Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
10-07-2004 14:35 Духовные импотенты - 2
Духовные импотенты - что-то среднее между умственно полноценными людьми и интеллектуальными кастратами. Индивиды не имеющие органа мысли к психологам и тому подобным деятелям не ходят, нет у них такой потребности. Люди имеющие нормальные мозги – тоже, но по другой причине. Психолог не может сказать им больше чем они знают сами. Верней говоря, поскольку психолог является частным случаем человека, они могут контактировать с ним как со всяким человеком, если считают его умным, интересным и в других отношениях достойным общения. Они могут совместно обсуждать вопросы, полемизировать, советоваться с ним, как с любым другим человеком, о специальных вещах. Но они не ходят к нему за "смыслом жизни" и будут решительно возражать если он попытается навязать им такой смысл. Они не просят его поведать им нечто о них самих и будут решительно опровергать такие рассказы. Они не спрашивают у него советы по каждому поводу и вежливо отказутся от таких советов если они будут предлагаться. Они не считают его окончательным источником истины и расстанутся с ним если он возомнит себя таковым. Их общение происходит равноправно, т. е. по принципу "коллега-коллега" или "друг-друг", но не "ученик-учитель".

Но хотят ли духовные импотенты услышать от своих гуру истину? Конечно, нет. Истина, как правило, противоречит их представлениям о самих себе и поэтому воспринимается в штыки. Фрейд ошибочно усматривал в этом сопротивлении исключительно невротическую защиту. Заблуждения упорно отстаиваются даже если не имеют отношения к личности заблуждающегося, хотя наличие такого отношения дополнительно усугубляет дело.

Правда, обращение к психологам обычно связано с жизненным кризисом, вследствие которого экзистенциальные воззрения становятся менее категоричными, более терпимыми к коррекции. Естественно, это происходит от заблуждения что причины кризиса лежат в рассудочных убеждениях, а не в объективных обстоятельствах, и что инструментом преодоления проблемы является исправление этих убеждений, а не жизни как таковой. Понимающие это люди относятся к своим убеждениям куда бережней и энергично сопротивляются попыткам их "вылечить", но духовные импотенты такого понимания не имеют по определению. Однако внушаемость духовных импотентов мало помогает их просвещению, поскольку от новых убеждений, которые проповедует гуру, духовный импотент ожидает, опять же, не истинности, а простоты и удобности. Ему надо залатать дыру в самосознании, якобы имеющую отношение к его проблемам по жизни, а чем она будет залатана – духовному импотенту не столь важно, лишь бы новая жизненная позиция не требовала больших умственных усилий.

Следовательно, гуру никогда не будут вещать истину. Им хочется кушать, поэтому они вынуждены ориентироваться на спрос. Правда, личный авторитет гуру может ослабить эту суровую зависимость. Но гуру с харизмой редки, особенно среди теоретиков.

P. S. Сказанное, естественно, не относится к психотерапии, а тем более к психиатрии, то есть проблемам медицинского плана.
Закрыть