Продолжаю делиться любимыми историями)
Город Хакодатэ для меня связан не только с Хидзикатой, Эномото и прочими отчаянными токугавцами, но и с замечательным Николаем Японским и Павлом Савабэ - первым японцем, который стал православным священником.
О Савабэ - отдельно.
У
Сакамото Рёмы был двоюродный брат - Ямамото Кадзума. Когда пошла движуха с
Сонно Дзёй, он присоединился к группировке Тоса Кинноото и собирался вместе с товарищами и роднёй наделать дел ("вся власть императору, варваров гнать в три шеи!").
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь Ямамото Кадзумы, если бы не вляпался он в историю с иностранными часами. То ли украл он эти несчастные часы, то ли нашёл, то ли (вовсе невероятно) отжал...
Такэти Хампэйта не стал особо разбираться - украл, значит украл. А красть самураю негоже. И приговорили Кадзуму за эти часы к сэппуку.
Рёме стало жаль непутёвого брата, и посоветовал он Кадзуме бежать куда подальше, а то ведь с господином Такэти каши не сваришь. Кадзума совету внял, и когда пришло время призывать его к ответу, оказалось что его уж и след простыл, а у Рёмы, ясное дело, лицо кирпичом, он и знать ни о чём не знает.
Подался Ямамото Кадзума на Эдзо, в Хакодатэ, женился там на дочери синтоистского священника, которого звали Савабэ Тэйноскэ. Тесть усыновил Кадзуму и дал свою фамилию, а имя молодой человек взял - Такума. И сам он там стал синтоистским священником.
В душе наш герой оставался таким же горячим патриотом, как раньше, идеей Сонно Дзёй основательно проникся и жил потому соответственно. Ходил он к русскому консулу учить его фехтованию японскому, да и столкнулся там с приехавшим из России молодым и энергичным православным священником Николаем (Касаткиным), известным позже как Николай Японский. Николай самураю очень не понравился: мало того, что иноземец, да ещё и веру свою распространяет! Не иначе как вовсе погубить Японию варвары задумали! Такие-то мысли и высказывал Савабэ, приговаривая, что убил бы пришельца с радостью. А тот отвечал спокойно: мол, не годится ругать то, чего не знаешь; приходи, побеседуем.
Пишут, что происходило это более драматично, что Савабэ с мечом пришёл к Николаю - убивать. Как бы там ни было, разговор состоялся, и Такума приходил ещё и ещё, и не один, а с друзьями (Сакаи, Урано, Судзуки). И вскоре они приняли крещение. Такума наречён был Павлом - в честь апостола Павла, прежде яростного гонителя христиан, а потом ревностного христианина и миссионера.
Жизнь Савабэ после обращения не была лёгкой. В связи с гонениями ему приходилось быть в бегах. Жена его сожгла дом, то ли в приступе безумия, то ли специально - чтобы уничтожить бумаги и спасти общину.
Его сын впоследствии также принял православие.
Савабэ был православным священником, стоял у истоков православной церкви в Сэндае. Также был в дружеских отношениях с Ниидзимой Дзё.
А ещё он, горячая голова, хотел сразу и автономии для японской православной церкви; Николаю Японскому это отчего-то не нравилось. Но в общем у них были хорошие отношения, Николай Японский тепло отзывался о Савабэ.
Если накопаю чего ещё - принесу.
Люблю эту историю)
Вот и ещё стихи про людей э...
[Print]
Snow