Фрактал маньяка
OldBoy
дневник заведен 19-07-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [68]
Интернет, психология, книги, чтение, буддизм, хокку, Питер, мосты, самосовершенствование, дзен, философия, история, восток, наука, афоризмы, Религия, бытие, коммунизм, фашизм, античность, экзистенциализм, Третий Рейх, контркультура, Нацизм, свобода выбора, идеология, Инструментальная музыка, тоталитаризм, постмодерн, метафизика, Борьба самбо, Марксизм, артхауз, письмо, субкультура, онтология, дискурс, язык искусства, эротика текста, социальная синергетика, нарративная логика, Постструктурализм, Смерть автора, диалектика, Концепты, Самоидентификация, Пустой знак
22-12-2005 23:58 Парменид
О природе

Фрагмент 5. Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же
Я вернусь
Путь Истины

Фрагмент 2. Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,
Что за пути изысканья единственно мыслить возмозжно.
Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно":
Это - путь убежденья (которое Истине спутник).

5. Путь второй - что - "не есть" и "не быть должно неизбежно":
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить...

Фрагмент 3.... Ибо мыслить - то же, что быть...

Фрагмент 6. Можно лишь то говорить и мыслить, что есть:
Бытие ведь есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас.



Фрагмент 7. Нет, никогда не вынудить это: "не сущее - суще".
Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом щумящим,

Фрагмент 1.. И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод

Фрагмент 8. Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных,
Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездорожным и совершенным.

5. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть", одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения.
Как, откуда взросло? Из не - сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть.

15. Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем:
Есть или не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный.
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.
Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в прошлом"?

20. "Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,
что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.

25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.

30. И пребудет так постоянно…
Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:
Нет нужды у него, а будь, вовсем бы нуждалось.
Тоже самое - мысль и то, о чем мысль возникает,

35. Ибо без бытия о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
все, что приняли люди, за истину то полагая:

40. "Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно",
"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий".
Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно
Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара,
От середины везде равносильное, ибо не больше,

45. Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.
Ибо нет ни не - сущего, кое ему помешало б
С равным смыкаться ни сущего, так чтобы тут его было
Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо.
Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.

50. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,
Лживому строю стихов моих нарядных внимая.

Источник: Фрагменты из произведений ранних греческих философов ч.1. Изд-во Наука, 1989.
Комментарии:
23-12-2005 00:55
Маниак
Так вот же они истоки понятия "Бытие"!
Читая эти фрагменты из Парменида, скажу честно, я ржал.
На самом деле у Парменида всё очень серьёзно, но меня всё равно нещадно улыбает. Древния Греция - колыбель западной цивилизации и начало западной философии. Парменид - это, конечно, не Гомер и не Гесиод, у которых тоже есть не менее забавные места в текстах, но он был первым в истории не только философии древнегреческой, но и вообще всей философии, именно первопроходцем, первым кто поставил вопрос о бытии. Конечно, как и все его современники, он обращается к богам в поисках ответов, ведь Пролог к его поэме "О природе" аллегоричен и является продуктом мифологического мировоззрения. Однако в отличие от своих современников, занятых вопросом о начале всего сущего, того же Гераклита, который считал началом мироздания огонь и учил всех плавать, потому что всё течёт; того же Анаксимена, который нашёл в качестве субстанции первоначала воздух или, наконец, Фалеса, который тоже натурфилософ школы элеатов, в качестве первостихии выдвинувший воду, Парменид преодолевает всю эту космогонию, впервые сформулировав две важнейшие философские проблемы:
1) вопрос об отношении бытия и небытия
2) вопрос об отношении бытия и мышления.
На первый вопрос Парменид отвечает утверждениями "бытие есть", а "небытие не существует". То есть бытие и небытие нетождественны друг другу. "Есть бытие, а небытия вовсе нет". Небытие не существует, потому что оно не мыслимо.
На второй вопрос Парменид отвечает так "мыслить - то же что быть" и, таким образом, выражает тождество бытия и мышления. Существует то, что может быть мыслимо. Именно за этот тезис ухватится великий диалектик Гегель, который заявит "всё разумное действительно, а всё действительное разумно". В другом переводе этот тезис Гегеля звучит как "что рационально, то и существует, а что существует, то и рационально".
Но Парменид меня порадовал. То, о чём говорил Парменид было незаслуженно забыто, даже сами греки вроде бы понимали о чём идёт речь, но не могли выразить словами, вроде как в голове у них вертится, а объяснить не могут, ибо сам вопрос о бытии и сущем поставил их в тупик. Вот почему Хайдеггер, сделавший переворот в философии и вернувший философию к её истокам, начинает свою монументальную книгу "Бытие и время" эпиграфом с отсылкой на греков.
"Ибо очевидно ведь вам-то давно знакомо то, что вы собственно имеете в виду, употребляя выражение "сущее", а мы верили правда когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в замешательство". (Платон. "Софист")
Греки пришли в замешательство от таких вопросов, у них не было ответа. Ответа не дала и вся философская мысль после греков. Хайдеггер поставил вопросы о бытии и сущем заново, ему удалось дать оригинальные ответ на вопрос о том "что есть бытие?", он развил целую философскую систему, которая повлияла на становление взглядов многих других современных философов.
Я даже скажу большее: Хайдеггер - это Парменид, прочитавший Гуссерля.
Закрыть