронутых этим философом, всегда казался мне чрезвычайно важным. Это касается в первую очередь его идеи "онтологического различения", его прочтения Платона и его теории взаимодействия языка и Бытия. Мне кажется, в Хайдеггере живо ностальгическое стремление восстановить подлинный, первоначальный смысл Бытия. Представители разных поколений читают и перечитывают произведения Хайдеггера именно потому, что усматривают в них перспективу, возможность развития исследуемых философом явлений. Мы идём с Хайдеггером по одной дороге – "дороге познания", но средства выражения у нас разные. У нас различное понимание сущности и роли языка. С этой точки зрения, моя глубинная близость Хайдеггеру одновременно являет собой и "неблизость".
© Источник: Диалоги о Европе. Раздел III – Философия.
Комментарии:
Старый
Первый раз слышу о Хайдеггере...
02-02-2006 00:00
Камрад
Карл Ясперс:... В мае он был у нас недолго и в последний раз — для выступления с докладом в качестве ректора Фрейбургского университета перед гейдельбергскими студентами и профессорами. Товарища Хайдеггера приветствовал председатель гейдельбергского студенчества Шеель. По форме доклад Хайдеггера был великолепен, по содержанию — это была программа национал-социалистического обновления университета. Он требовал тотального преобразования духовной сущности. Работающие сейчас профессора, говорил он, в большинстве еще не способны к новым задачам. Через десять лет будет привлекаться новое поколение способных доцентов. Тогда мы должны будем эти наши должности оставить. До тех же пор будет переходное состояние. Он негодовал, критикуя многие явления университетского бытия, в том числе и высокие оклады. Его наградили бурными аплодисментами студенты, жидкими хлопками — профессора. После этого мне не хотелось разговаривать с ним. Однако разговор состоялся. «Мы ожидали, — сказал я, — что вы вступитесь за наш университет и его давние традиции». Он не ответил. Я заговорил о еврейском вопросе, о злостной бессмыслице насчет «сионских мудрецов», на что он заметил: «Существует опасная интернациональная связь евреев». За столом он сказал довольно сердито, что слишком много развелось профессоров философии, это, мол, безобразие, во всей Германии достаточно держать двух или трех. «Каких же?» — спросил я. Никакого ответа. «Как может такой необразованный человек, как Гитлер, править Германией?» — «Образование не имеет значения, — ответил он, — посмотрите только на его удивительные руки!»

...

То, что произошло с Хайдеггером в 1933 году и что с ним могло произойти, поднимает новые вопросы. Мы стали противниками не через книги, а через дела. Философские же мысли нужно понимать в связи с делами мыслящего.
© Источник: Фауст и Заратустра. Карл Ясперс. "Хайдеггер"
02-02-2006 10:51
Маниак
Мартин Хайдеггер - Карлу Ясперсу
Фрайбург-им-Брайсгау, 27 июня 1922 г.
Дорогой г-н Ясперс!
<...>Либо мы всерьез относимся к философии и ее возможностям как к принципиальному научному исследованию, либо мы как люди науки впадаем в глубочайшее заблуждение, продолжая барахтаться в произвольно выхваченных понятиях и наполовину проясненных тенденциях и работая только на потребу.
Выбрав первое, выбираешь опасность поставить на карту все свое "внешнее" и внутреннее существование, заведомо зная, что успеха и результата этого не увидишь.

Без всякой сентиментальности я отдаю себе отчет в том, что для философа как ученого возможен лишь первый путь. Это вещи, о которых не говорят и которые в беседе вроде нынешней лишь обозначают. Если не удастся позитивно и конкретно пробудить такое сознание у молодежи, то вся болтовня о кризисе науки и тому подобном так болтовней и останется. Если нам самим не ясно, что такие вещи мы, сами их и формируя, должны показать молодежи на собственном живом примере, то у нас нет ни малейшего права жить в научном исследовании.<...>

Я желаю только, чтобы Вы без ущерба для объективности подошли к делу еще решительнее. Излишняя осторожность Вам совершенно не нужна.<...>
Сердечный привет всей Вашей семье,
Ваш Мартин Хайдеггер.

Карл Ясперс - Мартину Хайдеггеру
Гейдельберг, 2 июля 1922 г.
Дорогой г-н Хайдеггер!
<...>Мое отношение к университетской философии становится все более однозначным, чем дольше я к ней причастен. Слишком беспокоиться о ней - пустая трата времени, если не вникнул в настоящих великих философов и в современный дух до предела своих сил... У меня есть только желание рассчитаться сразу по всем статьям, - чего только нет на совести у этих университетских профессоров! - но пока я это откладываю, во-первых, потому, что сам не чувствую себя свободным от греха и еще борюсь за полное место университетского профессора, а также потому, что, прежде чем сводить счеты, надо иметь собственные положительные достижения.<...>
Сердечный привет Вам и Вашей жене,
Ваш Карл Ясперс.
© Источник: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс. Переписка 1920-1963.

Из хронологии жизни Мартина Хайдеггера:

22 апреля 1933 Хайдеггер избирается ректором Фрайбургского университета.

1 мая 1933 Хайдеггер вступает в национал-социалистическую рабочую партию, членские партийные взносы он будет платить до 1945 г. Именно в мае происходит последняя встреча с Ясперсом - Хайдеггер приезжает с докладом "Университет в новом Рейхе" уже в качестве ректора в Гейдельберг; позже Ясперс охарактеризует этот доклад как программу национал-социалистического обновления университета. 4 мая Гуссерль в письме своему ученику Дитриху Манке пишет о том, что вступление Хайдеггера в партию является концом их "философской дружбы".

Весна 1934 Начинает проявляться конфликт Хайдеггера с университетскими профессорами и партийными чиновниками в министерстве. Эрнст Крик, один из основных философов национал-социализма, в издаваемом им журнале пишет, что смысл философии Хайдеггера - "откровенный атеизм и метафизический нигилизм, представленный у нас преимущественно еврейскими литераторами, то есть фермент, способствующий разложению и распаду немецкого народа".

23 апреля 1934 Хайдеггер уходит с поста ректора Фрайбургского университета.
© Источник: Мартин Хайдеггер: сборник статей/Составитель Д.Ю.Дорофеев

«Хайдеггер был членом национал-социалистической партии до конца второй мировой войны. Это бесспорный факт. Преданность Хайдеггера партийным взглядоам под вопросом. Больше, чем его связь с нацизмом, многих беспокоит то, что Хайдеггер так и не пожелал объясняться на эту тему, лишь назвал своё вступление в партию "своей самой большой глупостью".»
© Источник: Эрик Лемей, Дженифер А.Питтс. Хайдеггер для начинающих

«МУЖЧИНА: ...это паллиатив.
ВОЛОДЯ: Чего?
МУЖЧИНА: Ну, вынужденный ход.
ВОЛОДЯ: И что?
МУЖЧИНА: Вынужденные ходы в этой игре недействительны».
© Источник: Владимир Сорокин. Четыре

Удастся ли спасти Хайдеггера-философа от Хайдеггера-политической фигуры?
02-02-2006 20:32
Камрад
OldBoy Ах! Я предполагал, что вы более компетентны в этом вопросе. Поэтому, пальму первенства смело отдаю вам!

Иллюзии относительно нацистского режима Хайдеггер быстро утратил. Он оставляет пост ректора и отходит от всякой политической деятельности.
Этот эпизод в его биографии ярко демонстрирует как человек с устоявшимися взглядами подвержен «массовому одурению» со стороны властвующего режима. Но рассудительная логика человека и личные воззрения, впоследствии могут оказать положительный характер.
03-02-2006 00:07
Маниак
Mishgun,

Творчество индивидов, оказывающих мощное влияние на формирование идей, всегда вызывало неподдельный интерес и к их личностям. Хайдеггер не избежал разговоров о связи его с нацистским режимом. Обвинения и упрёки со стороны своих коллег и друзей посыпались на него сразу же после того, как он занял должность ректора и в своей речи выразил идею реформы высшей школы.

Был ли Хайдеггер убеждённым нацистом? Я склонен считать, что нет. Он не был фанатиком режима. Его аспирантка Ханна Арендт, написавшая классическую работу по политологии "Истоки тоталитаризма" и философское исследование "Vita activa", была еврейкой, связь с ней Хайдеггер поддерживал в письмах после того, как она вынуждена была покинуть Германию и эмигрировать в Америку по политическим соображениям. Однако, стремление вытащить наружу грязное бельё и обнародовать факты из личной жизни и тем самым вызвать сенсацию всегда присутствовало в обществе. Хайдеггера обвиняли чуть ли не в интимной связи с Арендт.

Хайдеггер интересен не своими политическими взглядами, о которых он предпочитал не распространяться, а в первую очередь своей фундаментальной онтологией, своей глубокой философией, своим прорывом в исследовании вопроса о том что есть Бытие. Хайдеггер интересен именно этим, ибо его идеи оказали влияние на всю современную философию. Вопрос же его связи с нацизмом лично меня интересует в последнюю очередь. То же относится и ко многим другим деятелям. Маяковского тоже обвиняли в том, что он продался советским властям и его стихи - пропаганда коммунистических идей, но мне он интересен не только этими стихами, у него есть глубоко лиричные, сильные стихи. Фуко был гомосексуалистом, умер от СПИДа, но меня больше интересует его творчество, а не его личная жизнь.

P.S.
меня можно на "ты".
03-02-2006 19:33
не сотвори из меня кумира
OldBoy супир=)))
Закрыть