Я уже много лет как маньяк в плане «составления хит-парадов» и «подведения годовых итогов». Решил вот припомнить, что же я такого успел прочесть в этом году (чтобы потом впечатления не затерялись).
Итак, по порядку:
Клиффорд Саймак «
Заповедник Гоблинов». Клюнул на то, что классика, но в итоге особо не проникся. Не люблю излишнего нагромождения разных концепций в рамках одной книги. В остальном же всё неплохо.
Дрю Карпишин «
Дарт Бейн: Династия зла». Единственная свежая ЗВ-книжка, к-рую прочел в течение года, к другим новинкам не притрагивался. =)) В целом впечатление положительное, гораздо лучше слабенького «Правила двух».
Джордж Мартин «
Умирающий свет». Ранняя книжка Мартина, где описана довольно любопытная система брачных отношений и кодекс чести. Но не скажу, что сильно тронула. По прошествии года, содержание уже практически выветрилось из памяти.
Джаспер Ффорде «
Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая». Забавный мир, где сказочные персонажи и обычные люди живут вместе, а частные детективы и полицейские являются местными поп-звездами. Шикарная книга, однозначно.
Джаспер Ффорде «
Дело Джен, или Эйра немилосердия». Тоже необычный мир, где роль идолов молодежи (певцов, актеров, телеведущих) занимают писатели-классики. Но понравилась значительно меньше «Шалтая». Претензия та же, что и к «Заповеднику Гоблинов» - слишком все нагромождено: параллельные миры, путешествия в прошлое, альтернативная история…
Терри Пратчетт «
Вор времени», пятая книга из цикла про Смерть. Сьюзен и Смерть как всегда на высоте, а вот исторические монахи сильно утомляют.
Роберт Асприн «
Мифы». Прочитал двенадцать первых книг цикла. Довольно неоднородно: много проходняков, случаются и откровенные провалы («Миффия невыполнима»), но есть и явные шедевры. Лучшими считаю «
Удача или миф» (4-й том серии) и «
Сладостный миф или Мифтерия жизни» (10-й том). В целом (в тех случаях, когда Асприн перестает занудствовать и начинает развлекать), серия доставляет массу удовольствия.
Терри Пратчетт «
Ночной Дозор», шестая книга из цикла про Стражу и единственный в Плоском Мире «приквел». В отличие от большинства других книг Плоского Мира, «Ночной дозор» - роман несамостоятельный и требует знания предыстории персонажей. В остальном (если убрать монахов) – как всегда отличная работа магистра юмора.
Кит де Кандидо «
Серенити». Обычно новеллизации фильмов взыскательный читатель сравнивает с туалетной бумагой, но «Серенити» - явно не тот случай. Если и существует такое понятие, как «идеальная новеллизация», то де Кандидо написал именно ее. Текст книги не искажает первоисточник, точно следуя ходу событий фильма, но при этом сильно дополняет его. Если фильм был сосредоточен только на Мэле и Ривер, то в книге равное внимание уделено всем членам экипажа. Описательные сцены выписаны под стать блестящим диалогам Уидона, плюс де Кандидо не зацикливается на экшене, а позволяет заглянуть в головы и души героев и понять, какие чувства испытывает каждый из них. Для всех фанатов «Светлячка» - однозначный мастрид.
Терри Пратчетт «
Бум», седьмая книга из цикла про Стражу. Проблемы расовой нетерпимости и власти оружия над людьми, которые отчетливо проявляются в современном обществе, с блеском перенесены на Плоский Мир, к гномам и троллям. Назвал бы «Бум» одной из лучших книг Пратчетта, если бы за несколько лет до этого он не написал точно такую же (и ровно о той же проблематике) – «К оружию, к оружию».
Джордж Мартин «
Игра Престолов», «
Битва королей». С интересом открыл для себя жанр «реалистичного фэнтези». Книги отменные, но пара момент все же напрягает: 1. цикл до сих пор не завершен, и неизвестно будет ли, а как-то стремно читать неоконченное произведение и 2. постоянно проскальзывает своего рода «анти-мэрисьюшность» (автор слишком уж часто откровенно «помогает» локальным антагонистам).
Терри Пратчетт «
Творцы заклинаний», «
Вещие сестрички», «
Ведьмы за границей» - первые три книги из цикла про Ведьм. «Творцы» - одна из ранних книг Терри и особо ничем не запоминается. В «Сестричках» великолепный стеб над Шекспировскими пьесами (жаль, я их читал маловато, иначе было бы еще веселее). «Заграничные ведьмы» - вероятно, наименее понравившаяся мне книга из всего «Плоского мира». Пратчетт очень неприглядно выписал всех трех главных героинь; а когда персонажам не сопереживаешь, читается это не очень.
Кевин Андерсон, Брайан Герберт трилогия Дюны «
Дом Атрейдесов», «
Дом Харконненов», «
Дом Коринно». Сюжет затягивает, много отсылок к первоисточнику, интересные политические интриги между Домами, но: слишком много бредовых и нелогичных сюжетных ходов. Из трех книг больше всего понравилась последняя, но в целом они все три так себе.
Терри Пратчетт «
Опочтарение». На удивление, экранизация вышла лучше книги (редкий случай). Экранизация отлично оптимизирует сюжет и убирает много нестыковок. В целом книга хорошая, но Пратчетт умеет писать гораздо, гораздо лучше.
Гарри Гаррисон «
Неукротимая планета», «
Специалист по этике». Сколь великолепна первая книга серии, столь же ужасна вторая (третью – «Конных варваров» - из-за этого и читать не стал). В «Неукротимой планете» Гаррисон создал сложную драму и очень яркий мир (чем-то похожий на «Аватар», но во многом превосходящий). В «Специалисте по этике» - все созданное своими же руками загубил.
Дж.Р.Р. Толкин «
Хоббит». Читал в формате комикса, который суть идентичен первоисточнику (авторского текста – едва ли не столько же, сколько в книге). Пришел к выводу, что если б я читал Хоббита в подростковом возрасте, то наверное книжка увлекла и зацепила бы. Но тогда не довелось. А сейчас линейный квестовый сюжет и куча Толкиновских роялей из машин и богов в кустах в основном раздражала.
Тимоти Зан «
Третья Рысь». Вторая книга в серии после «Ночного поезда на Ригель». Сам по себе мир крайне примечателен (между планетами все перемещаются на квадрорельсовых космических поездах, а раса людей составляет галактическое меньшинство), сюжет тоже закручен лихо. Но экшен и разнообразные загадки, заморочки и шпионские игры откровенно тяготеют над человеческими взаимоотношениями персонажей. Книге явно не хватает интересных диалогов и ярких образов.
Кристофер Прист «
Престиж». Прочел под впечатлением от экранизации, но оказалось, что книга совсем другая. Она так же великолепна, как и фильм Нолана, просто по-своему (там где Нолан использует достоинства «визуального формата», Прист столь же виртуозно обращается с «текстовым»). Главное же различие книги и фильма: Нолан, пусть в своей запутанной манере и окольными путями, но все же дает четкие ответы на все поставленные в фильме вопросы, Прист же многое недоговаривает и представляет читателю право самому выбирать, кто виноват, а кто прав.
----
Книжки, которые я уже читал раньше, а в нынешнем году перечитывал повторно, в обзор не попали.
Если составлять перечень лучших книг, прочитанных мной за год, то в него попадут (без распределения по местам):
Джаспер Ффорде «
Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая».
Роберт Асприн «
Удача или Миф»
Кит де Кандидо «
Серенити»
Терри Пратчетт «
Бум»
Джордж Мартин «
Игра Престолов»
Кристофер Прист «
Престиж»
Current music: читаю только в тишине
А я вот возьму да и загляну...
[Print]
Ритуха