Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Вторник, 28 Марта 2023 г.
20:23 Записка (с) Ахмед Ибн-Фадлан
Отчет секретаря арабского посольства, который (вместе с самим посольством) объехал славянские земли еще аж во времена Вещего Олега, то есть в положительно мифические времена. Между прочим по запискам потом написали роман, а по нему сняли кино, где автора играет Антонио Бандерас.

Собственно сабж - это вообще самое раннее свидетельство о быте славян в естественной среде (не в рабстве где-нибудь в Риме, а у себя дома), дошедшее до наших времен. Раньше него выходила только "Книга картины Земли" Аль Хорезми, но в ней очень сухие географические описания.

В начале текста стоит перечисление посещенных народов. Там уже есть русы (то есть название существовало еще задолго до появления Руси как таковой). Причем стоят через запятую русы и славяне. То есть видимо это были разные народы изначально (как минимум по мнению арабов десятого века).

Про самого Вещего Олега автор вообще не в курсе, я не удивлюсь если и сами славяне того времени тоже были бы страшно удивлены всем этим рассказам про смерть от коня, куниц(?) с подожженными хвостами и прочим. "Царем славян" автор называет некоего аль-Хасана сына Балтавара. Это правитель Булгарии. Видимо под "славянами" автор подразумевает булгар (не путать с болгарами, это как турки и тюрки - названия похожи, но вообще даже близко не то же самое).

Вопрос - в чем смысл вообще экспедиции автора? Ответ - пытается распространять ислам среди всех этих кривичей херовых. Неудачно. Вот так вот ты сегодня облажался, а через десять веков тебя Бандерас играет. Я тоже буду этим себя уговаривать к старости. Та че, уже сейчас начинать можно.

Первая часть там идет путешествие через среднюю азию, нравы которой за десять веков мало поменялись, описания можно читать как свежие новости.

Удивительные приключения итальянцев в россии:
"Он же сказал: "Остановитесь", и караван остановился весь в целом, то есть около трех тысяч лошадей и пяти тысяч человек. Потом он сказал: "Ни один из вас не пройдет!" И мы остановились, повинуясь его приказанию. Мы сказали ему: "Мы друзья Кударкина". Он начал смеяться и говорить: "Кто такой Кударкин? Я испражняюсь на бороду Кударкина". Потом он сказал: "Паканд", что значит "хлеб" на языке Хорезма. Тогда я вручил ему лепешки хлеба. Он взял их и сказал: "Проезжайте, я смилостивился над вами"."

Срал я на бороду вашего кударкина.
И лепешки отжал, гад.

Потом герои переправляются через Урал, часть в процессе тонет.

"каждый из них вырезает кусок дерева, величиной с фалл и вешает его на себя, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его (кусок дерева), поклоняется ему и говорит: "О, господин, сделай мне то-то и то-то"."

эээ.. .фалл в смысле член? в смысле они с деревянными членами на шеях ходят и целуются с ними?
или это перевод такой?

"Когда же мы были от царя славян, к которому мы направлялись, на расстоянии дня и ночи пути, то он послал для нашей встречи четырех царей"

У этих славян царей как собак нерезаных.

""Кто принес это письмо?" Я сказал: "Я". Потом он бросил мне письмо визиря и сказал: "А это тоже?" Я сказал: "Я". Он сказал: "А деньги, упомянутые в них обоих, что с ними сделано?" Я сказал: "Трудно было их собрать, время было стеснено, мы боялись упустить (возможность) для приезда (сюда), так что мы оставили (их), чтобы они следовали за нами". Тогда он сказал: "Действительно, приехали вы все вместе, и то, что на вас истратил мой господин, он истратил для доставки этих денег, чтобы я построил на них крепость, которая бы защитила меня от иудеев (хазар), которые поработили меня, что же касается (этого) подарка, то мой отрок (и сам) хорошо мог бы его доставить". Я сказал: "Это верно, но только право же и мы (тоже) постарались"."

Очень смешные переговоры царя славян (царя царей?) с этими додиками. Письма с обещаниями денег они принесли, а деньги где-то посеяли по пути.
Ну, зато их потом Бандерас сыграет.

"Я видел у них дерево, не знаю что это такое, чрезвычайно высокое; его ствол лишен листьев, а вершины его как вершины пальмы, и у него ваи. И он (Ибн-Фадлан) сказал: однако они (ваи) соединяются, проходя к известному для них (жителей) месту его ствола. Они же (жители) пробуравливают его и ставят под ним сосуд, в который течет из этого отверстия жидкость (вода) более приятная, чем мед. Если человек много выпьет ее, то она его опьянит, как опьяняет вино, и более того."

Описание удивительного заморского дерева - березы. И березового сока, соответственно.

В описаниях что среднеазиатов что славян очень много возмущений, какие они все грязные. Тут важно понимать что ислам десятого века это вообще была самая чистоплотная культура в мире. Я об этом уже писал - мытье ног и рук пять раз в день, до сих пор мало кто таким занимается (а следовало бы), а тогда это запредельная космическая чистоплотность. И на фоне мусульман того времени все вообще остальные - это просто грязь и рвань.

Идут жуткие совершенно описания погребальных обрядов, где со смертью господина не только убивают рабов, но еще и насилуют этих рабов перед смертью.

"Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас"

У - удобство!

На самом деле сжечь человека это занятие крайне нетривиальное. Представьте что требуется сжечь столитровую бочку с водой.

Рукопись вообще коротенькая и обрывается посередине. А жаль. Очень очень интересно.
19:21 И продолжая ту же мысль
Идеи о том, что отсутствие диктатуры большинства приводит к диктатуре меньшинств похожи на возмущения что если ты не третируешь кошку, живущую у тебя в квартире, то она начнет третировать тебя.

И какбы правда в этом есть. Да, начнет. Кошек мы хорошо знаем.
Но это еще не причина издеваться над кошкой. Устраивать над ней диктатуру своего большинства.

Концепция о том, что в целом у меньшинств больше прав чем у остальных - при всех своих недостатках это огромное достижение человеческой цивилизации.
18:51 Когда слушаешь-читаешь про мировые войны
С точки зрения современного менталитета думаешь, вот блин людям заняться было нечем.
Тонну людей поубивали и вообще никто вообще ничего не добился.
Потом спустя двадцать лет они такие - а чо хорошо же воевали, давайте еще раз. Еще большую тонну людей поубивали. И ровно точно так же вообще никто ничего не добился.

Ну то есть это все объяснимо, когда представляешь людей того времени, которые все такие воздушные светлые мечтатели строители счастливого мира, сейчас мы людей поубиваем зато потом уххх как заживем, вот заживем так заживем, новое время, все в наших руках. Одной мелочи не хватает - поубивать вот этих и этих и вот этих еще. Всех злых дядек убьем - одни хорошие дядьки останутся. Логично? И какая красивая жизнь начнется.

Поубивали.
Не началась.
Сюрприз сюрприз.
Ни у победителей.
Ни у побежденных.
11:02 They Create Worlds: The Story of the People and Companies That Shaped the Video Game Industry, Vol. I: 1971-1982
Автор конечно жадён. За физическую книжку хочет сто баксов не считая доставки. За пдф - 80. Но можно на месяц арендовать(!) пдф(!) за 30(!) баксов(!).
Эхх, на какие только глупости я не пойду ради изучения истории видеоигр. Ну ладно посмотрим, чем нас жадный автор порадует.

Иии... я принялся листать, и книга действительно очень вменяемая. Самое впечатляющее в ней, как обычно, это список использованной литературы, это вот я думал что прочитал по теме все, а тут автор накатывает как трактов, сто страниц библиографии, неплохо неплохо.

Ииии... я вдруг понял, что вообще не хочу сейчас за все это садиться. Чисто для удовольствия мне читать тяжело, потому что в целом я все это и так знаю, а чтобы выискивать детали, копать - это надо все поднимать, обкладываться материалами и работать с большой буквы р.

Вобщем я отснял скриншотами всю книгу (делается совсем не сложно, если знаешь как) и отложил ее вглубь харда. Пускай лежит ждет своего часа.

Но она хорошая, просто не сейчас. Сейчас я пытаюсь таки победить бесконечные книжные списки и как-то начать двигаться по жизни дальше, возможно что-то начать писать. Но пока что они побеждают меня, так что будем воевать до победного. Ну должно же все это добро когда-то закончиться.
01:06 Quake (вся серия)
Закрыть