жонглирование спичками
Maatti Hrukonen
дневник заведен 03-06-2004
постоянные читатели [132]
3 CaHuTaPa, 3_62, A1ien, aabp, ahuroorri, AlekS, Alexbild, AleXX, Amore, Anjgre, Aurinko, barber, blackberrry, blackpuma_lara, Cafe, Canterbury, cassandra, chemodankina, COURVOISIER, Dama&@, DeadMorozz, Deirdra, Dummy, EllTau, elpis, Eroshka, eroticplanet, glv12 Marla Zinger, Greebo cat, Handmade, Hashinger, House MD, Htotam, Humour_Club, Hunger, iona, Irikon, jast_merridz, Jester, joker, joujou, journalina, klueva, kowalsky, Kukushetta, Lelishna, login, MaAask, Magrat Garlick, Martin Riggs, Mechanic, Mikki Okkolo, moxnatii slon, mydog, Nadezda, Nau, Neho, Nessy, new_nick, Nipen, OLAP, Piccolo_fiore, Pingvin, Ra OLD, RedLine Graphics, Roy Nelson, Rueda, ryecat, Sleeping Sun, Snow, Sunsai, Svetkin, Tani, Tashetann, the_Dark_One, TimeLine Flash, toskun_i_blyaka, Twit, Ulitkin, v01and, Vasilich, Witchy Witch, Wohltat, Zabriskie Rider, zapiski, zappa, z_g, АКУНА МАТАТА, Арина, Берлин, В кедах по снегу, Великое Ничто, Вредные Советы, Д-ж-о-к-е-р, Джей, Димка, Дым Костров, Ёлочка, Заводная Птица, Кайса, Карпатский ёж, Ква-кВася, Киев, Крем-брюле, Лес, Лохматая, Мася, Милославский, Молитва, Мося, нитуш, ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО, Овечка А, ПАРАД УРОДОВ, Призовой Фонд, Развратница, Рика, Ромашка, Ромм, Рыбный день, Скромняга-2, Сытый Папа, Тварь, Тин, Троевредие, Украина, Флейта, ЧаплинА, Штучка, Эль, Юттка в кармане, _Небо_
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Киев, Украина
интересы [8]
литература, женщины, водка
антиресы [3]
дураки
[2] 31-12-2009 12:58
гы-гы

[Print]
Maatti Hrukonen
15-03-2007 11:21
Эрих Хартманн. Крапленый туз.


Триста пятьдесят второй самолет он сбил 8 мая 1945 года. Такая уж у него была серьезная работа. Сбивать самолеты. В тот же день, восьмого мая он сдался в плен американцам. О том, чтобы попасть в руки «русских» не могло быть и речи. На востоке лучшего аса Второй мировой войны не ждало ничего хорошего.

Когда-то очень давно автор сего непритязательного текста мечтал стать летчиком. А кто не мечтал? В те годы, в той огромной стране, которая по-настоящему умела, пожалуй, только гордиться своими, подчас настоящими, а то и выдуманными успехами, стать летчиком, было почти то же, что и стать героем. Мы тогдашние, еще в меру желторотые, но уже не так уж сопливые, зачитывались книгами о великих «наших» покорителях воздушного океана. Фамилии Чкалов, Байдуков, Беляков, а потом Покрышкин и Кожедуб звучали музыкой, каким-то жестким и в то же время ласкающим слух болеро. То были герои, в которых, казалось, нельзя было разочароваться. Но вот однажды, в ничего общего с авиацией не имеющем, филателистическом журнале, мы увидели западногерманскую серию марок, посвященную асам Второй мировой войны. Сказать, что мы были потрясены – это промолчать. Там не было Кожедуба. Там не было Покрышкина. Серия замалчивала даже такую богатую фамилию, как Коккинаки… Фамилии на марках были сплошь иностранные, да и изображенные пилоты носили отнюдь не нашу форму. Самое же странное – это были цифры, стоящие рядом с портретами – 250, 301, 352. Мы не могли в это поверить. Как же так, какие-то фашистские летчики, которые в фильме, скажем, «Небесный тихоход» выглядят совершенными дебилами, могли сбить столько самолетов. Да еще и НАШИХ самолетов! Верить не хотелось. Не верить было нельзя. И все же мы решили, что все это вранье. Невозможно столько самолетов сбить. Потому что невозможно. А побежденные всегда врут…
Сегодня, с высоты прошедших лет, многое кажется проще. Не мешает груз пионерско-комсомольско-партийной идеологии. Сегодня можно и к личности аса, воевавшего по ту сторону, подойти с максимальной объективностью. Как к профессионалу, делавшему свою работу. Серьезную работу, как и тысячи других асов по обе стороны фронта.
Итак, Эрих Хартманн… Белокурый рыцарь Рейха. Пилот божьей милостью, в 14 лет уже получивший пилотское удостоверение. Китайский, английский, французский, русский, не считая родного немецкого - неплохо для мальчишки, который всерьез нигде и никогда не учился? Он родился в Китае, где тогда работал его отец, врач. Кстати, может быть в этих годах жизни, проведенных Эрихом в Китае и кроется разгадка успехов лучшего истребителя Второй мировой? Ну там всякие Инь и Янь, У-ШУ, концентрация энергии… Увы, если б это было так, то лучшими в мире пилотами стали бы всенепременно китайцы.
Воевать Хартманн начал осенью сорок второго года. Тогда он еще практически ничем не отличался от массы молодых пилотов. В первом вылете зеленый летчик совершает почти все возможные ошибки. Он теряет ведущего, а потом и обстреливает его. Садится на вынужденную, разбив машину. В общем, ничто, так сказать, не предвещало, что в Люфтваффе появился уникальный ас… Хотя… Может у них, у асов, так принято. Покрышкин в первом вылете вообще своего сбил. Анализируя военную деятельность Хартманна, приходишь к выводу, что такой пилот, как Хартманн, да и вообще ни один из немецких асов в принципе не мог появиться в Советских ВВС. Настолько различными были тактические методы ведения боя, настолько разными были взгляды на свои обязанности, что любое сравнение будет некорректным с самого начала. Например, первый, совершенно парадоксальный вывод: Эрих Хартманн не провел НИ ОДНОГО воздушного боя. Столь милую сердцу наших пилотов воздушную карусель он отрицал принципиально. Он действовал по-другому. Набор высоты, пикирование на цель, немедленный уход. Сбил — сбил, не сбил — неважно. Бой прекращен! Если и будет новая атака, то лишь по этому же принципу. Сам Хартманн говорит, что по крайней мере 80% сбитых им пилотов даже не подозревали об опасности. И уж подавно никакого мотания над полем боя, чтобы «прикрыть свои войска». Между прочим, однажды против этого восстал и Покрышкин. «Я не могу ловить бомбы своим самолетом. Перехватывать бомберы будем на подходе к полю боя». Перехватили, получилось. А после изобретательный пилот по шапке получил. Зато Хартманн только и занимался охотой. Так что, его 800 боев будет более справедливо назвать воздушными столкновениями, что ли.
Хартманн совершил 14 вынужденных посадок. Многовато, конечно. А все потому, что ведет он себя опять же не «по-нашему». Вот, например, описанная во многих источниках стычка с 8 «Мустангами». У Хартманна кончилось горючее, и он что? — пытается спасти самолет? Ничуть. Он только и выбирает случай, чтобы поаккуратнее выброситься с парашютом. У него не возникает даже мысли спасать самолет. Так что на получивших по 150 попаданий самолетах возвращались только наши летчики. Ну и что же мы имеем – ас Люфтваффе, использующий в стычке с врагом трусливую тактику, типа «бей-беги», да еще и готовый покинуть подбитую машину, даже не пытаясь ее спасти.
А может он просто трус? Дольем маслица в огонь… К концу войны немцам катастрофически не хватало горючего, у них даже самолеты стали реже летать по этой причине. А тут американцы начали бомбить нефтепромыслы Румынии - единственного немецкого источника нефти. Эскадру, в которой летал Хартманн, с Восточного фронта посылают в Румынию с задачей не допустить этих бомбежек. В первый вылет Хартманн и не пробует пробраться к строю американских «Летающих крепостей», а отчитывается о сбитии зазевавшихся американских истребителей сопровождения. Ещё три вылета он летает вокруг строя американских самолетов, но зазевавшихся истребителей не находит и, расстреляв в воздух патроны, возвращается на базу. А в пятом вылете он совершает позорнейший поступок: в страхе, что его убьют погнавшиеся за ним американские истребители, он из совершенно исправного самолета выпрыгивает с парашютом.
Мда… Странный у нас герой получается… И ведь это еще не все факты и фактики, говорящие прежде всего о трусости и нечестности белокурого рыцаря.
Идем дальше. В боях на Западном фронте использовалась система начисления баллов за победы. Полбалла присуждалось пилоту за уничтожение уже поврежденного двухмоторного самолета противника, один балл - за сбитый одномоторный самолет, нанесение повреждений двухмоторной машине или окончательное уничтожение поврежденного четырехмоторного бомбардировщика; два балла присуждались за сбитый двухмоторный самолет или за вывод из строя многомоторного вражеского бомбардировщика, и, наконец, тремя баллами оценивалось уничтожение четырехмоторного бомбардировщика противника.
Приблизительно с 1943 года беспрецедентно высокие показатели экспертов привели к некоторой стандартизации боевых наград. На Восточном фронте Рыцарским Крестом стали награждать после 75 побед, Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту присуждались за 100-120 побед, Дубовые Листья с Мечами - за 200 побед и, наконец, Дубовые Листья с Мечами и Алмазами - за более чем 250 побед.
На Западе, где существовала балльная система подсчета, пилот-истребитель мог получить Рыцарский Крест, набрав 40-50 баллов. Следовательно, 15 тяжелых бомбардировщиков или 40-50 истребителей на Западном фронте соответствовали 75 советским самолетам».
Но ведь между цифрами 40 и 75 большая разница: за счет чего она? Не поворачивается язык сказать очевидное - на Восточном фронте немецкие асы не столько сбивали советские самолеты, сколько приписывали себе их. А за приписки немцы орденов не давали. В общем, сбивавшие по 250-300 самолетов немецкие асы, в том числе и Хартманн, назначенные Геббельсом в герои и специализировавшиеся на сбитии зазевавшихся и подбитых самолетов, погоды не делали. Основную работу войны несли те немецкие летчики, кто атаковал бомбардировщики противника и защищал свои. Это другие немецкие летчики атаковали бомбардировщики и гибли от их огня и огня прикрывающих истребителей. А Хартманн всю войну заходил со стороны солнца, выбирал подбитый, отставший или зазевавшийся истребитель сопровождения, стремительно атаковал его и немедленно удирал на форсаже. Наши истребители догнать его не могли, да и не хотели надолго бросить строй охраняемых бомбардировщиков.
Итак, Эрих Хартманн – не более, чем трус и враль, которому посчастливилось попасть в счастливую колею. Может быть и так. Но ведь не состоит же человек, даже такой примитивный, как немецкий ас из «Небесного тихохода», из одних стремлений стрелять и убегать… Есть ведь и другие стороны личности.
В январе 1944 Эрих посетил свою мать, жившую недалеко от Ютеборга. В этот период ПВО рейха страдал скорее от нехватки пилотов, чем нехватки самолетов. Он сел на базу истребительной авиации возле Ютеборга. Эриху было всего 22 года, но его поразила молодость пилотов, базировавшихся на этом аэродроме. В его эскадрилью на Восточном Фронте тоже приходили юнцы, но эти вообще выглядели старшеклассниками.
Когда он вернулся после визита к матери, то обнаружил, что его эскадрилья была отправлена в полет в скверную погоду. Задачей летчиков был перехват американских бомбардировщиков. Ограниченная тренировка и еще более скромный опыт привели к тому, что 10 молодых пилотов разбились, даже не встретив американские самолеты. Взбешенный Белокурый Рыцарь сел и написал личное послание рейхсмаршалу Герингу.
Герр рейхсмаршал:
Сегодня с этого аэродрома по вашему приказу в отвратительную погоду были подняты истребители, чтобы попытаться найти и сбить американские бомбардировщики. Погода была настолько плохой, что я сам не хотел бы лететь. Истребители, которые вы отправили в воздух, не нашли бомбардировщиков, и 10 молодых пилотов и самолетов были потеряны, не сделав ни единого выстрела по врагу.
Некоторые из молодых пилотов, с которыми я разговаривал в этой эскадрилье, и который сейчас погибли, имели менее 80 часов налета. Если мы не можем сбивать бомбардировщики в чистом небе, посылать этих юнцов умирать в плохую погоду граничит с преступлением. Просто позор так тратить жизни молодых солдат, как это было сделано сегодня.
Искренне ваш
Капитан Э. Хартманн
52 истребительная эскадра

Эрих Хартманн отправил это письмо прямо Герингу, использовав обычную почту, и указал свой адрес. Тон и содержание послания были достаточны, чтобы командование наказало даже выдающегося аса.
Были прецеденты. Делегация из 12 асов однажды явилась к Герингу с требованием уйти в отставку, что, несомненно, пошло бы на пользу Люфтваффе. Все члены делегации были разжалованы в фельдфебели и отправлены на Восточный фронт, где из них было создано спецподразделение для завоевания господства в воздухе. Но это совсем другая история…
Послание, которое Хартманн получил от Геринга, было поздравлением самому удачливому пилоту-истребителю. Возможно, рейхсмаршал не видел письма Хартманна. Однако оно было написано и отправлено.
А может, не таким уж он был трусом?
Знавшие Эриха Хартманна любят вспоминать о том, что был он очень веселым человеком, отдельно отмечая его чувство юмора. Эх, сентиментальные люди эти немцы, всерьез полагающие, что чувство юмора бывает только у хороших людей. Вот что рассказывал об одной из шуток Хартманна его друг Вальтер Крупински: Четыре лучших аса 52 истребительной эскадры 3 марта 1944 прибыли в Берхтесгаден, «Орлиное гнездо» Гитлера, чтобы получить награды. Этими асами были Герхард Бакгорн, Иоханнес Визе — «Кубанский Лев», Вальтер Крупински — «Граф Пунски», и Эрик Хартманн. В тот раз Бакгорн должен был получать Мечи к своему Рыцарскому Кресту, вторую по значимости награду в Германии. Трое остальных должны были получить Дубовые Листья, непосредственно предшествовавшие Мечам.
В поезде по пути из Зальцбурга они крепко подружились с кондуктором. Того привлекли пилоты, так как все четверо имели на шее Рыцарские Кресты, все были молоды, веселы и дружелюбны. Кондуктор обеспечил им бесконечный поток всяческих припасов из своего купе, в основном жидких — шнапса, пива, вина, коньяка. Как только он доставлял новую бутылку, веселая четверка тут же выпивала ее содержимое.
Когда кондуктор ссадил их с поезда всего в нескольких милях от Орлиного Гнезда, они были совсем не в состоянии встречаться с фюрером. Пилоты ввалились в здание вокзала, где их встретил высокий, светловолосый майор фон Белов, адъютант Гитлера от Люфтваффе. Воспитанный на старых порядках дворянин фон Белов едва не упал, когда увидел четверых небрежно одетых пилотов в таком неописуемом состоянии. Они должны были встретиться с фюрером менее чем через 2 часа.
На улице стояла типичная альпийская весна. На земле еще лежал снег, пронизывающий ветер срывал с ближайших вершин снежную крупу, которая занудно сыпала с неба, покрытого плотными серыми облаками. Фон Белов приказал шоферу ожидавшего «Мерседеса» опустить брезентовый верх и прокатить с ветерком четырех посетителей Орлиного Гнезда.
Они прокатились по холодку, а потом фон Белов заставил их выйти из машины и немного погулять на свежем воздухе. И только после этого, за несколько минут до церемонии, они были допущены в Орлиное Гнездо. И все-таки пилоты были еще отнюдь не трезвыми.
Когда они вошли в фойе прекрасного здания, Хартманн увидел на вешалке фуражку. Заметив на ней какие-то галуны, он сказал: «Ага, вот и моя фуражка». Хартманн подошел к вешалке и быстро водрузил фуражку себе на голову. Когда он повернулся, чтобы покрасоваться перед товарищами, те взорвались от смеха. Фуражка съехала ему на уши. Однако фон Белов не присоединился к веселью. Перепуганный адъютант, который должен был проводить посетителей Гитлера через протокольные дебри, бросился к Хартманну и сдернул фуражку у него с головы.
«Отдай! Это фуражка ФЮРЕРА!»
Во время церемонии награждения все четверо пилотов как-то сумели устоять на ногах, и все кончилось благополучно…Гм… Смешная история.
Мы это все к чему.. К тому, что, скорее всего, следует признать, что был Эрик Хартманн довольно таки заурядным человеком со своими слабостями и привязанностями. Просто играл теми картами, что сдавала судьба. А судьба была к нему более, чем благосклонна. А то, что сам он стал крапленым тузом в шулерской колоде пропаганды – то не его вина. Он просто как умел делал свою работу.
Серьезную работу.
Сбивал самолеты.
Комментарии:
16-03-2007 14:53
Камрад
А, мой любимый белакулый лыцаль... Что ж они все какие-то убогие, эти немецкие герои? Один похож на гопника, исподтишка нападающего на слабых, другой, Рудель - на лгуна с манией величия... Пожалуй, подводники лучше... хотя бы честнее - на лодке никуда не сбежишь, и лишние тонны себе не припишешь...
тот еще
Ромм за три года последних - вторая моя статья о Хартманне. Два разных журнала - два подхода, две разные задачи. А я что? Журналистика, она продажная)))) Впрочем, этот Хартманн ближе к истине, чем предыдущий - абсолютно положительный.
16-03-2007 16:03
Камрад
Maatti Hrukonen
Нет, рассмотрен он достаточно трезво... но по рассмотрению портрет получается... хм, отнюдь не рыцаря. Я вот о чем... и еще есть все-таки нотки... констэбльского восхищения местами.
тот еще
Ромм дык ведь даже при такой тактике, даже при приписках, все равно ведь - больше всех сбил...это и восхищает. и наши его осудили не как военного преступника, а как уничтожителя социалистической собственности. Кстати, есть версия, что его заставили на 15 мигарях в Корее летать. Я такой синопсис разработал для сценария. оч интересное кино может получится, тока б найти кого из заинтересованных лиц...
16-03-2007 16:58
Камрад
Идея продолжения классная... Ты читал ... хм, забыл название... Короче, про войну наших и амеров в 1945 году? Там еще советский гипотетический авианосец действует... И продолжение - как раз про войну в Корее... Очень я с удовольствием, помню, проглотил.
Напиши про Хартмана в Корее, из той же серии будет.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть