Вопрос, как вырастить хорошего человека, был актуальным во все времена.
Он волновал и простых крестьян, и великих мира сего.
Думается, что советы Екатерины II, которая была не только великой императрицей, но и примерной бабушкой, могут оказаться полезными.
" Старайтесь при всех случаях вселять в детей человеколюбие и сострадание к всякой твари.
Не оставлять детей никогда праздными.
За учение не бранить, а если учится хорошо, то похвалить.
Страхом научить нельзя, ибо в душу, объятую страхом, не более вложить учения, чем на дрожащей бумаге написать…"
" Платье должно иметь как можно проще и легче.
Пища – простая.
Спать не мягко, а на тюфяках под легким одеялом.
Ложиться и вставать рано.
Добрые поступки должны быть всегда замечены и поощрены".
Из написанного Екатериной Великой: “Наставления к воспитанию внуков”
***
Не запрещать им играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
***
Вообще дети не любят быть праздными.
***
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей.
***
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то вернейший способ есть – принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою.
***
Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно.
***
От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е, от упрямства, 2-е, от чувствительности и скромности к жалобе. Различить и те и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять.
***
Буде единожды приставники [воспитатели] детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
***
К учению не принуждать и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.
***
Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.
***
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
***
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их отвечать с точностию.
***
Выговоры чинить детям наедине; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
Позволю себе возразить - чтобы воспитать из ребенка хорошего человека, мало самому быть хорошим. От родителя требуется огромное терпение с самого момента рождения ребенка - болезни, капризы, шалости - испытывают родительское терпение, порой трудно найти золотую середину, чтобы не забаловать и не быть сильно строгим со своим дитем. Конечно, первый помощник здесь - любовь, из нее надо черпать и терпение, и мудрость воспитания. А советы Екатерины Великой очень понравились, возьму на вооружение!
Уже можно..
[Print] 1 2
vvol