Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Суббота, 29 Мая 2021 г.
21:28 "Очерки русской смуты" Деникин том 3
Так, а от Колчака мемуаров не осталось, только письма, в которые я вникать не буду. Придется на следующем витке его разбирать и в каких-то внешних источниках. В целом я не совсем верно называю добровольческую армию Деникина "белой", тк белые это монархисты те Колчак и его войска, а Деникин это скорее "синие" - демократы.
Еще где-то надо разбирать поведение европейских войск в гражданской войне. Надеюсь у Бьюкенена в мемуарах будет.

Вообще конечно трагедия Деникина в том, что он не так чтобы слишком стремился воевать против красных. В семнадцатом году он сопротивлялся развалу армии, отлично понимая, что в процессе мировой войны это грозит развалом страны. Красные разваливали армию и поэтому он им противостоял.
В гражданскую войну этот мотив отпал, но теперь огромное количество офицеров и просто людей пострадавших от красных сбежалось к Корнилову и Алексееву - бывшим командующим армии, героическим генералам. Они считали себя ответственными за этих людей и не могли их бросить. С другой стороны сами Ленин и Троцкий тоже не могли предотвратить расправ над помещиками и офицерами, в конце концов они же радикалы, пришедшие ко власти с людоедскими лозунгами (см отнять и поделить). Очевидно что царские офицеры им самим бы не помешали, но так сразу потерять радикальность они не могли. В гражданской войне ни одной из сторон не было смысла вырезать другую. Они обе воевали против своего желания, и обе ничего не могли поделать с этим.
Впрочем это справедливо для любой войны.

Впрочем смотри ка почти с начала тома Деникин описывает политическую карту на лето 1918: Мурманск оккупирован англичанами и оттуда планируется захват Карелии. Англичане и американцы высадились в Архангельске (который, кто не знает, ключевой порт страны). Лондон вынес божественной красоты объяснение этому всему, зацените: "войска явились для оккупации а не для боя". Все в порядке, не рыпайтесь.
Оттуда "союзники" двинулись на Петрозаводск и Вологду.
Вся Прибалтика оккупирована немцами. Литва хочет оторвать кусок Беларуси и приглашает на престол немецкого принца. Польша оккупирована немцами и хочет кусок Украины. Вся Беларусь тоже захвачена немцами. Бесарабия захвачена румынами. Украина захвачена немцами. В Крыме пытаются создать независимое государство татары, но его быстро захватывает черноморский флот (красные). Потом туда приходят немцы и требуют выдать им черноморский флот. Матросы флот топят. До Крыма пытается дотянуться Украина и даже Турция. Повезло еще что Китай с Японией в эти годы анально огородились, и Россия - последнее, что их интересует.

Турки захватывают Батуми и выдвигаются к Кутаиси, сепаратный договор с немцами подразумевает то, что турки могут захватить чуть ли не все Закавказье. Кавказу ничего не остается кроме как отделиться от красных (которые его сдали) и защищаться самостоятельно. Турецкая армия подступает к Тбилиси. В диком ужасе перед мусульманским геноцидом грузины и армяне сдаются немцам, выдавая тем в первую очень доступ к бакинской нефти. Германия останавливает захваты турок в Закавказье. Батуми становится условно арендованным немцами.
Все побережье Черного моря - Сочи, Адлер - оккупировано немцами.

Уже осенью Германия капитулирует.

Возврат к нашим героям на Дону. 3 апреля казаки избирают нового атамана - Краснова. С немцами он не воюет, позволяя им забирать уголь с Донбасса и пользуясь тем, что красные тоже не хотят соваться (тк подписали с немцами мир). К августу общими усилиями казаки, немцы и добровольческая армия очищают район от красных.

Краснов пишет письмо немецкому императору где объявляет себя главой не только Дона но и Кубани и просит мира с Германией и отделения от России. Письмо это встречено негативно на всем юге, тем более что становятся известны планы Германии разделить Россию на 4 части.
Сам Краснов при этом продолжает развивать свои наполеоновские амбицию по союзу не только Дона и Кубани, но даже и Кавказа, например Осетии.
Деникину в целом на эти идеи наплевать, но помогать немцам захватывать юг России он отказывается и объявляет Краснову, что если тот этим займется - добровольческая армия отойдет. Кубанцы от объединения уклоняются. Одновременно идут переговоры с Украиной.

Таким образом противостоящие красным силы опять дробятся и ссорятся, занимаясь дележкой шкуры незахваченной России, в то время как Ленин и Троцкий раздают направо и налево обещания всем и всего, минимизируя сопротивление и решая внутренние проблемы, чтобы потом с их решением все обещания нарушить. В целом политика красных наиболее логична в военное время, но добровольческая армия хоть и стала более гибкой с заменой Корнилова на Деникина, тем не менее продолжает цепляться за честь офицерского слова, что конечно очень красиво, только их всех разгонят и поубивают в результате. А так красота.

Одновременно чехословацкий корпус (60 тысяч солдат между прочим) выезжавший из России через Владивосток натыкается на требование Троцкого разоружиться и проследовать в концентрационные лагеря, это при том, что войск красных вокруг них почти нет. Чехи тут же поднимают восстание и захватывают восток России. Сызрань, Самара, Пенза, Екатеринбург, Томск, Владивосток ими заняты. США и Англия хотят использовать чехословацкий корпус для своего вторжения в Сибирь. Одновременно под прикрытием чехословаков в Сибири формируют войска эсеры.

А нет, Китай тоже немного влезает и захватывает Манчжурию. Японцы тоже вводят войска. Чуть позже во Владивостоке высаживаются и американцы. Все эти армии воспринимают Россию как африканскую колонию, где идет война племен. Короче Россия 1918 напоминает современную Сирию.
И чуть-чуть про Колчака, который прибывает во Владивосток, натыкается там на противостояние что чехов что китайцев и выезжает далее вообще в Токио.

Несколько месяцев добровольческая армия набирала войска и отдыхала под Ростовом (в результате достигнув численности в 9 тысяч солдат), после чего 10 июня отправляется во второй кубанский поход на Краснодар. Они понимают, что дружественные красным немцы в любой момент могут сменить нейтралитет на враждебность, и плюс Краснов тоже непредсказуем.

Поход выходит удачным, более того не смотря на потери состав армии удваивается (достигая уже 20 тысяч), так как к ней присоединяются недовольные красными кубанцы, плюс продолжают прибывать люди со всей России.

Ставрополь взят. К 1 августу войска Деникина снова подходят к Краснодару, и на этот раз берут его. Там очередной раз формируется двоевластие, на этот раз кубанской рады и Деникина. Первые пытаются сформировать независимую казацкую армию (вопрос, где она была, когда регион был захвачен красными?), Деникин же не хочет забирать полную власть, чтобы не уподобляться большевикам.

В любом случае к концу августа добровольческая армия увеличивается до 40 тысяч солдат, еще раз удваиваясь. 13 августа занимают Новороссийск. Основная текущая цель - единый фронт от Черного Моря до Каспийского, что так же по идее должно защитить от большевиков и Кавказ. Центральная база большевиков в регионе - в Ставрополе.

К сентябрю основные битвы идут за Армавир. Добровольческая армия сжимает красных в тиски, но те отступают. Алексеев умирает от воспаления легких. Добровольческая армия полностью ложится на Деникина. Мельком пересекаются с грузинами, которые при поддержке немцев захватывают Сочи (Абхазия так же ими захвачена).

К этому моменту Деникин понимает, что к Москве он еще долго не пробьется, и решает надо закрепляться на юге, формировать общее правительство и управление. Образование он называет "Северокавказским союзом".

На этом третий том все.
13:20 "Очерки русской смуты" Деникин том 2
Сначала чуть ли не четверть книги Деникин пересказывает корниловский мятеж, все это не интересно, тем более что сам автор в событиях не участвовал.

Далее его арестованного везут в Быхов (типо на полпути к питеру). 8 октября они все еще в тюрьме. Для Керенского ситуация усложняется тем, что в мятеже фактически участвует весь офицерский состав, а мировая война все еще идет, и он не может просто лишиться армии. Главнокомандующим армии становится Духонин, который исполняет совершенно техническую роль, отстраняясь от каких-либо решений. До смерти Духонина остается два месяца.

В заключении Деникин, Корнилов и остальные считают что нужно выступать на открытом судебном процессе против Керенского. Последнему выгоднее всего если никакого процесса не будет, заключенные попытаются бежать и их можно будет перестрелять или как минимум списать. Охраны нет никакой. В 27 октября ВП отпускают всех кроме Деникина, Корнилова и еще пары.

В любом случае планы отхода составляются. Очевидный путь один - на Дон к казачьему атаману Каледину. После Корниловского мятежа его тоже отстранили от должности, но арестовать не смогли т.к. казаки отказались его выдавать. Фактически казачество стало единственным внутрироссийским центром сопротивления что ВП, что Советам. (Все остальные центры были национальными и тупо отделились от России, впрочем и казаки это условно пытались).

Каледин подтверждает, что убежище узникам даст. (Это старинное правило "с Дона выдачи нет", работавшее еще со средневековья.) Сам Каледин избран донским атаманом и будет еще четыре месяца пытаться объединять казаков, после чего совершит самоубийство в феврале 1918.

25 октября начинается большевистская революция. Алексеев налаживает оборону Зимнего. 1 ноября Керенский бежит. Ввиду его отсутствия Духонин объявляет что армия в противостояние с большевиками не вступает и готова подчиняться любой выбранной в центре власти и в политике не участвует. Большевики объявляют во главе армии Крыленко, который тут же начинает сепаратные переговоры с немцами.

Корнилов пишет Духонину, что тот ни в коем случае не должен сдавать ставку командования большевикам. Он этого не делает, сдается и при аресте его убивает толпа.
В первые же дни отделяются Финляндия, Украина, Бесарабия, Крым, Эстония. Все они при этом пытались забрать с собой побольше полностью российских территорий ну там Харьковскую область например.

Пленным генералам с большевиками делать вообще нечего, тем более что даже арестовывали их не большевики (а те, кого большевики перебили). В ноябре они направляются в донское войско.

На Дону собираются казаки и монархисты. Туда же приезжает Алексеев. Недалеко у Черного Моря остатки царской семьи. Казаки при этом идти войной на красных не собираются, но во всяком случае готовы защищать свои территории.
Более того казакам не особенно и нравится, что здесь под боком у них формируется белая армия, что фактически рисует на них цель для красных. Каледин рекомендует Алексееву выехать в Ставрополь и собирать силы там. Постепенно белых выдавливают к Кавказу. Со всей России стекаются готовые противостоять красным солдаты. Формируется добровольческая армия.

22 ноября на Дон приезжает Деникин. Петлюра формирует украинскую армию, что особо сложно, потому что с одной стороны по территории Украины до сих пор идет фронт и там же полно не расформированных полков царской армии, с другой везде формируются Советы и тут же пытаются захватывать власть. Петлюра пытается удержать Киев, но уже в январе 1918 его сносит восстанием и он бежит. Тем временем немцы используют сепаратный договор с Украиной (не смотря на то, что она продержалась всего пару недель как независимое государство), чтобы начать ее захватывать, формально не нарушая этим сепаратных договоров с красными.

Деникин выезжает разведкой на Кубань - в Краснодар. Там (здесь хаха) тоже хотят отделиться, но более аморфно, и в конечном итоге не готовы воевать ни с кем и ни за что. На кавказе ожидаемо полный бардак и никакого объединения никого ни с кем. Плюс туда сразу же начинает тянуть ложноножки Турция, что в целом как обычно заставляет Кавказ склоняться к России в любом проявлении. Кавказцы в основном используют ситуацию, чтобы оттеснить казаков, чем условно (очень условно) становятся на стороне большевиков.

6 декабря, все собираются снова. Каледин отчаялся собрать казаков и теперь готов полагаться на добровольческую армию. Встает вопрос командования - Алексеев или Корнилов - при том что оба друг друга недолюбливают. При этом Алексеев фактически ее сформировал, а Корнилов с более поздним приездом требовал полного подчинения всех, угрожая что иначе уедет в Сибирь, при этом лишиться любого из них - значит расколоть армию. В результате Алексеев уступает, управление берет Корнилов. При этом еще пока не самоубился донской атаман Каледин. В целом белые теряют время и собачатся между собой, в то время как красные выступают единым фронтом.
Одновременно приезжает и уезжает Савинков, начиная сооружение подполья в Москве. Это все будет подавлено, Савинков бежит в эмиграцию, потом через несколько лет вернется, его схватят, посадят и выбросят из окна тюрьмы.

Ненадолго возникший Брусилов отказывается сопротивляться красным. В целом и Деникин не до конца понятно объясняет, зачем сопротивляется он. Какой-то особой симпатии к монархии он не питает, в каком-то смысле он следует за авторитетами Корнилова и Алексеева, считая себя какбы человеком ранга ниже, и плюс как-то по привычке, весь год он сопротивлялся разрушению армии в лице советов, зачем же переставать, даже учитывая что теперь советы армию объединяют. В конечном итоге он продолжает бредить идеей сбора учредительного собрания, которое наконец-то демократически изберет правильную власть.
Деникин довольно подробно описывает зверства красных, но при этом честно, хотя и с сожалением описывает что и белые вынуждены были не брать пленных и часто покровительствовать вольно или невольно бандитским отрядам. Трагедия гражданской войны в том, что в каждом городе и селе оказывались люди, скорее склоняющиеся к той или к иной стороне, и хотя ни одна из сторон никому ничего хорошего не сулила - когда подходили войска - нужно было выбирать сторону, при том что никто не знал, кто сильнее, остаться в стороне было невозможно. Люди вынуждены были убивать своих соседей. И всего этого могла избежать просто вовремя взятая военная диктатора и выборы единого органа власти, потому что всем по большему делу было наплевать кто правит.

К февралю добровольческая "армия" едва достигает 4 тысяч человек.
Советы подписывают сепаратный мир и окончательно расформировывают старую армию. Потлюра отступил от Киева, добровольческая армия держит Ростов и Краснодар, отдельно в степях у Оренбурга (на границе с Казахстаном) тусуются отряды атамана Дубова, на Кавказе хаос между наступлением Турков, бандами, националистами и красными, Финляндия (см Маннергейм) готовится обороняться, как и Бесарабия (см западенцы) с помощью румын. Так же отдельно действуют польский и чехословацкий корпуса, оба под управлением Франции и в основном пытающиеся выбраться из России, попутно ограбив кого попало.

Почему-то Деникин почти не упоминает Колчака.

Конец февраля. К Ростову подходит армия красных. Начинаются бои на всем юге России. Каледину не удается поднимать казаков наКо противостояние. Добровольческая армия уходит на Кубань. Каледин слагает с себя пост атамана и совершает суицид.

23 февраля добровольческая армия подходит к Кубани. Они пытаются дойти до Краснодара, но перед самым подходом его захватывают красные. 5 марта белые решают отступать в горы Кавказа, в те же дни кубанские казаки попытаются отбить Краснодар, ожидая с минуты на минуту подход белых, но того не последует.

Однако в течение следующего месяца казаки отступают и присоединяются к белым, и вместе решают предпринять еще одну попытку отбить Краснодар. 27 марта начинается штурм города. 29 перед решающим штурмом Корнилова убивает гранатой. Командование добровольческой армией принимает Деникин. Алексеев решает остаться начальником штаба, то есть заниматься административными вопросами. Во всяком случаем между ним и Деникиным нет разногласий.
Мораль падает, Деникин командует отступить от Краснодара.

Пока идет отступление, что донские что кубанские казаки проникаются ненавистью к красным (те считают, что казачество должно быть уничтожено как вид) плюс еще массово экспроприируют продовольствие. Поднимаются восстания, добровольческая армия комплектуется. 1 апреля казаки захватывают Новочеркасск, красные его отбивают, начинаются полномасштабные бои. Добровольческая армия решает вернуться на Дон.

23 апреля казаки с белыми объединяются. Новочеркасск снова взят. Кажется, что теперь открыта дорога на Ростов, более того красные из города отходят. Это потому что в город внезапно вступают - немцы. Добровольческая армия оказывается посередине между красной и немецкой.

Немцы заявляют что признают Дон отдельным штатом, но под внешним условным управлением. Земли помещиков возвращаются им. Деникин приказывает ни в какие отношения с немцами не вступать, тем более что фактически и красные тоже объявили с ними мир. На этом первый кубанский поход считает законченным. К 30 апреля 1918 года в добровольческой армии 5000 бойцов.
Второй том на этом заканчивается.
Закрыть