Политинформация
Politota
дневник заведен 11-11-2017
постоянные читатели [34]
avirana, Blixa, denika, diandi, eastwing, Farrant1, investigator, jess_nata, le soir, miju, Mindalle, mopushville, Pushok, skolkare, triber-nefrit, yuyuyu13, Адаэль, Белейшая Мышь, Вэл Ли, индрик зверь, Кира Бруччо, Лапуленция, Ленчка, некто Пат, Ольга Пустыня, Подаренка, Пчела, Санькина мать, Семик, Хильда Я, ШанКа, Экселенц, ЭлектроФенек, _Mila_
закладки:
цитатник:
дневник:
16-01-2019 06:55
Принятие Томоса и его последствия

Итоги и прогнозы

В целом, если подводить итог написанному в томосе, то вольно или невольно в голову приходит мысль о том, что «СЦУ» становится для Фанара первым масштабным объектом для обкатки на практике более глобальных управленческих механизмов, нацеленных на фактическое подчинение мирового Православия единоличной власти Константинополя.

В частности, можно предположить следующее.

1.Создание «СЦУ» является тем самым пресловутым пересечением Рубикона, которым Константинополь обрубил себе все пути к отступлению. Фанар поставил на кон все: свой авторитет, свой статус и свое будущее – ради установления постоянного и незыблемого контроля над другими Православными Церквями.

2.Главными элементами соответствующей стратегии Фанара выступают: навешивание ярлыка «раскольников» на несогласные с «греческим папизмом» Церкви; их постепенное дробление на многочисленные и независимые друг от друга части; формирование новых религиозных структур, которые бы вводились в глобальное православное пространство под личиной автокефальных, а на деле зависимых от Константинополя институтов; закрепление за итогами обязательных и систематических совещаний под председательством главы Фанара (которые будут называться «Всеправославными соборами») директивного статуса для участвующих в них Православных Церквей (их обяжут выстраивать в неукоснительном соответствии с решениями «соборов» свою деятельность во всех значимых сферах и вопросах).

3.От Иерусалимской Церкви Фанар будет добиваться поддержки «СЦУ» – допуска ее для служения в храмах на Святой Земле. Основной удар будет направлен на Русскую и Сербскую Православные Церкви, которые способны создать наиболее серьезные препятствия на пути глобального «переформатирования» Православия. В первом случае акцент сфокусируется на откалывании от РПЦ таких «направлений», как Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан и так далее, пока ареал функционирования РПЦ не сузится до пределов Российской Федерации. Во втором случае – позиции СПЦ будут подрываться признанием «автокефалии» Черногорской, Македонской и Косовской «церквей».

Эффективная реализация такого сценария позволит Фанару не только ослабить и отсечь от Русской и Сербской Церквей серьезные человеческие, имущественные и иные ресурсы, но и в имиджевом, а также административном разрезе восполнить те потери, которые возникнут в случае полного разрыва церковных отношений Москвы и Белграда со Стамбулом. Фактически будет продвигаться следующий манипулятивный посыл Константинополя: «Да, РПЦ и СПЦ из-за нежелания даровать свободу тем Церквям, которые хоть и связаны с ними, но уже длительное время функционируют в независимых государствах, отказались от единства с Вселенским престолом. Однако они не могут остановить процесс автокефалий, которых жаждут в этих странах. Вместо временно ушедших в раскол РПЦ и СПЦ православная семья прирастает многочисленными новыми церквями. Миллионы наших братьев и сестер вернулись к Чаше, а другие миллионы обрели столь чаемую полноценную духовную свободу».

При этом «стамбульцы» будут держать наготове и такое оружие, как возможность отзыва автокефалий у «негреческих» Церквей (о том, что такой вариант действий со стороны Фанара вполне возможен, засвидетельствовало интервью архиепископа Телмисского Иова (Гечи) ВВС от 2 ноября 2018 года). Тем самым Константинополь оставит для себя на крайний случай опцию тотальной зачистки православного «поля» от неугодных ему «игроков» (либо за счет противоправного нивелирования их веса в межправославных отношениях, либо формирования на их территории альтернативных и признанных Фанаром «церковных» субъектов).

4.Успех или провал указанной стратегии во многом будет зависеть от того, насколько оперативную и мощную поддержку своей авантюре с «СЦУ» сможет обеспечить Фанар со стороны других Православных Церквей.

Вполне ожидаемо то, что особые надежды в этом плане возлагаются на Элладскую Православную Церковь. В пользу такого вывода в первую очередь говорит все более и более углубляющаяся зависимость Афин от Вашингтона. В данном контексте весьма красноречивыми выглядят недавние материалы в ряде греческих СМИ, которые в восторженных тонах описывают декабрьские поставки сжиженного газа из США в Грецию. В интерпретации этих изданий установление такого сотрудничества следует считать очередным значимым шагом на пути развития стратегического диалога между этими странами.

Не стоит сбрасывать со счетов и весьма эффективную деятельность в южной европейской стране посла Соединенных Штатов Америки Джеффри Пайетта, который доказал свою состоятельность в решении чувствительных для Вашингтона внешнеполитических вопросов. Чего только стоит каденция дипломата на Украине, которая как раз и пришлась на период всем известных событий, увенчавшихся «президентским» крахом В. Януковича.

Вполне вероятным выглядит и поддержка действий Фанара со стороны Румынской Православной Церкви, которая – в силу собственных амбиций и причин внешнеполитического характера – не будет особо возражать против существенного ослабления РПЦ. При этом «платой» за лояльность грекам может стать отсечение от церковной Москвы в пользу Бухареста Молдавской Православной Церкви.

Реальные очертания такому сценарию придают определенные временные факторы, неиспользование которых может привести к потере столь заманчивого для Румынской Церкви шанса. Во-первых, с 1 января Бухаресту было передано председательство в ЕС, что теоретически создает возможность для политического «прикрытия» потенциального церковного рейдерства в отношении Молдавской Церкви. Во-вторых, в этом году в Молдавии пройдут парламентские выборы, от результатов которых будет зависеть дальнейшее развитие и направление внешней политики этой страны. По мнению проевропейски настроенных молдавских экспертов, если действующему президенту Игорю Додону удастся сформировать большинство в парламенте, то он сможет более успешно реализовывать свои планы по сближению с Москвой. А это практически сводит на нет любые сценарии соответствующей «церковной экспансии» со стороны Румынии.

Впрочем, в ближайшей перспективе все же не эти направления будут иметь приоритетное значение для Фанара. Скорее всего главное давление будет сосредоточено на Иерусалимской Православной Церкви.

Ее поддержка «СЦУ», в первую очередь путем допуска представителей данной структуры для служения в православных храмах на Святой Земле, способна как внести существенный вклад в оправдание вмешательства Константинополя в «украинские церковные дела», так и закрепить «легитимацию» «СЦУ» как «канонической Церкви» на внутриукраинском и всеправославном уровнях. В данном случае за Константинополь будут играть ресурсы и возможности Вашингтона, а также подоплека событий, которые привели Феофила ІІІ на место Предстоятеля Иерусалимской Церкви. По мнению ряда политологов, одним из итогов обретения высшей власти в данной структуре стало установление неких обязательств нынешнего патриарха Иерусалимского перед Фанаром.

5.В работе с другими Православными Церквями по вопросу признания «СЦУ» Константинополь сосредоточится на продвижении тезиса о том, что автокефалию «поддержало подавляющее большинство» православных Украины. А это является «свидетельством правильности и своевременности реагирования Фанара на продолжительное существование проблемы разделения украинского Православия», результатом которого стало именно «исцеление», а не легализация раскола.
Косвенным свидетельством обоснованности такого прогноза можно считать следующий фрагмент недавней статьи архимандрита Кирилла (Говоруна), негласного спикера Константинополя по проблематике автокефалии для Украины, на сайте издания «Новое время»: «На степень признания независимой украинской церкви в православном мире будет влиять то, насколько активно к ней станут присоединяться приходы и даже целые епархии Московского Патриархата».

Столь четкая и недвусмысленная формулировка дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему был так оперативно проголосован законопроект № 5309 (он обязывает УПЦ изменить свое название; невыполнение данного требования может быть использовано для признания недействительными уставных документов ее приходов; это открывает широкие возможности для регистрации под их именем общин-«двойников», которым и будет передано в собственность соответствующее церковное имущество УПЦ) и почему вскоре на голосование вынесут законопроект № 4128 (который де-факто позволит любому человеку с улицы принимать решение от имени общины по вопросу ее конфессиональной принадлежности).

Все это вполне естественно, поскольку и украинской власти, и Фанару нужно быстрое и масштабное перетекание приходов УПЦ в «СЦУ», что, как уже говорилось ранее, будет подаваться как «тотальная поддержка» верующими автокефального пути Украины.

При этом серьезные усилия направят на то, чтобы такие «переходы» проходили без насилия, противостояний и пролития крови. Константинополю не нужна картинка, фиксирующая множественные конфликты из-за храмов и церковного имущества. Такой расклад сразу же ударит по авторитету Фанара, который будет обоснованно обвинен в провоцировании масштабных межконфессиональных столкновений.

В свою очередь у украинских партнеров Константинополя на данный момент нет в наличии достаточных рычагов, которые могли бы позволить пусть и силовым методом, но довольно быстро перевести в новую юрисдикцию большое количество храмов УПЦ.

Во-первых, существенно нивелирован фактор интенсивного использования с этой целью различных радикальных групп (министр внутренних дел А. Аваков как явный оппонент Порошенко не собирается подыгрывать последнему в деле повышения электоральных рейтингов). Во-вторых, отсутствие режима военного положения делает невозможным перехват у Авакова контроля над Национальной гвардией Украины – единственной силой, способной эффективно отработать сценарий отъема у УПЦ знаковых церковных объектов. А то, что такой сценарий вполне мог быть реализован или как минимум рассматривался в качестве возможного, косвенно подтверждает ноябрьский брифинг народных депутатов от Блока Петра Порошенко Тараса Юрика, Олега Барны и Александра Дехтярчука, в рамках которого они призвали главу МВД «обеспечить общественный порядок на территории Почаевской Лавры» силами Нацгвардии.

Учитывая сказанное выше, следует предположить, что те же Лавры будут выводиться из-под контроля УПЦ с помощью «фабрикации» поводов для досрочного разрыва договоров аренды. Например, на основании якобы «ненадлежащего хранения» Украинской Православной Церковью переданного ей по линии Минкульта имущества.

Также будет доведен до конца процесс выдавливания общин УПЦ с территорий воинских частей и объектов, функционирующих под эгидой силовых органов Украины. Следующей волной станет прекращение деятельности приходов УПЦ на территории государственных медицинских учреждений.

​В свою очередь шансы УПЦ достойно оппонировать законопроектам № 5309 и № 4128 в значительной мере будут зависеть от способности данной Церкви убедить другие конфессии Украины вновь выступить совместным фронтом против упомянутых инициатив. Возможности, и довольно существенные, на данном направлении присутствуют. Ни для кого не секрет, что несколько лет назад законопроект № 4128 поддержал только «Киевский патриархат». Другие религиозные организации Украины, в частности иудеи, лютеране и римо-католики, подвергли его жесточайшей критике. Это и не удивительно, ведь после принятия законопроекта жертвой рейдерства может стать любая община любой конфессии. Например, этот вопрос является крайне чувствительным для римо-католиков, которые опасаются, что новый закон приведет к неправомерному переходу их храмов на Западной Украине в Украинскую греко-католическую церковь.

6.Большое внимание будет уделяться и попыткам поспособствовать переходу в «СЦУ» как минимум одного епископа УПЦ со значительным числом вверенного ему духовенства. Это является необходимым условием для проведения «СЦУ» и властью соответствующей «эффективной работы» с другими епархиями УПЦ. По косвенным признакам можно предположить, что на данный момент в зоне самого большого риска находится Владимир-Волынская епархия Украинской Православной Церкви.

7.Также украинская власть попытается предпринять все необходимые шаги для того, чтобы «патриарх Филарет» не испортил своими высказываниями и действиями «праздник получения автокефалии». Именно в этом ключе следует рассматривать вручение Денисенко ордена «Герой Украины».

В свою очередь «почетный патриарх» «СЦУ» практически наверняка возьмет небольшую паузу, удерживаясь от каких-либо радикальных шагов по оспариванию власти Фанара до оглашения итогов президентских выборов на Украине. В то же время значительно активизируется деятельность по минимизации влияния представителей «УАПЦ» внутри «СЦУ», все знаковые позиции в которой постараются занять выходцы из «УПЦ КП». Не исключено, что во время формирования административной «сетки» новой религиозной организации эта тенденция найдет свое выражение в переведении «епископов» «УАПЦ» в подчинение «епископам» «УПЦ КП» (в качестве «викарных»).

Впрочем, вполне реальным выглядит и вариант, при котором Денисенко не будет ликвидировать «УПЦ КП» до тех пор, пока не утрясется вопрос с нивелированием огромного влияния Фанара на «СЦУ». Такой шаг позволит ему держать «недораспустившуюся» структуру как в качестве элемента шантажа, так и в качестве «запасного аэродрома» (в случае возникновения жесткого конфликта с Константинополем).

В целом же, если победит Ю. Тимошенко, которая находится в близких дружеских отношениях с экс-митрополитом Киевским Филаретом, последний вполне может пойти на запуск процесса внесения изменений в устав «СЦУ», нацеленных на значительное расширение ее возможностей по самоуправлению и выход «из-под пяты» Фанара.

В частности, под пересмотр попадет позиция о переходе заграничных приходов бывших «УПЦ КП» и «УАПЦ» в прямое подчинение Константинополю. Это семя ляжет на благодатную почву, поскольку подавляющее число таких приходов категорически не желает уходить под крыло церковного Стамбула (на сегодняшний день соответствующие «клирики» более готовы присоединяться к административным единицам греко-католической церкви, чем становиться частью структур Фанара).

Впрочем, греки на этот счет перестраховались. Весьма прозрачным намеком от патриарха Варфоломея следует считать слова, сказанные им по итогам подписания томоса: «Мы молимся за то, чтобы вы оказались достойными этого дара». За данной формулировкой, считают эксперты, скрывается готовность Константинополя оперативно изменить текст томоса в случае изменения устава «СЦУ». Да и возможность аннулирования самого томоса никто не отменял, что ставит «СЦУ» в крайне неудобное положение. Ведь постоянно висящий «Дамоклов меч» в виде угрозы потери даже «бумажной автокефалии» однозначно не является хорошим подспорьем для выстраивания полноценной религиозной структуры.

8.Возможная победа Ю. Тимошенко на выборах президента Украины не обратит вспять процесс формирования «СЦУ». В условиях зависимости страны от Запада и безальтернативности опоры на националистически настроенный электорат этот политик будет вынуждена поддерживать функционирование и разрастание новой украинской религиозной организации. Единственным негативным для «СЦУ» моментом может стать некоторое замедление темпов ее ресурсного усиления за счет УПЦ.

При этом Тимошенко будет во многом выстраивать свое решение в отношении возможности поддержки изменения устава «СЦУ» на основании сигналов, полученных по этому поводу из Вашингтона.

9.Развитие ситуации с обеспечением реального контроля над «СЦУ» и ее «легитимацией» на внешней арене повлияет и на расклады в высших руководящих эшелонах Фанара. Маркером кадрового успеха или провала митрополита Галльского Эммануила на «украинском направлении», а также его перспектив как преемника Варфоломея станет назначение или отказ от назначения данного иерарха на должность главы Греческой Православной Архиепископии Америки.Также следует ожидать значительного усиления влияния на «СЦУ» со стороны митрополита Прусского Элпидофора, который, как указывают эксперты, пользуется огромным авторитетом у главы «СЦУ» Епифания. Учитывая жесткую антирусскую позицию Элпидофора, а также дальнейший вектор идеологического и политического развития украинского государства, можно предполагать только усиление «антимосковских» настроений внутри новой религиозной структуры.

Такое положение дел со временем автоматически сведет на нет даже теоретическую возможность сохранения за УПЦ хотя бы какой-то более или менее значимой ниши в церковной среде Украины. Скорее всего курс будет взят на тотальную маргинализацию УПЦ. При самых радикальных сценариях не следует исключать возможности ее переведения на режим «существования в катакомбах».
10.Что же касается перспектив Русской Православной Церкви в контексте навязываемого ей Фанаром противостояния, то многое будет зависеть от того, как именно будет позиционировать себя РПЦ в данном разрезе. Если все будет сведено только к неправомочности дарования Константинополем автокефалии для Украины, стратегическая инициатива сохранится за Константинополем, который рано или поздно добьется поставленных перед собой целей. Ведь никто из других Церквей не будет с головой ввязываться в столь опасную и масштабную битву за, грубо говоря, отстаивание чужих властных и имущественных интересов.

Совершенно другой расклад может получиться, если Русская Православная Церковь во всеуслышание скажет то, что не осмеливаются уже длительное время сказать другие Православные Церкви. А именно озвучит давно ожидаемую сентенцию о стремительном отходе Константинополя от истинной веры и его прочном встраивании в глобальную управленческую систему, направленную на постепенное выхолащивание и вырождение мирового Православия.

Если церковная Москва сможет перевести противостояние на эту «доску», стратегическая инициатива окажется на ее стороне. Даже в самом Константинопольском Патриархате есть силы, которые считают, что Фанар давно идет по губительному духовному пути. Однако до недавнего времени этим силам не было на кого ориентироваться и опираться. Позиционирование же РПЦ как центра, выступающего за защиту и сохранение православной веры, позволит ей обрасти многочисленными сторонниками даже в тех Церквях, которые считаются «надежными партнерами» Фанара.
(с) https://pravoslavie.ru/118614.html
Закрыть