Happily ever after
i-lightning
дневник заведен 30-10-2017
постоянные читатели [197]
8-) СТИКС, Aeteni, Afterlife, Amalia_grande, Andrew_Clean, antgralea, AntiMiau, apple strudel, barber, BetSi, Blixa, Busi, carpe diem, Charly, chaykayf, Control_Freak, cucu, Darth Kenoby, DeadMorozz, denika, diandi, Dragalpina, Dreaming Orchid, elpis, Emilia, Eos Princess, ESPOIRA, Fand_sidhe_, Farrant1, Gisselle, Hamaan, Hard Angel, Ikura, Illusion_, im_hidar, Innuendo, Intrigante, investigator, iona, irade, Ivalber, jess_nata, jultschik, katsu_me, Kayale, kiyokomori, Kretik, LA3APb, Lady Winter, Lana_K, Lazy, le soir, Lediprava, Lheire, LNX, lola-lisa, Lotos_Mifril, Lupita, Maou, Margiat, Margiat_31, Maribelle, marika-ko, MarinaKit, miju, Mindalle, moonshine, mysoli, Mystery V, Nastile, natalja, nedo, nette Nixe, Njra, nut, oleksana, Olinka, pelmeschka, pinky rabbit, Platuss, Poxyam, Princessen, Ptenchik, Puolukka, Pushok, Q-River, raccvet, Ramon, riniya_me, Roshni, Royal Heart, Rozzy, Russa_mirs, sealena, sevasta, She, shoo, skolkare, skysea, sky_unltd, Smith Betty, Snnanagfashtalli, Snow, Sol-veyg, Solveig, sugar-n-sweets, Svetkin, sw_fish, S_I_R_I, tagetes, Talest, Tanarri, tentation, Teppa, Test123, the_Dark_One, Tig-renok, triber-nefrit, Tutti Mint, Ubuntu, Ulitkin, Undina, Valentina, vampirenok gosha, Victory, Vladimirovna_123, Volkodav, vvol, Wildberry, ysnyvshaya, yuyuyu13, yu_lia_lia, Zabava, ZaRRaZZa, zlatik-plus, Zulus, Авантюристка, Ангулема, Анри, Апре1ь, Афина Пилада, бабайка, Белейшая Мышь, Белька, Брюнъ, Ведьма с Портобелло, Веселый Джокер, Вишневая, Вэл Ли, голоса в моей голове, Гравитация, Динго, Еще одна Кошка, Зоряна, индрик зверь, кАрАпУзькА, Кассиопея, Каштанка, Кирара, Кьянти, Ланочка ПМ, Лейриаль, ленивец ёж, Ленчка, Лунари Окка, мирная скво, Мокошь, некто Пат, нолик, О-20, Осчастье, Патсталом, Подаренка, Призрак джедая, Пчела, пэтэ, Резеда, РыжаяТигра, Санькина мать, Семик, Собака серая, Счастье есть, Татьянин день, Тень в сумерках, тери из нави, Теша, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Филина, хидэ, Хильда Я, Холька, ШанКа, Экселенц, ЭлектроФенек, ЭльфИла, _Mila_
закладки:
цитатник:

дневник:
местожительство:
Сеул, Южная Корея
[8] 30-05-2024 18:01
RIP

[Print]
i-lightning
Яндекс.Метрика
28-07-2021 16:57 Back to 2013 или Второе большое Азиатское путешествие (день 8)
28 июля 2013 года: «Малый круг» (Прасат-Краван, Бантей Кдей и Сра Сранг). Ангкор, Камбожда



Сиемреап – город сам по себе чудесный, но приезжают сюда в основном из-за храмов Ангкора. И именно Ангкор позволил Сиемреапу стать перевалочной базой для тысяч туристов, жаждущих почувствовать себя Маугли. Каждое утро эта толпа на рассвете уезжает из города, чтобы к вечеру вернуться делиться впечатлениями, сидя в барах и получая иные удовольствия вечерней камбоджийской жизни.
Храмы Ангкора расположены так, что составляют собой два круга –
малый (коричневый) и большой (зеленый)
малый (коричневый) и большой (зеленый)
. Начинать можно откуда угодно, по и против часовой стрелке. Главное – вначале примерно представить что и когда хочешь увидеть. Поскольку ни рассветы, ни закаты в Ангкор-Вате нас особо не интересовали, поэтому мы были абсолютно мобильны в плане перемещений.
В первый день для поездки «в поля» мы воспользовались машиной – их сотни, сотни. И поехали по «малому кругу», начав путешествие по Ангкору с формальностей оформления пропуска на территорию заповедника.

Первым храмом стал Прасат Краван – «кардамонное святилище» (10 век, самый маленький храм в комплексе)))).
По сути дела,
Прасат Краван
Прасат Краван






– это пять кирпичных башен.
Особенность храма –
кирпичные барельефы
кирпичные барельефы






с изображениями
Лакшми и Вишну на Гаруде
Лакшми и Вишну на Гаруде


. Это единственный пример кирпичных барельефов в Ангкоре.
Кладка
перекрытия
перекрытия
.
Письмена
Письмена
на стенах.
Выход
к свету
к свету
.

Посреди центральной башни стоит каменная купель –
йони
йони
– символ женского начала и чрева (и нижняя часть лингама). В нее набиралась вода для ритуальных очищений.
На территории Прасат Кравана есть еще
каменная кладка
каменная кладка
. Впрочем, это и все, что есть на территории Прасат Кравана.
Поскольку у нас времени было полно – для затравки пошло неплохо, но если время поджимает, эту часть можно смело пропустить.

Тут же мы познакомились с местной особенностью – десятками мелких детей, ведущих весьма навязчивую торговлю. Дети весьма продвинуты в своих намерениях впарить хоть что-то - почти на всех языках, встречающихся им на жизненном пути (английский-французкий-немецкий-китайский-корейский-тайский-японский-русский-испанский-португальский и это только то, что слышала я) они могут сказать несколько фраз, посчитать до 10 (обычно именно это количество открыток на доллар предлагается), назвать столицу вашей родины и совершить сделку. Милейшие дети, но очень, очень навязчивы. Учитывая то, что добродетелями мадам Джоли мы не обладаем, плюс рядом с ними бегают еще и взрослые, жаждущие облагодетельствовать, выход из каждого храмика становился прорывом к машине. Мы пользовались преимуществом высокого роста Пуша (за которым и прятались с Димасом) и его – пушевым – суровым взглядом.
Добродушных же престарелых немцев и японцев кхмерские дети брали измором.

Второй храм - Бантей Кдей (12 в.).
В путеводителях Бантей Кдей сравнивают с Та Промом и Преа Кханом, но поскольку общее впечатление до сих пор у нас про храмы Ангкора было только общим, без визуализаций, нам он не напомнил ничего)))))
И это стал первый храмик в череде «ухтышек», особенно понравившихся Димасу. Вообще, Ангкор с его полуразрушенными храмами – это прокачка моей выдержки и родительского пофигизма и радость наследнику. Хотя везде и написаны таблички «не шастайте по обломкам и не убейтесь тут у нас» (ибо прецеденты с вывозом тел тех же русских туристов уже были), надзор за туристами минимальный, поэтому мы (а особенно Димас) развлекались как могли. Подозреваю, что будь мне 9 лет, я бы тоже излазала его вдоль и поперек и еще бы сверху донизу. Почти дикие, почти необузданные джунгли, почти дикие тропы, древние цивилизации. Отойди на три шага с туристического маршрута – и все – «потерялася я».

Первым, что нас всех впечатлило до визга, стала надвратная башня –
гопура
гопура
– лицо Будды в латеритовой стене, барельефы
с апсарами
с апсарами
.

Вышли
к террасе
к террасе
с
балюстрадой
балюстрадой
в виде нагов и львов-охранников.
Гопура
Гопура
третьего окружения.
Внутри гопуры
Внутри гопуры
статуя Будды
статуя Будды
. Потолок украшен ритуальными флажками в буддистских цветах, по форме напоминающими
лингам
лингам
.
Сам по себе храм состоит из двух окружений, образованных
галереями
галереями
.
Переходы –
балюстрады
балюстрады




.

Зал танцовщиц с его
колоннами
колоннами




и
барельефами
барельефами




.

Гопуры
Гопуры


.

Галереи
Галереи


, образующие
центральное окружение
центральное окружение










.

Барельефы
Барельефы






.

Это еще не Та Пром, но
баньяны
баньяны
уже впечатляют.
Так,
дерево проникает внутрь
дерево проникает внутрь
, разрушая храмы.
Выглядит жутко, вред – неимоверный. Но при этом захватывающе. Природа vs. Человек.
Если храмы не очищать от баньянов, они очень быстро придут в полный упадок.

Следы реставрационных работ
Следы реставрационных работ




.

Перекрытия
Перекрытия
.

Пройдя по
террасе
террасе
мы
вышли из храма
вышли из храма
.

Напротив – Сра Сранг
«королевские купальни»
«королевские купальни»


.

Львы
Львы
охраняют латеритовую террасу.

В купальнях плещутся вполне себе не королевские, а совершенно обычные
мальчишки
мальчишки
.

Солдат спит
Солдат спит
– служба идет, а мы идем дальше.


В комментариях:
- «Малый круг»: Храм Та Пром или посвящается Ларе Крофт
- «Малый круг»: Та Кео, Чо Сэй Тэвода (Chau Say Tevoda) и Томманон (Thommanon)
- «Малый круг»: Ангкор Ват
Комментарии:
Камрад
«Малый круг»: Храм Та Пром или посвящается Ларе Крофт



Та Пром был одним из тех храмов, от которых отталкивалась вообще вся вылазка в Камбоджу. Потому что - расхитительница гробниц и экзотика.
Храм и на самом деле оказался восхитительным!

Из истории вопроса)))
Из истории вопроса)))
Та Пром был одним из главных храмов Джаявармана VII ибо был построен как дань памяти его матери.
Фактически, этот храм представляет из себя ряд концентрических галерей с угловыми башнями и гопурами со многими дополнительными зданиями и окружениями стенами.
Согласно стеле, которая до недавнего времени была на месте, основное божество Та Прохм – Праджнапарамита, "Совершенство Мудрости" – было скопировано с матери короля и было установлено в 1186 году. Настоящим именем Та Прохм было Раджавихара, "королевский монастырь".

Из надписи, хранящейся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень (пхум), с населением в 79 365 человек».
Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце 13 века, сделал точное описание имущества, которое помимо вышеназванных цифр содержало упоминание о 500 кг. золотых пластин; 35 алмазах; 40 620 жемчужинах; 4 540 драгоценных камнях; 512 шелковых паланкинах; 876 китайских покрывалах и 523 зонтиках от солнца.
Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том (город Джаявармана VII).


Сейчас Та Пром интересен не только как храм, по которому бегала Лара Крофт, но и как место, наиболее приближенное к «естественному виду». Французские реставраторы оставили бОльшую часть фикусов и шелковых «ползущих» деревьев, чтобы туристы могли любоваться картиной: наступление гигантских баобабов на кхмерскую цивилизацию. Мы тоже любовались – прекрасное зрелище, ставки бессмысленны.

Прекрасное начинается прямо от входа.
Терраса
Терраса
и
мы-то_знаем_кто_здесь_хозяин
мы-то_знаем_кто_здесь_хозяин
.
Собственно,
начало осмотра
начало осмотра
. В дереве справа живут
дУхи дерева
дУхи дерева


.
И понеслось:
галереи
галереи
,
барельефы
барельефы




и – они – шелково-хлопковые деревья,
истинные хозяева храма
истинные хозяева храма




.

Дальше мы несколько отклонились от туристического маршрута, дернув куда-то в джунгли, посмотреть, что там за
остатки былой роскоши
остатки былой роскоши




виднеются. Остатки были весьма красивы,
с деревцами
с деревцами
– все, как я люблю.

Обошли основной маршрут по дуге, что, впрочем, ни разу не зазря:
заброшенные галереи
заброшенные галереи


,
стена ограждения
стена ограждения
,
ползущие деревья
ползущие деревья
и
живописные развалины
живописные развалины






стали нам наградой.

Развалины
с барельефами
с барельефами
и
сами по себе
сами по себе
.

Очередное дерево
Очередное дерево
. И
ещё одно
ещё одно
– лезет в дом, как заправский взломщик.
Каменная резьба:
медитации
медитации
и
наги
наги
.

Дерево! Дерево!
Дерево! Дерево!

И откуда-то сбоку мы снова внырнули за кольцо стен ограды, упершись носом
в груду камней
в груду камней
и
павильон
павильон


.
Деревья – они
повсюду
повсюду


.

Проход
Проход
и
пролаз
пролаз
в древность
в древность


.

Гопура
Гопура
. Внутри –
святилище
святилище
и
чужой
чужой
.

Апсары
Апсары
на барельефах.

А мы – попрыгали по камням
дальше
дальше






.

И все же, несмотря на
дивные барельефы
дивные барельефы






, таинственные
переходы
переходы
,
гопуры
гопуры




и прекрасные
живописные развалины
живописные развалины




, приз забрала
живая природа
живая природа














.

Налюбовавшись вдоволь, мы
вышли
вышли
к
террасе
террасе
, а пройдя через
ворота
ворота
наружу.
Камрад
«Малый круг»: Та Кео, Чо Сэй Тэвода (Chau Say Tevoda) и Томманон (Thommanon)



Та Кео или Храм ползунов))))

Та Кео вынырнул на нас внезапно, показавшись
трезубцем
трезубцем
в джунглях.
На самом деле, ракурс попался неудачный и Храм напоминает пирамиду, символизируя собой гору Меру.
Одна из особенностей Та Кео – отсутствие отделки
на стенах
на стенах


. Зато местная лаконичность очень способствует складыванию
пирамидок
пирамидок
под стенами Храма. Очень символично – пирамидки у пирамиды) На Тибете такие пирамидки паломников называются «мани», как они называются тут, мы не узнали.
Поскольку Та Кео – Храм-Гора, то и основное развлечение – это
восхождение на нее
восхождение на нее


, я бы даже сказала «вползание»: ступеньки узкие – 10-15 см., и высокие – по 30-40 см в разных местах (сделаны так, чтобы издалека, в перспективе, они все казались одинаковыми).
Цель нашего восхождения –
центральная башня
центральная башня




и прекрасные
виды на храм
виды на храм






с высоты башни.

Та Кео – храм, который в своей центральной части, планом напоминает идеальную
мандалу
мандалу
.

Российские туристы
были тут
были тут
.

Помимо восхождения, вторым развлечением есть спуск по практически отвесным
лестницам
лестницам
. Не валяйся тут столько обломков камней – мы могли бы поспособствовать кирпичами. А так: мальчики спускали
друг друга
друг друга


, я повизгивала в обнимку с фотоаппаратом)))

Спустились и следующими были «близнецы»: Храм Чо Сэй Тэвода (Chau Say Tevoda) и Храм Томманон (Thommanon).
Оба храма небольшие и расположены в лесу.

Первым у нас был
Чо Сэй Тэвода
Чо Сэй Тэвода












. Но построен он был существенно позже Томманона.

Барельефы
Барельефы












.

Внутри гопур
Внутри гопур




.

Дорожка
Тротуар
Тротуар
в вечность)

Томманон
Томманон








.

Гопуры
Гопуры


.

Внутри
Внутри
.

Барельефы
Барельефы






.

Дверь
Дверь
.
Камрад
«Малый круг»: Ангкор Ват



Мелкие храмики остались за спиной, а мы переждав самые жаркие дневные часы в отеле, вернулись, чтобы увидеть прекрасный и величественный Ангкор Ват (начало 12 в.) – визитную карточку Камбоджи.
Он буквально
выплыл
выплыл
на нас из-за поворота.
Главный вход в Ангкор Ват (западный), представляет собой
широкий тротуар
широкий тротуар
, построенный из блоков песчаника. Сам тротуар украшен
нагами и львами
нагами и львами




. Некоторые из змей сохранились
не ахти
не ахти
.
Пройдя террасу, увидели
западную гопуру
западную гопуру


с остатками трех башен. И
нагов
нагов
.

Во время нашего путешествия в Ангкоре велись реставрационные работы, поэтому в
гопуру
гопуру
можно было попасть справа через святилище под южной башней, где живет восьмирукая
статуя Вишну
статуя Вишну
.

Если просочиться через правый проход возле статуи, можно увидеть великолепную
галерею
галерею
и
льва
льва
.

Пройдя через гопуру, и попав
по ту сторону стены
по ту сторону стены


, можно увидеть
сердцевину храма
сердцевину храма
, к которой мы и потопали. Пока не начался
дождь
дождь
, который, судя по всему, не за горами.

По обе стороны дороги – святилища-
«библиотеки»
«библиотеки»
с четырьмя входами на каждую сторону света.
Ближе к храму с обеих сторон расположены два водоема, в отражениях которых храм выглядит
наиболее выгодно
наиболее выгодно
. Здесь же, на берегах озер, размещаются те, кто приходит встречать сюда рассвет.
Дорога
Дорога




к
храму
храму




.

Барельефы
Барельефы


в некоторых местах весьма
отполированы
отполированы
.

Дошли до храма и тут же вышли к
Западной галерее
Западной галерее


.
Барельеф
Барельеф




– одна из главных сцен древнеидийского эпоса "Махабхарата": Битва Пандавов с Кауравами на поле Курукшетра.
Завернули за угол и – вуаля -
южная галерея
южная галерея








.
Барельефы трогать нельзя, но – судя по блеску отдельных плоскостей – не все следуют правилам. А так, позволь власти трогать все это, и выдавай на входе специальные рукавички – года бы не прошло, как все
сияло бы
сияло бы
))))

Дальше обходить по периметру мы не стали – барельефы прекрасны, но в кхмерском эпосе мы не сильны, поэтому сошли с основной тропы и
полями
полями


ушли практически в закат.

Чуть дальше оказалось, что полевые выползы интересны не только нам, но и еще кому-то: так,
гуськом
гуськом
мы и шли мимо
библиотеки
библиотеки






.

Такими «огородами» мы и вышли
ко второму уровню
ко второму уровню


.

Барельефы
Барельефы




.

Алтарь
Алтарь
.

Пробираясь
выше
выше


– к сердцу храма с его башнями-
«шишками»
«шишками»


мы проходили сквозь залы
с колоннами
с колоннами
и любовались десятками
чудесных барельефов
чудесных барельефов






.

Следующий уровень
Следующий уровень






– предпоследний, выше только «гора Меру». Димаса туда не пустили и мы договорились с ним, что он нас подождет внизу. Пока он полировал «сисячкы» барельефов, мы быстро-быстро обошли
середину
середину
















, в основном
любуясь видами
любуясь видами








.
Нам повезло, и мы оказались в числе последних туристов, кого впустили внутрь – в сердце Храма запускают отдельными партиями. И уходили мы тоже самыми
последними
последними
.
Внизу мы нашли наследника и продолжая останавливаться у каждого
барельефа
барельефа


мы поползли на выход.

Ухваченные в последний момент
Ухваченные в последний момент


древности, впрочем, были не менее прекрасны, чем те, что встречаются «первым впечатлением».
Камбоджийские детки начали резво предлагать дождевики, но мы легкомысленно отказались от них (легкомысленно - потому что
тучки наступали
тучки наступали
).
И если первую партию ливня нам удалось
переждать
переждать
в гопуре, то вторая нас, смело
шедших
шедших
к машине, застала прямо посреди
бесконечной дороги к Храму
бесконечной дороги к Храму
, точнее, уже от него.
Пуш с Димасом, как самые быстроногие, побежали прятаться к галерее. Я же упаковывала фотоаппарат в кульки.
В дальнейшем телефон Пуша сохранил пару фотографий, на которых я в совершенно мокрой майке и не менее мокрых штанах скакала белкой по лужам и мне было, вопщем-то, уже все равно – идет дождь или как. Я была совершенно, до малейшей ниточки, вымочена.
Потом такой же перебежкой мы добежали до машины и меня усадили на резиновый коврик, выдернув его из-под ног. К концу поездки с меня натекла приличная лужа.
Оставшееся время вечера мы провели в сушке одежды, техники, рюкзаков и нас самих.
Камбоджа – такая Камбоджа.
А наш первый бесконечный день в Ангкоре закончился))))
Камрад
не поняла, почему Димаса куда-то не пускали. Если из-за крутых лестниц, так вы их и так нашли, к тому же без перил, а где цивилизованно - не пустили. Нипанятна...
Камрад
Подаренка если Димас сверзнется где-то там - это наши проьлемы, а если в этом конкретном месте - наши проблемы и компенсация от камбождицев)
Закрыть