Пауль Клее — швейцарско-немецкий художник, фамилия которого читается с ударением на первый слог, художник герметичный, камерный и очень тихий. Интеллектуал, оставивший после себя теоретических работ не меньше, чем произведений; преподаватель Баухауза; друг Кандинского; один из основоположников абстракционизма — это, однако, не мешало и сюрреалистам, и экспрессионистам, и — позже — абстрактным экспрессионистам — считать его своим предшественником. Не такой известный, как Пикассо, не такой метущийся, но не менее гениальный.
Начинает Клее со сказочной и в чем-то мифотворческой графики, которую сюрреалисты вместе с автоматическим письмом, придуманным как раз Клее, и считали отправной точкой. После поездки в Тунис в его творчестве появляется цвет, который ему никак не давался до этого, и — в том числе и вследствие огромного влияния Кандинского — первые абстрактные опыты. Именно с этого момента о Клее можно говорить если не как о состоявшемся художнике (поскольку его творчество, как и каждая отдельная его работа, есть становление, и он, словно повторяя Ницше, каждый раз утверждает: «Становление более важно, чем бытие»), — то по меньшей мере как о Клее привычном, узнаваемом.
читать подробнее
Якось я йшла повз квітковий...
[Print]
Та сама киянка