Клуб любителей фантастики
клуб заведен 25-12-2003
постоянные читатели [148]
17X, 3sky, A1ien, Aelinn, AlisaA, Anthrax, Apachee, April Wind, ARK, Arkane, Arth, Art`Is, Azag-TOT, be cool, Ben Gann, beskost, besti, Biohazard, Bird on the wire, BlackDrago, Blaze, BooM, bss, caliban, chemodankina, chron, chum, clamour girle, cortes, croix, Cyber SHADOW, d-r Hogart, Daina, Dandelion, Dark Night, davvol, DeadMorozz, Delia Grey, Donal Sagan, drunken Elf, dvoe, elmortem, Emo, eroticplanet, fali, Faust, fragment, genohunter, Gothic Club, Grace, Htotam, Idilion666, Illusion, Integra Hellsing, Jonathan Lea, KOMyTpaBKu, Korsar, kv75, LA3APb, Lady Xerra, Lady_Jane, Leanhaum-Shee, Leave-me-alone, LePsah, Longhkaster, Lovecraft, Maggie, Mara Jade, marinatan, Maruta, maya, Merts, Mirabelle, morbid, Mostack, NatalieG, Nifet, Noldor, Numy, Ophelia, Pacifik, Paint It Black, painted black, PinggWIN, Postman, RADAR, Reflexiolat, Rocket, Roderick Usher, RuBach, Ryumaster Xellos, Samum, Shadow Eiainen, SharoWar, Smael_Eledven, smirnoffff, South Cross, Stargazer, Svetlika, transformat, Tre-ne-ne, Trisha, trogvar, UF'ka, Valoo, Vampire_Daphna, Vit Skystranger, When I was mad, Wohltat, x, yell, Yoda, Yuu Ross, Zaggat, Айуну, АКУНА МАТАТА, Арина, Библиотека, Виконт Де'Летенхофф, Д-ж-о-к-е-р, Джей, Духовные происки, ЗлЫдень, Змея, Зомба, идиот, каракатундер, Квилл, киноклуб, Котенок, Кристиночка, Леопардик, Летучий Мыш, Марракс, Ника Квест, ОГОНЬиЯ, омманипадмехум, Откушу душу., Призрак джедая, Рика, Риска, Спящая, Таурон, Фай Родис, Хворый, Чертенка, Юджико, Юльчатай
хранители [3]
croix, hope, Квилл
участники [76]
Agamemnon, Alex Grant, AlisaA, Apachee, April Wind, AvanTuRrristka, Azag-TOT, Ben Gann, Biohazard, bss, caliban, carpe diem, chum, cortes, croix, Cyber SHADOW, d-r Hogart, Dandelion, Darksoul, Draco_Malfoy, Draggs Connor, drunken Elf, Dvoika, Emo, EX, Faust, Freedom_of_mind, Gadge, genohunter, Grace, hope, Jonathan Lea, KOMyTpaBKu, Korsar, kv75, levit ll, Lugburz, Mara Jade, medbrat, Never, Noldor, Paint It Black, painted black, Remnanta, Renoir, Rocket, RuBach, South Cross, Suzy, Tashetann, Taviskaron, trogvar, Uncle, Venturi, Vit Skystranger, Wohltat, x, yell, Yuu Ross, Айуну, Виконт Де'Летенхофф, девчонка под вуалью, Заноза, ЗлЫдень, идиот, каракатундер, Квилл, Леопардик, Линари, Ника Квест, Путник, Спящая, Фай Родис, Хворый, Чертенка, Эль
закладки:
цитатник:
клуб:
интересы [58]
11-01-2004 02:40 chum » Киберпанк
Киберпанк (cyberpunk) - поджанр нф, характеризующийся контркультурными героями, фабулой недалекого будушего, мира hi-tech, в котором правят транснациональные корпорации, идеи обрушиваются на читателя безо всяких пояснений(особенно это ярко выраженно, на мой взгляд в "Трилогии моста" Гибсона).
Основоположником жанра называют писателя-фантаста Сэмюэля Дилэни (Samuel R. Delany).
Правда я его книг еще не читал, но говорят что стоит почитать "Babel-17"(1966). Но
окончательное становление жанра связывают с выходом в свет небезызвестного "Нейроманта"
("Neuromancer",1984) Гибсона(William Gibson). Сам термин "киберпанк" впервые упоминает в
своих критических статьях Брюс Стерлинг(Bruce Sterling). Киберпанк потому что в этом
жанре смешана кибернетика с панковским цинизмом и мировосприятием. А также, думаю, еще из-за, обычно, анархического общественного устройства киберпанкового мира.

О сути... Современное общество - это общество информации, коммуникаций и высоких технологий. Многое из того, что еще каких-то двадцать лет в нф нас удивляло, теперь воплощено в реальности. В научных лабораториях ведутся исследования в области нанотехнологий, квантовых компьютеров, около десяти лет назад сформировалась биоинформатика и сейчас набирает обороты, генетические исследования в конце-концов(про клонирование помните). Эти исследования, несомненно, повлияют (некоторые уже начинают влиять) на наше будущее. Во что выльется внедрение этих технологий в нашу жизнь, как изменится общество под их влиянием? Это и есть киберпанк. Киберпанк - это литературное отражение или реакция на преобразование общества, изменение его ценностей при внедрениии высоких технологий в повседневность. Это то, что нас ждет.
Все тот же Стерлинг написал: «Побывав недавно в Москве, я почувствовал, что попал в
мир «Нейроманта». Повсюду уличные самураи, сомнительные парни с уголовными связями,
а жизнь людей контролируют полукриминальные многонациональные организации и компании. Прежний порядок повсюду лежит в руинах, люди все растаскивают и все продают, но никто, похоже, не стремится работать и что-то производить. Все хотят легких денег.
Они думают: прибыль - это воровство, процветание - это воровство; они думают:
воровство - это и есть экономика. Это поразительно! Но это существует в реальности».(Компьютерра апрель 2002г)

О персоналиях... Как уже упоминал первопроходец жанра Сэмюэль Дилэни. Обще признанные киты киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг(по-моему они достойны отдельной темы). К последним также можно отнести Рюкера(Rucker), Льюиса Шайнера(Sheiner) и Джона Ширли(Shirley). Эти авторы организовали даже свое движение, которое потом так и стало называться "Киберпанк". Плодом этого движения был вестник "Дешевая правда", в котором эти авторы под псевдонимами(дабы избежать культа личности - они отрицали "гуру" в киберпанке), публиковали (самиздат) свои произведения. Проект прекратил свое существование в 1986 году. Ими была написан сборник "Зеркальные очки: Антология киберпанка". Также киберпанк писали Уолтер Ион Уильяме("Голос вихря" ), Грег Бир("Кровавая музыка"), Пэт Кадиган("Свиннеры") (последних не читал, если кто читал поделитесь впечатлениями). Из русских авторов отмечу Александра Тюрина. Это единственный мне известный русский киберпанк. Некоторые причисляют к киберпанку "Лабиринт отражений" С. Лукьяненко, но я думаю это(несомненно заслуживающее внимания произведение) выходит из контекста. Если кто знает других авторов пишущих киберпанк просветите, буду очень признателен.

О будушем... Сейчас киберпанк, извините ярые поклонники(я кстати тоже люблю этот жанр, если вы еще не догадались, слегка опопсел. Об этом очень популярно написано все в той же "Компьютерре" (спасибо Aloud'у за ссылку). Поэтому долго распространяться не буду(устал уже почитайте сами)
Скажу лишь что киберпанк для меня это все-таки идеи Стерлинга и компании. Не согласен с Гуриевым в том, что киберпанк мертв(он просто так пахнет). Может киберпанк опопсел, сейчас никто не пишет в ключе Гибсона и Стерлинга(хотя не факт, повторюсь, кто знает имена сообщите). Но проблема затронутая в киберпанке осталась. Высокие технологии продолжают внедряться в нашу жизнь и никто их не отменял. Так что киберпанк актуален и сегодня. (оффтоп. вот еще о чем можно поговорить в клубе - насколько актуальна фантастика сегодня. в смысле современная, не опережает ли развитие науки нф литературу). И, думаю, еше будет немало написано.

Кое-что еще... Одним из интересных ответвлений киберпанка является стимпанк или как его еще называют парапанк(первый корень образован то слова пар). Этот жанр рассматривает ситуацию если бы компьютер и прочие высокие технологии появились бы в век паровых машин(отсюда второе название). Я пока читал лишь одно стимпанк-произведение, по совместительству и самое известное. А имено, написанный в соавторстве Гибсона и Стрелинга роман "Машина различий"("Difference Engine"). Всем советую.

Всем спасибо за внимание. Теперь можно обсуждать (у нас ведь не сугубо публицистический клуб, а надеюсь, еще и немного дискуссионный)

отредактировано: 11-01-2004 05:40 - chum

Комментарии:
11-01-2004 02:43
а почему бы и нет?
Не претендую на полноту и оригинальность, так что добавляйте, поправляйте и т.д.
11-01-2004 02:58
Камрад
Круто! Я как раз начал читать "Нейроманта". Пусть критика Стерлинга жестковата, но это так... Киберпанк уже наступил... у нас. =)
11-01-2004 05:36
а почему бы и нет?
Кстати с месяц назад появилясь в продаже вторая часть мостовой трилогии Гибсона "Идору". Как это ни странно третья часть в России вышла раньше второй.
pard
Если кто знает других авторов пишущих киберпанк просветите
Некоторые причисляют туда же Васильева "Охота на дикие грузовики"... не знаю, насколько это классический киберпанк, но ближе, чем Лукьяненко, это точно
11-01-2004 14:44
micro.macro.ex
ууу... первая часть - сухо. Одни фамилии, классификация, факты. Не хочу обижать, но так можно написать даже не читая ниодного произведения. Вторая - со многим не согласен.
Но по порядку:
авторы. Ф. Дик? как без него? из русских... Мэри Шели ("Паутина" и Владимир Васильев ("Сердца и мототры").
Написал многих авторов, творчество которых мне не известно. Позор на мои седины. Нужно изучать. Хотя всё же некоторых (Рюкера, Ширли) знаю. Не сказал бы, что таланты...
киберпанк вообще. Вот тут ты напутал. Когда ты начал описывать и классифицировать его, ты смешал литературу и культуру. А в них можно запутаться. Что именно умерло? Литература? - да! (вряд ли у нас ещё будут авторы на подобии Гибсона). Культура? - Нет. Она скорее наоборот только зарождается. В особенности сама идея бунтарства и высоких технологий.
Опопсел говоришь? По-моему, это не показатель. То что мы можем создать клуб, и идеи проповедуемые нашей культурой нравятся многим... разве это плохо? Думаю нет.
Есть нажива на популярности киберпанка, но это к хитрым менеджерам... Поэтому попсовость так же слишком затуманена... Да, киберпанк популярен, и часто идёт в массу (нонсенс!), но это всего лишь недоразумения общества и идеологии наживы.

кстати, к чему можно отнести Матрицу, с точки зрения классификации?

а в общем, спасибо за труды. Всегда рад почитать.
11-01-2004 15:04
micro.macro.ex
и ещё одно. На данный момент, наконец, заполучил сборник рассказов Филлипа К. Дика... если кому интересно могу написать впечатления о прочитанном и скопирнуть сюды... (я ж теперь типа член клуба... хыхы)
11-01-2004 15:34
а почему бы и нет?
Neo_EX
... первая часть - сухо. Одни фамилии, классификация, факты. - это в первую очередь обзорный пост для тех кто не оч. хорошо знаком с киберпанком.

Когда ты начал описывать и классифицировать его, ты смешал литературу и культуру. - я всего лишь хотел сказать, что киберпанк, как литературное явление есть отражение культурных процессов в обществе. А киберпанк как культурное явление, появивщееся вслед за литературным я вообще здесь не затрагивал, так как клуб все таки литературный.

Спасибо за авторов - их упустил по незнанию.
11-01-2004 16:18
Камрад
Neo_EX
Пиши, пиши...
11-01-2004 22:44
micro.macro.ex
chum
окей.
А Дика ты тоже не знал? "Бегущий по лезвию бритвы"?
11-01-2004 23:42
micro.macro.ex
плюс...
Майкл Суэнвик в соавторстве с Уильямом Гибсоном (мне очень понравилось!)
"ПОЕДИНОК" http://www.cyberlib.narod.ru/lib/burz/poedinok.html

и бессмертный Брюс Бетке "КИБЕРПАНК" http://www.cyberlib.narod.ru/lib/burz/cybrp_ru.html (читать всем! тем более рассказик маленький)
12-01-2004 01:45
а почему бы и нет?
Neo_EX Блэйдранера знаю, но вот автора не знал(стыдно, но тем не менее)
еще раз спасибо за ссылки.

А все-таки что скажешь по поводу будущего киберпанка? Допустим в последнее время не было слышно о каких-нибудь стоящих киберпанковских произведениях новых авторов. Но не может же это так и дальше продолжаться. Неужели все новые и новые витки развития hi-tech и его влияние не вдохновят новое поколение авторов? Не верю!
12-01-2004 22:18
Камрад
chum Блэйдранера знаю, но вот автора не знал(стыдно, но тем не менее)
Могу дать почитать Филипа Дика, и Блэйдраннера (в оригинале - Мечтают ли андроиды об электрических овцах) и многое другое. Правда, уже после возвращения.
12-01-2004 23:37
micro.macro.ex
дочитываю блэйд раннера... просто восторг!!! потом напишу. Насчёт будущего... ща подисскутируем ;)
arcane healer
А у кого есть эта самая Difference Engine?.. Вот ее хочу прочесть очень.
16-01-2004 19:25
micro.macro.ex
Hogart
электроная версия?
17-01-2004 15:53
micro.macro.ex
статья, как я считаю, наиболее отражающая всю суть вопроса.
кстати, моя любимая... :)

Киберпанк. Мертв или просто плохо пахнет?
Эдуард Липинский aka Edge (edge@rambler.ru)
--------------------------------------------------------------------------------
На заборе написано: киберпанк,
Но за этим забором ничего нет.

Надеюсь ни кому не надо объяснять, что основная масса научной фантастики - глупые выдумки самоуверенных писак. Весь этот бред, вроде параллельных миров, путешествий во времени, безгранично совершенного искусственного интеллекта в скором будущем, абсолютного погружения в виртуальную реальность с помощью шлема и перчаток, а также чрезмерно самоотверженных героев, рассчитан на обывателя.

Но речь пойдет о таком направлении, как киберпанк. В классическом киберпанке ставка делается в первую очередь на реализм, пусть не всегда на реализм будущего, а героев, но и это играет не последнюю роль. В произведениях этого жанра основные персонажи индивидуальны, и они имеют в киберпанке иногда большее значение, чем научно-фантастическое окружение. Главный персонаж в свою очередь не избранный, он не выпускник учебного заведения для супергероев, не страдает филантропией и не носится под завязку обвешанный оружием и амуницией, всеми силами пытаясь спасти человечество. Он эгоист, коим является в той или иной мере каждый здравомыслящий человек и его цели намного ниже общественно значимых. Его не волнует судьба окружающих и их проблемы, пока что-то не коснется его самого.

Различные действия в определенных ситуациях отличают одного человека от другого, и процент живущих ради других крайне низок, даже среди душевнобольных. Ты не согласен? Люди не такие? А подашь ли ты свою руку незнакомому тебе двести килограммовому здоровяку, свисающему с высоты десятиэтажного дома? Нет. А если он твой единственный друг/твой религиозный наставник/у тебя склонность к героическому самоубийству/только он знает код камеры хранения, в которой лежит все твое состояние? Вот то-то же.

Хочешь еще пример (немного устаревший, хотя, на момент написания было новостью)? Арест ФБР овцами (пробел между ФБР и овцами прошу считать опечаткой) российского хакера Дмитрия Склярова. Поставь себя на место представителя правоохранительной организации: "Хакера взяли? Молодцы. Одним меньше". На место представителя право нарушающей организации, в лице хакера: "Свободу Дмитрию Склярову! Руки прочь от хакеров!". А теперь поставь себя на место близкого (в хорошем смысле этого слова) друга Дмитрия Склярова, да к тому же хакера: "Какой там URL у сайта фибиэр?".

Другая особенность киберпанка - реалистичность окружающей действительности. Хотите красоту - истории богатых и знаменитых, романтику - мелодрамы, бесконечных и бесконечно смазливых отношений и судеб - мыльные оперы, пессимистично жестокую реальность пред апокалипсического будущего - киберпанк. Или точнее, антиутопия - одна из составляющих киберпанка.

Но моя цель не в рассказе о киберпанке, его особенностях, истории, эволюции и прочем (обо всем этом можно узнать из многих информационных источников). Цель моего манифеста в том, чтобы попытаться обозначить нечеткую для неосведомленных границу между истинным киберпанком и псевдокиберпанком.

Почему культура, по своей сути рассчитанная на ограниченный круг поклонников (или я прав, или каждый второй - антисоциальный, пессимистично настроенный анархист), стала такой популярной и массовой? Газеты и журналы пестрят повторяющими друг друга статьями на эту тему, в Голливуде один за другим штампуются фильмы с ярлыками "киберпанк", количество желающих вступить или создать свою киберпанк-группу приближается к количеству мечтающих вступить или создать хак-группу, в чатах как грибы после дождя появляются ники а-ля Neo и компания.

Стандартное определение киберпанка: разновидность научно-фантастической литературы, описывающей общество будущего, в котором доминирует компьютерная технология.

"Разновидность научно-фантастической литературы". Научно-фантастическая литература - всего лишь одна из граней киберпанка, в чей многогранник произведений входят также представители кинематографа, музыки, живописи, игр и т.д.

"Описывающей общество будущего, в котором доминирует компьютерная технология". Описывать общество будущего, в котором доминирует компьютерная технология, может и детский мультипликационный фильм. А как же идеология, современный киберпанк, общество настоящего, или в наше время "компьютерная технология" находиться в зачатке? Как же протест, борьба с системой? Вот такие вот "профессора", высасывающие у себя из пальца такие ограниченные определения, в последствии и творят политкорректные "шедевры" с претензией на киберпанк. Они же и отделяют от киберпанка главные его части - идеологию и мировоззрение, оставляя одни клише и стереотипы, творя ширпотреб. Иначе, почему после киберпанка ставят двоеточие и пишут: хакеры, крэкеры, нетраннеры и тому подобные, иногда приписывая еще и ламеров с чайниками (про рейверов я вообще промолчу), тем самым, ассоциируя киберпанков с теми, кто проводит свое время за компьютером. Нет, я, конечно, не отрицаю, что компьютерные технологии - часть киберпанка, но мы же не называем бегущего с билетом в зубах на вокзал - спортсменом. Еще назвали бы секретаршу киберпанком, а Бориса Моисеева - мужиком.

Стоит отметить один важный момент - два фронта киберпанка. Один - произведения этого жанра, другой - современники персонажей, участвующих в этих произведениях. Вот их то (современников) и надо относить к киберпанку, как к термину, описывающему людей и их деятельность. И не каждый хакер является киберпанком, и не обязательно быть хакером, чтоб являться киберпанком. Здесь важна идея и цели, а выполнение может быть различным.

Если ты еще читаешь, то или тебе больше нечего делать, или ты причисляешь себя к киберпанкам, к поклонникам киберпанка, тебя заинтересовала затронутая тема (просьба: нужное подчеркнуть и отправить мне на мыло). Загляни в себя, только не через анальное отверстие, и реши, что для тебя значит киберпанк. Стиль жизни или красивое слово? Много ли литературных произведений и культовых авторов ты можешь назвать или шедеврами ты считаешь попсовых Hackers и eXistenZ с дешевой философией (игра игры в игре)? Ждешь ли от второй Матрицы больше идейности или ждешь еще более крутых спецэффектов и экшена? Твое отношение к контролю или ты не понял, что я подразумеваю под этим словом? Если твой выбор всегда останавливался на втором варианте, то поздравляю, мне с тобой не по пути, и ты никогда не узнаешь, что небо было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал. Советую не употреблять слово киберпанк по отношению к себе, а применять только как ругательное. Но если так нравиться приставка кибер, то создай свой жанр. Например, киберпоп (хотя этот жанр уже используют), хоть в литературе, хоть в кинематографе, хоть в музыке, хоть в компьютерных играх, выбор за тобой. Или создай свое течение, собрав вокруг себя прогрессивных представителей общества, разделяющих твои взгляды. И может когда-нибудь, во время триумфа твоего или чужого открытия, киберпанк сделает последний вздох и тихо загнется, затерявшись во времени, как слезы под дождем. Жаль, что он умрет, хотя, все там будем. Только не забудь на всякий случай забить все гвозди в его гроб, если доживешь.

З.Ы. Вопреки просьбе Стерлинга считать киберпанк мертвым, я и многие другие не считают его таковым. Говоря о литературном направлении, да дела обстоят не так, как хотелось бы, но на классике оно (литературное направление) простоит еще подольше нас. А говоря о киберпанке как о культурном течении... Пока живы такие как мы, жив и киберпанк.
The Wave
Вот еще хорошая статья по теме:
http://www.fuga.ru/articles/2000/09/cyberpunk.htm

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий (виден автору записи)
Закрыть