Ноори Квент. Хронометраж.
Zadira
дневник заведен 18-10-2004
постоянные читатели [93]
abcd, Abess, Agatha_poison, Alpha, Artemis, Astrea, Briana McCullen, chaykayf, chemodankina, Chili man, Die_Mauzi, elpis, Endless, fidelio, flater, Fuzzy, Galian, Gisselle, glv12 Marla Zinger, Handmade, Humour_Club, Jen-ari Marena, Juliannna, Krelsan, Kukushetta, Lea Aileen, LEG, LEGA, Lita, Margiat, Maribelle, marina79, Mei Harkonnen, Moskvichka, mysoli, Njra, Nome-Noname, owles, Pingvin, Pira, poncha, Pulka, Roshni, SaraFoster, Seele, Snow, Starting_on_Monday, Tamago4i, Tammi, Tapka_by, Tija, toskun_i_blyaka, Venera, Vivian, wildwild, Zabava, zubchik, Айклайе Дагойя, Акша Таквааш, Алькор, Альфи, Буквы иллюзий, Влюблённая_Туса, Джесси, Дядя Федор, Евдокия, Еще одна Кошка, Заточкина, Иллия, Картотека, Кассиопея, Кассия, Каштанка, Леа Танака, Лорд без имени, Люциферчик, Мария Карела, Молитва, МракоБЕСТИЯ, Николь Дей, Ниноко, Розалин, Славентий, Снежный рассвет, Статус занят, Счастье есть, Сэма, Тень в сумерках, Тихие радости зла, Украдка, ШанКа, Шахрезада, Эрх Джастин
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Будапешт, Венгрия
интересы [31]
психология, массаж, Рукопашный бой, Вокал, Блок-флейта, Стрельба из пистолета, учить и учиться
антиресы [4]
Яндекс.Метрика
06-01-2015 15:36 Сказкотерапия
Мне кажется, что когда люди в первый раз слышат термин "сказкотерапия", то в большинстве своем он вызывает ощущение чего-то "для детей". Ну или как минимум - чего-то совсем-совсем несерьезного. "У меня тут реальные проблемы, так что мне не до сказочек". Примерно как-то так.

Но сказкотерапия - не праздная забава от нечего делать, а очень даже рабочий метод. Как и у всякого развивающегося метода, у нее есть несколько направлений. С ее помощью можно работать с детьми и со взрослыми. Сказку может рассказывать терапевт, а может сочинять и сам клиент. Разумеется, есть определенные правила как сказка сочиняется и как с ней работают дальше.

Расскажу о том направлении, которое нравится мне. Я в данный момент не работаю с детьми, поэтому речь будет о взаимодействии взрослого и сказки. Важный момент для меня - сказку придумывает ну или как минимум рассказывает клиент. Почему так? Для начала потому, что для написания сказки взрослый обращается внутрь себя, к своей творческой части - к части, у которой есть ресурс. Следующее и наверное самое главное - понять и описать в чем проблема с проблемой, может только сам человек. Приведу для примера анекдот, который хорошо это иллюстрирует:
К психоаналитику обратилась девушка и во время одной из сессий она рассказала сон о том, как гуляла по городу только в одной шляпе, за исключением которой она была полностью обнаженной. Психоаналитик ее спрашивает:
- Скажите, вам должно было быть очень неловко...
- Разумеется, доктор! Шляпка была ужасно старомодной!

То есть психологу может казаться по первичному описанию, что он знает что происходит внутри человека и в чем корень проблемы... но - в реальности все будет иначе. Поэтому очень важно, чтобы сказку сочинял сам человек - только тогда у сказки будет попадание в ситуацию, связанную с проблемой клиента.

Поскольку сказка сразу взывает как к сознанию, так и к подсознанию человека (к архетипическим образам, которые оказывают на него влияние), то рассказывая сказку по памяти или же сочиняя свою собственную, человек говорит о том, что для него является жизненно важным и ценным, порой связывает это с важными событиями в своей жизни, многое рассказывает о своем внутреннем мире (это особенно хорошо видно, когда сказка сочиняется). При этом на самом деле даже пересказывая фильм, книгу, народную ли сказку - человек все равно фильтрует свой рассказ и получается новая сказка на самом деле.
Проведите маленький эксперимент: какую сказку вы помните с детства лучше всего? Расскажите ее вслух или лучше запишите. А потом сравните с оригиналом. Она будет отличаться - какие-то элементы вы опустите, какие-то додумаете, кое-где сделаете более важными событиями не те, которые были в изначальной сказке. И именно с этим будет работать психолог, когда услышит вашу сказку: вы ее пропустили через себя. Свои ценности, свои проблемы, свои достижения - через весь ваш жизненный опыт. Еще ярче это проявится, если вы придумаете свою собственную сказку.

Но вот сказка придумана и рассказана. Что дальше? А дальше может быть несколько вариантов развития ситуации. Связано это с тем, что сказка обладает очень необычным свойством: она самосочиняется. И начиная ее придумывать, редко когда можно понять, как она закончится (и закончится ли вообще). Как следствие - иногда бывает достаточно сказку сочинить и вдруг человек находит ответ на мучивший его вопрос, решение какой-то проблемы. И тогда можно сказать спасибо сказке и использовать новое знание в своей жизни.
Так бывает не всегда. Порой смотришь на сказку и мучительно думаешь - а дальше-то что? А дальше можно разбирать ситуацию в рамках привычной терапевтической сессии. Можно делать расстановки и выйти на основании сказки на проблемы, о которых человек не задумывался в момент написания сказки, но которые важны для него прямо сейчас. Можно использовать методики арт-терапии, чтобы выплеснуть напряжение из которого и выросла сказка. Можно написать различные концовки для сказки - в этом случае человек получает несколько новых сценариев "как поступать". Можно использовать методики психодрамы для того, чтобы разыграть получившуюся сказку.

Надеюсь, мне удалось дать краткое представление об этом методе. Я буду рада ответить на вопросы, если они у вас возникнут.
Закрыть