300
aka "300 спартанцев"
Фильм нашумевший, массово просмотренный, приветствованный публикой от простых пожирателей попкорна до правых радикалов (НСО России выложили на сайт восторженную рецензию фильма как "истинного произведения н-с искусства", Лени Рафенштайль отдыхает), раскритикованный публикой более взыскательной, равно как и всевозможной левой, либеральной и пацифистской. Нижеследующая рецензия освещает фильм с точки зрения идейной и технической, равно как и художественной. Некоторой провокативности рецензия тоже не лишена, так что кушайте на здоровье)
Вкратце - хорошая, правильная, и, как Владимир Ильич говорил, оч-чень своевременная задумка исполнена где-то в районе слабой тройки. Почему?
Во-первых, не буду касаться хваленых спецэффектов, ибо они особго впечатления не производят. Матрицеобразная замедленная съемка убивает весь кайф ощущения созерцания настоящего боя, "кровавой каши". Если продолжать метафору, то стоит взять пример, когда, скажем, в центре манной каши находится кусочек масла. Можно его оставить в середине и наслаждаться видом эдакого желтого озерца посредине бежевой массы - я так в детстве делал, когда ленился есть - сидел и долго втыкал в расплавляющееся масло. Эстетически забавно, но каша без масла вкуса не имеет. Если же перемешать кашу с маслом, естественно, эстетически это будет выглядеть неказисто, однако вкусовое - первостепенной важности! - ощущение улучшится значимо. Точно так же и здесь - вместо того, чтобы вмешать камеру в гущу батальных сцен, оператор снимает все со стороны, отчего создается впечатление ,что наблюдаешь некое "фаталити" в игре типа "Мортал Комбат", когда замедленная съемка показывает превращение противника в биомассу.
Но к черту спецэффекты, не о них речь. Минусы еще такие: резко не понравились ни кинг, ни кингица - он просто не подходит под роль, напоминает скорее такого добродушного короля некоего благополучного заброшенного королевства, нежели предводителя отряда отчаянных фанатиков. Скаленье зубов, открывание рта и борода здесь тоже особо не помогают, не говоря уже об отрихтованных на компьютере "кубиках" и бодибилдеровских сиськах, смотрящихся совершенно нереально не только у Леонида, но и у всех остальных спартанцев. (Это о мужских сиськах, тема же женских была торопливо раскрыта в первые полчаса фильма, после чего к ним авторы не возвращались. Создалось впечатление поспешного выполнения некоего промфинплана - "хотите редкости и красоты увидеть? вот они, посмотрите и хватит, дальше уже не будет".) Так вот, это о царе. Жена же его крайне неинтересна по самому сюжету фильма, и героическая копуляция с предателем воимя помощи сражающемуся вдалеке мужу просто подчеркивает ее глупость. Если она в конце решилась продырявить предателя мечом, почему ей не хватило смелости вообще с ним не заводиться, а поискать менее примитивный путь к достижению цели - выступить на агоре? Жена царя могла бы добыть себе слово и менее тухлым методом, иначе какая же она к черту спартанка!
Но это все мелочи жизни, а самое главное то, что, собственно, основная сверхыдея фильма скрыта от зрителей до последних минут, когда все уже успели расслабиться и приготовиться к разочарованному выходу из зала. Всего несколько решающих слов произносятся в последнюю минуту, предваренные громадным количеством общих мест о храбрости, жертвенности, спартанском духе и т.д., звучащих в течение фильма. Никто из зрителей не в состоянии отождествить себя ни с одной из этих ценностей, да и произносящие их герои делают это крайне неубедительно. Королевский ор звучит не как разделяемая всеми до одного идейная программа, а как вопль полководца, подбадривающего усталую и павшую духом армию. И только его преемник, собирающий общегреческое войско для решающей битвы, произносит главные слова, и делает это так, как надо - громко, но не громогласно, потому что, по идее, все и так это знают. Главные слова же - это битва против мистицизма и тирании. Тут уже точка, и дураку становится ясно, о чем в фильме вообще идет речь, и каков смысл метафоры. Битва свободных людей против восточного мистицизма (читай - религиозного фанатизма, а тут уж шаг до, собственно, вывода) и тирании (читай - авторитарных режимов).
Да, стоит упомянуть, что особого "фашистского духа" в фильме я не нашел (увы?). Только, может быть, первые минут 10, когда показывается детство Леонида, вызывают в сознании некое ощущение - но тут речь не о фашизме в классическом понимании, а скорее о тоталитаризме, зомбировании. Пиздящие друг друга до крови подростки - это режим Пол Пота, а не то, что считается "фашистским", стоит об этом помнить. Да, и, конечно, вал из груды тел тоже вызывает ассоциации, но это уже, думаю, дело незапланированное - стена из камней и трупов, например, вызывает ассоциацию с Великой Китайской стеной, ну и что? Тут просто недоработка создателей фильма, не удосужившихся просчитать ассоциативный ряд при просмотре этих эпизодов.
Что же касается политических ассоциаций, то тут, конечно, сложно отделаться от ощущения, что 300 спартанцев, бьющихся против фанатичных персидских (=иранских) полчищ (в которых присутствуют солдаты в чалмах и мученики в тюрбанах черного цвета) - это, в общем-то, израильтяне, тогда как совещающиеся и пререкающиеся на агоре политиканы, в том числе и купленные - это ничто иное как западные страны, взирающие на происходящее с позиции "моя хата с краю". Но, увы, метафора если и есть, слишком уж она очевидна, чтобы принести хоть какое-то удовольствие. Я ее, собственно, выработал еще до просмотра фильма.
И, в заключение, о понравившихся моментах. Окончание - одноглазый, произносящий речь о "мистицизме и тирании" - конечно, впечатляет, ровно до того момента, когда появляется лордофзэринговское бесконечное полчище у него за спиной. И еще почему-то впечатлила сцена с подростком, убивающим так называемого волка (сделанного крайне бездарно и нереалистично), в основном, наверное, из-за удивительной мужественно-подростковой красоты актера, играющего роль совершенно эпизодическую, но, тем не менее, запоминающегося лучше главного актера фильма. Что еще понравилось? Отвратительно показанные иранцы, несомненно, радуют, на фоне несколько неестественных спартанцев, "всех как на подброр" удивительно подтянутых и опрятных, те, закутанные в горы явно несвежих тряпок, вызывают именно ту эмоцию, которую хочется испытать при их виде, что не может не радовать.
Позабавила еще тема с пифией, зачем-то создателям фильма захотелось показать некое специфическое действие на нее серных паров, заставивших, уж простите за такие подробности, "встать" ее соски. Задумка? Или шуточка программистов, редактировавших "сырую" запись? Позабавил этот эпизод почему-то, не знаю уж, почему. Еще с ассасинами забавная шутка получается - они же все поголовно одеты в маски, очень напоминающие маски гражданина V из фильма "V for Vendetta", что вызывает определенные эмоции при виде спартанцев, разшибающих эти маски в кашу - словно бы правая армия вступила в бой с толпой левой молодежи, радостно улыбающейся взрыву Лондонской башни в конце "Вендетты".
Так что, подводя итоги, могу сказать следующее - фильм способен вдохновить, если очень этого захотеть. "С нуля" же духом свободы, демократии, противостояния "мистицизму" и тирании и прочими спартанскими ценностями заразить никого фильм не способен. Местами он просто скучен, увы.
Похоже на то, что талантливых художников в правом, патриотическом лагере просто нет. Есть люди с самыми благими - но, увы, плоскими как доска - идеями и убеждениями, и с полной неспособностью сделать "убийственную" вещь, сделать правый вдохновляющий фильм, хотя бы уровня того же "V for Vendetta". Увы, все, на что они способны - это наклепать зрелищный (даже и не особо, в принципе) набитый сделанной из гелевых шариков коричневой кровякой не особо выдающийся псевдоисторический фильм. Увы ли? Да, думаю, что все-таки увы.
отредактировано: 04-04-2007 10:52 - Белый
Оценка фильму?
Идея +, исполнение +
10
62.50%
Идея -, исполнение +
3
18.75%
Идея +, исполнение -
2
12.50%
Идея -, исполнение -
1
6.25%
Ни то, ни се, и вообще непонятно что и скука смертельная
0
0%
Всего проголосовало: 16.
Заведено: 04-04-2007 10:55
Белоснежка: Месть гномов Mi...
[Print]
РасчЮдесная