Сады Армиды
Armide
дневник заведен 05-11-2017
постоянные читатели [11]
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [5]
антиресы [5]
Воскресенье, 31 Декабря 2017 г.
02:55
Всю жизнь стебалась над Бергеном с его обеспечиваемой Гольфстримом среднегодовой температурой +10 (летом +15, зимой +5, остальное указанный термостат), а что-то в этом году и наши края приблизились к Бергену. В июне +10, в декабре +3. Причем все время. Поразительно.
Погода в Бергене ужасна и чем дольше, тем больше навевает мысли о суициде. Приятель из Питера думал, что после Питера он готов к любой депрессивности городу, но нет - Берген своими 11 месяцами пасмурных дней в году способен удивить и питерца.
А я не из Питера и тем более не готова к превращению своего города в Берген.
Но есть в Бергене и плюсы - например, там прижились магнолии и прочие южные деревья. Странное, доложу вам, впечатление складывается ранней весной - ни одного листика на местных деревьях и даже почки еще спят крепким сном, как и полагается у северных видов в начале марта - а южные вовсю цветут своими огромными экзотическими бандурами. И вечные плюс десять.
Воскресенье, 24 Декабря 2017 г.
23:24
Однокурсница запостила свое фото с еще одной однокурсницей в ФБ. Смотрю и ужасаюсь - обе были красотки, одна выглядит так же, как во студенчестве, другая уже вся в морщинах. Кстати та, что не изменилась - живет в Москве, а та, что состарилась - в Норвегии. Дело конечно не в стране (что бы там ни говорили про самый высокий уровень жизни, бла-бла), а в генетике. Образ жизни влияет, но образ жизни образованных городских женщин без вредных привычек, не занимающихся тяжелым физическим трудом, тем более на открытом воздухе - везде примерно одинаков.
22:35 Priecigus Ziemassveetkus!
Половина моей семьи празднует Рождество сегодня-завтра.
Пользуясь случаем: католиков среди них нет. И в очередной раз (как и каждый год) удивляюсь - почему католическое Рождество-то? Что за пренебрежение к протестантам - я уж не говорю, что в последние годы все больше православных стран переходит на новый стиль и в церковном календаре ладно, нафиг этих предателей Но протестантов за что?
Четверг, 21 Декабря 2017 г.
19:58
Пообщалась сегодня с человеком, который напомнил мне анекдот, рассказанный когда-то одной знакомой, год прожившей в Израиле. Еврейский анекдот, в общем.
- Как сирийскому еврею проще всего покончить с собой?
- Упасть с уровня своего самомнения до уровня реальности.
Вторник, 19 Декабря 2017 г.
02:56
За каким-то читаю англофандомные (ГП) разборки времен динозавров и хвощей. И там посреди прочего выплыло, что недавно Шеррилин Кенион подала в суд на Кассандру Клэр за плагиат, сначала сюжетных линий и характеров персонажей, но потом эту часть иска убрали (за бесперспективностью, полагаю, очень сложно доказать в таком шибко вторичном жанре как young adult fantasy), оставив плагиат "торговой марки", что тоже сомнительно доказуемо, и тем не менее иск жив и суд в сентябре следующего года, но цимес не в этом. Кассандра Клэр прославилась в ГП помимо прочего откровенным плагиатом - то есть, буквально, она тырила целые абзацы из малоизвестного автора фэнтези Памелы Дин, не считая многочисленных заимствований из известных телесериалов и шоу, которые она постфактум (когда разразился скандал) назвала пасхалочками и игрой в угадайку. Нынешние ее книги даже меньше заимствуют у Кенион, нежели у другого актуального автора, на счастье Клэр, англичанина и поздно опубликованного в США Филипа Рива, да и абзацами она больше не таскает (кто знает, конечно, но учитывая, что у нее с ГП осталось достаточно владеющих интернетом и начитанных врагов, вряд ли она решится). Дело в том, что в свое время ГП-шного "тысячника", выражаясь терминами русского сегмента, она натравливала на критиков (и критиков друзьяшек) свою бету, в реальной жизни юриста по (иронически) интеллектуальному праву и прочих юридических друзьяшек, чем изрядно застращала традиционно юридически робких американцев-софэномцев - но и память по себе оставила соответствующую. В общем, все это время бывшие ГП фаны стонали, что никого в реальном мире не интересует ее фандомное плагиаристическое прошлое, несправедливо, но тут возник шанс, что на суде таки вытащат старое грязное белье, которое она все время запихивает в шкаф и которое постоянно то тут, то там вылезает. Интернет действительно помнит все, даже если оригинальные ссылки давно сдохли.

А еще ирония судьбы такова, что в результате необдуманного контракта она продала права на экранизацию своих книг за миллион долларов и роялти, плюс теле-экранизацию за тысячу долларов за эпизод. И вот кино сняли, оно провалилось, и больше не планируется, т.е. никаких больше денег. А сериал (за который она получает фиксированных 1000 долларов за эпизод) по решению продюсеров забил на автора, пишется сценаристами как им хочется и внезапно стал популярным (Shadowhunters). То есть нагло своровали ее "идею" (купили, но от этого не легче), платят копейки и даже в паблисити ее ограничивают, а то и просто вырезают фото, где она снялась с актерами. Казалось бы, радуйся, люди живут по твоим заветам, творчески переосмысливают чужие идеи на радость людям (так где-то формулируется в ответе на иск Кенион), но в данном случае оно почему-то не работает

Смешно также, что человек, выступавший (и, судя по ответу на иск, по-прежнему выступающий) за свободный обмен идеями, закрывает сайты своих критиков именно под предлогом нарушения авторского права. Они его не нарушают, просто цитируют ее тексты со всей атрибуцией в рамках fair use, но поскольку администрации нынешних соцсетей проще удалить, чем разобраться (да-да, на благословенном свободном Западе это именно так), цензура работает.

Попутно узнала одно новое для себя слово - stan (stalker+fan, одержимый фанат другими словами, см тж одноименный персонаж одноименной песни Эминема Stan), и одну новую (юридическую) концепцию limited purpose public figure. Официального перевода, как и самой концепции, на русском еще нет - "общественный деятель в ограниченной сфере деятельности" (?) Суть в том, что это знаменитость, знаменитая не потому, что ее деятельность полезна и важна для общества, а потому, что сама добивается известности для достижения своих субъективных целей. Поэтому неправильная репрезентация таких личностей (например, ядовитые шутки - ну или не совсем задокументированные рассказы о фандомном прошлом) не считается диффамацией, если не доказан злой умысел распространяющего.
Среда, 13 Декабря 2017 г.
21:26
На первом курсе я посещала семинар главного кафедрального монстра и Светила Науки. Семинар был общий, из тех самых ее легендарных семинаров, которые-никогда-не повторяются, поэтому и нам, салагам, было посоветовано прийти (хотя и подразумевалось, что мы не поймемЪ), но не упускать же такую once in a lifetime возможность.
Посвящен семинар был чтению древнескандинавских рунических надписей. Надписей тех осталось сравнительно немного, то ли потому, что викинги предпочитали высекать их на камне, а много не навысекаешься, то ли потому, что только камни из всех использованных поверхностей и сохранились. Поэтому обозреть можно было все. Проблема была в том, что часть из них оказалась нечитаемой - просто бессмысленное сочетание рун. Монстр не стала сильно мучиться дешифровкой, и выдвинула гипотезу, что раз в сразу нескольких (читаемых) надписях встречается слово ALUS (пиво), то у этого слова был еще какой-то сакральный смысл, что вообще викинги брали на себя труд долбить руны только в сакральных целях (тут даже не поспоришь особо, особенно когда это надпись, на, скажем, могиле и недвусмысленно советует дорогому покойничку сидеть там и не высовываться), и что слово ALUS есть даже там, где на первый взгляд его нет. Как пресловутый суслик. Поэтому если в той нечитаемой надписи мы передвинем вон те руночки, одну добавим, а две с конца отбросим - получим искомый alus и еще какой-нибудь ясень, потому что гладиолус Иггдрасиль, как же иначе. А в другой уберем вон те лишние в середине через одну - и получим что? - конечно же, alus.
Семинары были раз в неделю, мой скепсис выдержал месяц. На четвертом курсе она вела у нас уже обязательный семинар по специальности. Именно ей принадлежал единственный учебник, который я когда-либо швыряла об стену - там был сплошной поток птичьего "научного" языка, а окончательно триггернуло меня слово "фундировать", которое до сих пор активно не люблю. Возможно, фундируй она получше свой alus, я была бы менее предвзята.
Вторник, 12 Декабря 2017 г.
01:55 Буковский знал бы...
Пока искала эту песню, наткнулась на древний запрос на каком-то латышском портале: "Что подарить мужчине, если он любит Буковского, рыбалку, а по характеру похож на Хауса?" беги от такого, девушка, беги
Короче, Буковский знал бы, чем заняться, новая песня старой группы Satellite LV - так давно и надежно далека от подобной музыки, что уже забыла, как стиль называется (инди, альтернатива, пост-чего-нибудь...). Зато отчетливо слышу ускоренный рифф из "Спокойной ночи" Кино.
Понедельник, 11 Декабря 2017 г.
17:14
Политика в виде единственно правильной линии партии тоже наступает на goodreads - правда, пока ее сливают в отстойник никого не интересующие категории. Таким образом в финалистах мы видим сразу двух поэтесс, вещающих о тяжкой доле черной женщины в современных Штатах. А детям о Ленине "маленьким феминист(к)ам и мини-активист(к)ам" об "американских женщинах, которые изменили мир" (имеются в виду США, конечно) Челси Клинтон номинирована в категории "книжек с картинками". Челси скромно не поместила свою матушку в число 13 Великих, хотя, как пишет комментатор, ее портрет и имеется в книжке на заднем плане.
Впрочем, матушка зато, в отличие от дочери, стала победительницей, и в престижной к тому же категории "Автобиографии и мемуары" - что логично, наверное многим хотелось узнать что пошло не так что делать и кто виноват What happened? из первых уст.
04:45
Зашла на goodreads - там, наконец, вывесили лучшие книги года по их версии. Победители обычно предсказуемы - книга американского автора про американцев (если это не Роулинг ) - от фэнтези до истории, от поэзии до научпопа. Но в финальных номинациях попадается всякая трава. В последние годы, поскольку Россия снова появилась на карте мира, чего-нибудь про этих странных песьеглавцев людей обязательно выплывет. В прошлом году это был роман о некоем графе Ростове, за упорство в своих аристократических заблуждениях осужденном большевистским трибуналом на бессрочный арест в гостинице "Метрополь", где оный граф и сидит и наблюдает происходящее в СССР (in 1922, he is deemed an unrepentant aristocrat by a Bolshevik tribunal, the count is sentenced to house arrest in the Metropol, a grand hotel across the street from the Kremlin. Rostov, an indomitable man of erudition and wit, has never worked a day in his life, and must now live in an attic room). Номинация "историческая проза". Не фэнтези. Не проза, куда влезает и магический реализм. Полагаю, автор-таки чувствовал, что пишет историческую траву, а не historical fiction, но широкий читатель goodreads об этом не догадается
В этом году поступили логичнее, и русское фэнтези поместили в фэнтези. На фоне предыдущего оно выглядит куда фактурнее. Автор изучала русский язык и даже стажировалась в Москве, и где-то на уроках русского, подозреваю, травмировалась вдохновилась известным советским ужастиком фильмом-сказкой "Морозко". В "Медведе и соловье" Морозко - демон холода (frost demon), аватар бога смерти Карачуна, которого местные пытаются задобрить, но потом у главной героини Дуняшки появляется городская мачеха, верующая, и запрещает эти языческие штучки. Дальше аннотация обещает тяжкие испытания (с Дуняшкой в роли Настеньки?) - в общем, это даже можно читать, видимо.
Воскресенье, 10 Декабря 2017 г.
01:47
Слушала сейчас "Барочную практику" и там цитировали письма Моцарта к отцу, где Моцарт описывал симфонию, которую пишет. Вот, пишет он, сейчас придумал пассаж, от которого публика будет в экстазе. Исследователи смотрят нотный текст с лупой - что за пассаж? где кипятком писать? - непонятно совершенно. А Моцарт сообщает и в другом письме, типа, папа, я был прав, на том пассаже публика начала аплодировать в восторге. Ну, в итоге нашли-таки этот знаменитый пассаж - всего-навсего четыре такта, где скрипки играют мелодию в унисон и легато. Это было непривычно в контексте (классицистской) музыки той эпохи (музыкальной риторики, как они там выразились), ново для слушателей, вот народ и среагировал. А для нас - ничего такого.
Малхазов упирал на то, что вот-де тогда аудитория Моцарта была сплошь аристократия, все они были настолько музграмотны, что могли оценивать музыку - и новаторство - как специалисты. А мы-де сейчас воспринимаем музыку только на чувственном уровне, поэтому и не понять нам всю сложность замысла автора.
А я бы сказала, что то, что в музыке не ощущается на чувственном уровне - либо пустой авторский выпендреж (оно же самовыражение бла-бла), либо красивые, да, но вишенки на торте. И если больше ничего нет - значит, есть, ну, слушать, там особо нечего. Это я не про Моцарта, если что, хотя и не фанат, а прежде всего про т.н. современную академическую музыку. Ту самую, которая красиво выглядит в нотах (и вообще, так еще никто до не выпендрился), которая предъявляет высокие требования к технике и поэтому может быть интересна для исполнителя - но на чувственном уровне как музыки ее нет, поэтому впарить ее широкой аудитории слушателей невозможно. А не потому, что слушатель нынче такой музбезграмотный пошел. Мне вот и грамотность не помогает
И еще - новшество не является достижением само по себе. Если оно стоит чего-то само по себе и тогда, когда перестает быть новым - то да. А если нет - то что оно было, что его не было, какая разница.
Суббота, 9 Декабря 2017 г.
03:45
Одной из постоянно всплывающих в воспоминаниях и анекдотах характеристик Стюартов был их рост. Очень хороший рост.
Мэри Стюарт "считалась красавицей, несмотря на ее почти шесть футов роста" (то есть почти 1, 82 - ну около 1, 80), ее первый муж Генри Дарнли, еще один кузен-Стюарт - или "этот верзила" (that long lad), по выражению Элизабет Тюдор - был выше шести футов.
Правнук королевы Мэри принц Руперт был, возможно, одним из самых высоких людей королевства с ростом в 6, 4 фута (193 см) - в те времена, когда средний рост в Европе упал до своего минимального минимума в 167 см. История про него следующая - во время гражданской войны он был одним из лучших, и уж точно вернейшим и храбрейшим (хотя ума в двадцать с копейками лет ему не всегда хватало) военачальников своего дяди. А еще во всех бочках затычкой. Как-то королю Чарльзу потребовались лазутчики, для очень опасной и тайной разведки в тылу врага, и принц Руперт загорелся идеей. Дядя только окинул его - продолжительным - взглядом и отказал. "Но почему?" - воскликнул Руперт под смех окружающих.
Другой правнук Мэри и кузен предыдущего, Чарльз II Стюарт, был чуточку пониже - 6, 2 (1, 87 см). Он любил хорошо одеваться, а по тем временам это значило много кружев и рюшей и для мужчин тоже. Несмотря на все желание, одевался он вне официальных ситуаций довольно строго, потому что с его ростом, как он жаловался, в этих бантиках он больше всего напоминает майский шест (maypole).
С Чарльзом II и его ростом связана и легенда, почему во флоте за здоровье короля (королевы) пьют сидя. Якобы на пути из Голландии в Англию свежереставрированный король Чарльз пил с офицерами своего флагмана. Ну и каждый второй тост был, естественно, за здоровье короля, чтоб ему царствовать вечно, ясное дело - встали, чокнулись. А размеры кают-комапании были рассчитаны на то, чтобы было удобно людям среднего роста (см выше). На худой конец выше среднего. Но не на короля. В конце концов ему надоело стукаться царственной макушкой о потолок - или пригибаться носом в бокал - и он сказал: "Я и так верю в вашу лояльность, джентльмены, давайте не будем вставать". Вот так и повелось с тех пор.
Пятница, 8 Декабря 2017 г.
21:31

"Я вырвала сердце и бросила его собакам, пусть собаки дерут то, что когда-то раздирало меня"
Все-таки эти роковые жэнщины из преступного мира советского кино такая прелесть, как и их вокальные номера. И вот казалось бы разные поэты разных национальностей писали для "Бриллиантовой руки" и для этого фильма, но общая традиция скрещивания иронического абсурдизма с наивным абсурдом городского романса - выдерживается.
20:06
Среда, 6 Декабря 2017 г.
04:10
Интересно, только меня стремает "запсь сохранена (c)", что появляется после нажатия "готово" при отправке-редактуре?
Мне каждый раз кажется, что я проваливаюсь в иную реальность, что кто-то заэффектил бабочкой прошлое и я тут теперь одна такая в чужом мире.
Тяжело нам, граммар-наци.
Понедельник, 4 Декабря 2017 г.
00:49
О, и ФБ напомнил - прямо в мою ностальгическую струю.

Разговорами о пропаганде навеяло. Никогда не забуду, как на пятиминутке толерантности (оно как-то по-другому называлось, но не суть) маршировала вместе с прочими норвежскими одноклассниками, разучивая строки великой песни группы Chumbawamba: "Homophobia - the worst disease, you can't love who you want to love in times like these!"
Там еще что-то было про piss and beer on the floor (трагического героя избили в мужском туалете бара), но милосердное время изгладило из памяти, а припев засел видимо уже до смерти. Стыдно было в этом участвовать - для меня такое было впервые. Зато я лучше поняла матушку, которая до сих пор с отвращением вспоминает, как они, преподаватели университета, слушали чтение великого произведения Л.И. Брежнева "Малая земля". Хоть отрывки наизусть учить не заставляли
Воскресенье, 3 Декабря 2017 г.
23:23
Норвегия - прикольная страна в том смысле, что монархия там есть, а вот с аристократией - облом. Нет ее, не завезли вместе с королем. Кроме шуток - короля действительно завезли, приобрели у предпоследних оккупантов - датчан (конечно, там династия всяко круче чем у последних - шведов, скажете тоже, Бернадотты, шо за фамилие, какие-то подлые латыняне с дикого юга да и как-то странно бы оно было, учитывая, что они вроде как даже воевать собирались, чтоб загнать норвегов обратно, но передумали). Так вот, нафига норвежцам понадобилась аж в 1905 г. именно монархия, на пустом месте, непонятно, но думаю потому, что своей нормальной, статусной, барочно-пышной, в нашей марксистской терминологии именуемой абсолютной, европейской монархии у них не было. Была у датчан, когда они были при датчанах, но это не то. Норвежцам хотелось красивого романтического символа новой государственности, а республика в начале 20 в. как-то уже успела утратить романтический флер.

Но возвращаясь к аристократии. Оказалось, что она у норвежцев таки есть, в своем роде, и довольно непредсказуемом. Скажем, "аристократия" США - это люди родом с Восточного берега, всякие потомки переселенцев с "Мейфлауэра", то есть американцы в очень многих поколениях. Или хотя бы супербогачи в нескольких Оно и логично. А в Норвегии наследственная элита - потомки людей, в 1814 г. принявших первую (Эйдсволльскую) Конституцию, т.е. потомки членов первого парламента, т.н. Государственного Собрания, организованного в момент отпадения от Дании. Понятно, что эти люди тогда были реальной норвежской национальной-националистической элитой и имели прямое отношение к элите датской.

Одна такая пра...внучка с датским именем Луне (в честь предков, ага) училась в нашей скуле в Лиллехаммере, и преподы, заслышав известную им и, видимо, редкую фамилию, уточняли, не принадлежит ли она к такому-то роду, на что она с гордостью отвечала "да" и могла рассказать, что знает о знаменитом предке. Не то чтобы ей лично были какие-то преференции по факту, но в условиях общенорвежской уравниловки, политкорректности и прочей навязчивой демократизации, это уважение именно к происхождению прямо стояло особняком.
Суббота, 2 Декабря 2017 г.
23:40
То, что меня здорово раздражало в норвежской жизни - это высокий фоновый уровень пассивной агрессии. Причем дело даже не в поведении отдельных личностей - чего греха таить, я сама прилично пассивно-агрессивна, как и все низкоресурсные астеники, которые при этом не являются неконфликтными по природе. Вступать в открытый конфликт нам чаще всего лень=слишком большая нагрузка для психики, но донести свое недовольство мы все равно сумеем. Таких личностей там почти все, включая активных экстравертов, но и фиг бы с ними с личностями.
В Норвегии этим же духом пропитана вся среда, он въелся в определения и формулировки и местными не замечается, пока не укажешь. Поэтому над выключателями в общежитии там висит табличка "Sløser du med energi?" (разбазариваешь электроэнергию?) а не нейтральное "не забудьте выключить свет". Поэтому на урнах в столовке висит целый транспарант на тему "Когда ты забыл выбросить за собой посуду, ты заставил этим перетрудиться персонал, стыдно быть таким безответственным" а не простое "спасибо, что убрали за собой". И оно действительно ВЕЗДЕ. Обратная сторона преувеличенного уважения к персональному пространству и границам, возможно. Прямо сказать, что надо от человека - это нехорошо, а вот постоянно и везде трахать ему мозг - это пожалуйста.
Закрыть