Рассказывать истории о великих людях — непростая задача. И ещё более нетривиальна она, если использовать для этого формат аниме-сериала — среды, вообще-то, предназначенной для развлечения серых масс. Среднестатистический зритель любит простых и понятных героев с их понятными проблемками, которые решались ранее сотнями анимешных героев. Героев, по какому-то глупому стечению обстоятельств оказывающихся в необычной ситуации, с которыми, в конце концов, этот самый средний зритель может ассоциировать себя, любимого, и радостно гыкать «Ух, уж я бы на его месте!..»
Говоря о гиассе невозможно избежать сравнений с
Death Note, просто потому что другого сравнимого с ним аниме ещё не сняли. Лайт Ягами — тот самый простой и понятный герой. Обычный старшеклассник, которому даром досталась огромная сила, пусть потрясающе умный и беспринципный, но одновременно — трусливый, психически неустойчивый, неспособный к эмпатии, а главное — недостаточно устойчивый к соблазну власти. Хотел стать богом? Ну и получи… Главный герой Code Geass другой. Он — прирождённый король, тоже умный, беспринципный, но одновременно — волевой, глубоко сопереживающий, ни на секунду не забывающий о совести и чести и готовый нести не сгибаясь ответственность за свои решения.
История Лелуша — архитипичный конфликт воли одного человека с инерцией окружающего мира. Одновременно с человеком растёт и мир, вернее, его понимание человеком, узнающим новые стороны и пытающегося их перестроить по своим представлениям. Готовность и смелость идти в этом стремлении до конца — каким бы он не оказался! — по-моему, и делает человека великим. Почти вся первая половина сериала — скачкообразный взлёт, поднимающий Лелуша до высот могущества, причитающихся ему по интеллекту и способностям. Такой головокружительный взлёт опасен. Он пытается заставить человека поверить, что он — бог, не имеющий больше общего с «простыми людьми». Но Лелуш выдержал проверку на человечность: то, что он сделал с Шарли после истории с Мао, — пожалуй, самый гуманный его поступок за весь сериал. И на храбрость — стоял под прицелом, не сгибаясь, и в маске, и без. Про то, как в такой ситуации вел себя Лайт, вспоминать противно…
А потом случается та самая легендарная «невидимая стена», призрак которой преследует всех талантливых людей. Мир обращает внимание на жалкого человечка, пытающего подняться над остальными, и выставляет на арену первого достойного врага. История с Юфемией — на ней путь Лелуша и должен был прерваться, если бы у него, как у Лайта, был только интеллект, но не сила воли. Но воля была, и он получил вторую попытку, уже зная, что стена никуда не делась. Думаю, именно желание достигнуть своей пусть и не до конца осознанной цели и отличает Лелуша от «героя» Death Note, в какой-то момент забывшего о собственной ради бессмысленного, но такого захватывающего поединка с другими людьми во славу своего эго. Лайт не бьётся в невидимую стену, он её просто не достиг, не осознал свою ограниченность.
А вот Лелуш — бьётся, снова и снова. Бросает всю свою волю — и каждый раз, избитый, но не сломавшийся, прошибает свою невидимую стену — чтобы обнаружить за ней следующую. С человеком, не щадящим себя подобно ему, даже бездушный мир мало что может сделать. Разве что отнять у него всё, чем он дорожит, — людей, идеалы, цели. И Лелуш истинно королевским жестом отбрасывает все, что он любит, обрекая себя на одиночество, но спасая дорогих людей от мести мира. Торчащий гвоздь первым получает по шляпке — и это его вина, если заодно огребут и окружающие. Лайту было проще — он никем не дорожил, сдавал союзников без причины, как только они теряли полезность (я лично окончательно в нём разочаровался после того, как он убил Веди и Айбера). Лелуш, несмотря на громкие отречения, на деле «своих» никогда не бросал. Привычка всегда и во всём нести ответственность — именно она подталкивает его к Реквиему для Зеро, когда мир, будто издеваясь, отбирает его путеводные звёзды-цели.
Осознание своего долга, последней невидимой стены, которую уже не пробить никак, делает Лелуша выше окружающих, как был выше некогда некий философ из Назарета, уж извините за напрашивающееся сравнение. Это сознание даёт ему силы и одновременно бесит окружающих, чувствующих себя униженными и оскорблёнными. Уже не думая особо о том, за что борется, весь мир бросается на человека, осмелившегося ему перечить, — и проигрывает. Лелуш оканчивает игру по собственному желанию и на своих условиях. Хорошо, когда свою ответственность можно передать настоящему другу, об этом писал ещё Михаэль Энде. Но самое лучшее — Лелуш остается в памяти победителем, доказавшим, что у дрожащей твари есть право, особенно когда она перестанет дрожать.
Ещё приятно, что Карен не досталась Гино, хотя авторы явно пытались к этому вести… Достаточно и того, что её окончательно запутали в конце просто потому, что иначе не получилось бы красивого финального побоища. Любить такого смазливого белого рыцаря после Лулу — это выше моего понимания.
Current music: Nightwish — Sleeping Sun
Настроение: хорошее
Концерт Within Temptation
[Print] 1 2
Гость