Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[1] 06-04-2024 12:09
Между прочим

[Print]
Акша Таквааш
01-03-2019 13:47 Апокрифы
Кто не знает, во всех вариациях христианства есть книги трех порядков.
Во-первых, канон, который верующему неплохо бы знать.
Во-вторых, второканон (ака "внешние книги"), который знать можно, но особо ничего он не добавляет.
В-третьих - апокрифы, которые аналог "Хроник Сары Коннор" или старых марвелловских комиксов по Звездным Войнам. Их верующему лучше не знать, и за их чтение в церкви священника лишают сана. В них есть отдельные детали, которые церковь со скрипом но принимает в роли иллюстраций к канону (во всяком случае, не настаивает в их ошибочности), но не более того.

И вот туда-то мы (я) сейчас и погрузимся.

Ветхозаветные Апокрифы
Книга Еноха
Енох - это правдед Ноя. Книга состоит, как бы это странно не показалось, из трех книг (и еще кучи дополнений), причем первая входит в канон экзотической аж эфиопской православной церкви. За ее пределами была вообще никому не известна до восемнадцатого века. Вторая и третья доступны кусками на разных языках и на самом деле разобрать источники очень тяжело, что впрочем относится и к любой религиозной литературе, если уж на то пошло.

Енох схожу жжот напалмом: Итак, с небес спускаются двести ангелов (падших) под предводительством Азазеля. Они совокупляются с человеческими женщинами, от чего получается раса гигантов. Гиганты тут же нападают на людей. Азазель обучает людей прокачанному вооружению, и мерзко хихикая смотрит за разгорающейся войной.

На это все в легком недоумении смотрит бог, и в результате решает устроить потоп для всех кроме Ноя и его семьи.
Самого Азазеля хватают и скидывают в яму на территории "Дудаел". Эта яма, это, надо понимать, будущий ад и есть. Я подозреваю во время потопа его еще серьезно залило, то есть там был *барабанная дробь* подводный ад.
Енох тут же уточняет, что в яме на Азазеля положили камень и оставили так до страшного суда.

Далее описания резни перед потопом, которую учинили ангелы, чтобы там еще кто-нибудь не выплыл ненароком.
На этом первая книга заканчивается, и продолжение уже видимо написано другими людьми.

Еноха берут живым на небо, чтобы он выступал адвокатом у падших ангелов. Там начинается реальный библейский процедурал, Егох знакомится с судебным производством на небесах, там много описаний где кто содержится, к примеру есть тюрьма для звезд (тех что в космосе, а не тех, что вы подумали), Доктор Кто одобряет. Здесь же даны условные описания Ада и Рая, но достаточно примитивные, у Данте лучше.

Сами падшие ангелы: Уриэль (Уриилм - ангел грома), Руфаил (ангел духов людей), Рагуил (ангел, карающий светила, что бы это не значило), Михаил (ангел, поставленный над семитами, я полагаю, они пишут "над избранным народом", но возможно эфиопы подразумевали себя), Саракаил (занимается душами людей, которые умудрились склонить дехов к греху, так оказывается можно было), Гавриил (смотритель рая). Седьмой это сам Азазель.

Нагулявшись и насмотревшись на ад и прочие детали небесной кузницы, Енох завершает книгу возгласом восхищения.
Кстати ад по Еноху находится внезапно на небесах. Всего небес семь, и седьмое небо - место жизни Бога.

Далее идут три притчи Еноха. В первой он пересказывает свои путешествия по семи небесам.
Во второй он рассказывает как будет идти процедура Страшного Суда.

"Блаженны правденые" - фраза отсюда, правда со временем она приняла издевательский оттенок.

В третьей притчи продолжаются описания устройства небес. Рассказывают про самых страшных монстров - Левиафана и Бегемота.

Так же говорят что падший ангел Гадрель (Гадреель, Гадриэль) уговорил Еву сорвать яблоко. То есть по Еноху Люцифер это его начальник - Азазель.
Между прочим уже после изгнания из рая некоторые падшие ангелы обучали людей знаниям, и здесь христианство опят демонизирует ученых как обычно.

Короче книги Еноха это минимум сюжета и очень много описалова космогонии.

Книга Юбилеев (ака "Малое Бытие")
Еще один пришелец из эфиопской Библии. Европейцы как-то похоже не очень любили африканское крыло - все их книги зафигачили в неканон.

Книга пересказывает первые два тома Ветхого Завета (Бытие и Исход) с легкими отклонениями в мелких деталях то тут то там. Отлавливать эти детали мне влом, еду дальше.

Заветы двенадцати Патриархов
Сборник наставлений, написанных двенадцатью сыновьями Иакова (т.е правнуками Авраама) все братья как один стали патриархами, так что их наставления объединены. Все двенадцать надиктовали эти наставления своим детям перед смертью (смертями). Пересказывать там нечего, наставления и наставления. В христианстве толпа персонажей, которые делятся мудростью.

Псалмы Соломона
Во. Здесь мы приближаемся уже к горячему.
Соломон это один из известнейших египетских царей. Я о нем уже рассказывал здесь. В библейском второканоне есть куча его книг - "Премудрость Соломона" , "Песнь песен", "Притчи" плюс великолепный "Экклезиаст". Царь похоже был не дурак попеть, если его альбомы две с лишним тысячи лет исполняют.

Псалмы попали в неканон не просто так, а потому что считают подделкой, написанной фарисеями. Кто забыл - фарисеи это одна из дохристианских группировов, которые воевали друг с другом по всему Израилю, и Иисус их много и успешно гнобил. Ну а они его поймали и грохнули.

Псалмы, как не сложно догадаться, бессюжетные. Пересказывать нечего.
Однако к Соломону я еще вернусь. Потому что у меня в списке есть еще "Малый Ключ Соломона", который - известнейший труд демонологов.
Но это позже.

Книги Варуха
Варух это секретарь пророка Иеремии. Сам Иеремия отметился во второканоне Библии своим "Плачем", в котором он сидит на развалинах Иерусалима после депортации Евреев и, ну, плачет.

А Варух откровенно пошел в разнос. Во-первых он написал историю происхождения бухла - якобы Адам откусил не яблоко, а винограда и короче нажрался, за что был выгнан из Рая пинками. Бог попытался уничтожить виноград вообще, но веточка выплыла Ною после потопа и понеслось.

Далее Варух написал свою вариацию апокалипсиса (которая кстати считается каноном у протестантов). Ну и плюс чисто по работе описывал изгнание евреев.

Вознесение Моисея
Этот апокриф дошел до нас обрывками, где Моисей рассказывает будущее израильского народа. Сам апокриф, очевидно писался, когда это будущее уже свершилось, нуачо.

Мученичество Исайи и Видение Исайи
Еще один дошедший до нас кусками апокриф. Исайя это еще один из пророков, у которого есть своя книга во второканоне, где он обращается к израильтянам с речами.
Апокриф описывает (судя по всему) еще одну версию апокалипсиса, и я в целом понимаю, почему христиане оставили только Апокалипсис Иоанна Богослова, а все остальные выкинули из канона - потому что Иоанн реально лучше всех написал.

Завет Иова
Еще одна книга наставлений очередного пророка. В каноне у Иова есть книга с подробно описанными мучениями. Он между прочим первый канонический мученик, и я писал о нем здесь, а потом здесь.

Сам текст я нагуглить не смог, но честно наставления мне не интересны. Иду далее.

Книги Сивилл
Сивиллы, кто не знает - это оракулы в Древнем Риме. От них осталось куча пророчеств, часто стихотворных, которые в конечном итоге были сгруппированы в книги. Большинство пророчеств касаются чисто древнеримских дел, и к ним библейский канон никаких претензий не имеет.

Но часть пророчеств касается иудеи и предсказать отношение к ним канона - не сложно. Мне все это вообще не интересно. Иду далее.

Откровение Авраама (Завет Авраама и Смерть Авраама)
Чуть расходящиеся с Бытием истории из жизни (частично - уже после вознесения на небо) Авраама. Опять же отлавливать расхождения мне влом. Об Аврааме я писал здесь и отдельно подробно здесь.

Мельхиседек
Про Мельхиседека есть целый набор разнообразных апокрифов, в основном дошедших до нас фрагментарно. Сам этот персонаж считается то Мессией, то крайне значимым пророком, при этом происхождение его не указывается (что какбы подчеркивает его значимость). Очевидно христианство терпеть еще одного избранного не собиралось, так что вычеркнуло его нафиг куда подальше.

Апокалипсис Адама
Еще один варианта Апокалипсиса, который, по легенде Адам рассказывает своему сыну Сифу.

Новозаветные Апокрифы
Евангелие Иуды
Кроме четырех канонических евангелий, существует еще дофига неканонических, причем новые продолжают выходить до сих пор, и вообще "Евангелие" - крайне популярное название для религиозного текста. Любая секта считает своим долгом начать с запилки своего личного.

Что по конкретному томику - он вдашел до нас небольшими кусочками. Написан, предположительно, сектантами "каинитами", которые занимались срывом покровов с библейских злодеев и рассказами о том, что Все На Самом Деле Было Не Так. Каин на самом деле сам был жертвой, а Иуда - сдал Христа, потому что тот сам попросил.

До нас дошли в основном диалоги Иисуса с Иудой, где последний представлен лучшим учеником, которому Христос раскрывает всякие тайные знания.

Евангелие от Петра
Это Евангелие признавалось каноническим несколько веков, но в какой-то момент его вычеркнули, и до нас опять же, дошли только мелкие открывки, плюс еще один вариант Апокалипсиса.
В каноне остались послания апостола Петра, но его евангелие кануло в лету.

Евангелие детства от Фомы
Если вы когда-нибудь задумывались - как Иисус провел детство, то можете быть спокойны - на эту тему активно задумали еще за десятки веков до вас.
Евангелие от апостола Фомы (того самого - Фомы Неверующего) тему раскрывает, описывая целый набор чудес, которыми Христос занимался с рождения и до смерти. Сам Фома очевидно этого евангелия не писал (почему оно собственно и считается апокрифом), оно было дописано позже и приписано кому надо.

Евангелие от Египтян
Яростно неканонический текст, написанный аж Сифом (напоминаю - третьим сыном Адама). От Сифа идет к примеру Каббала, и вообще если апокриф его касается - можно сразу ждать глубокой эзотерики, мало связанной с Библией.

Евангелие от Сифа дошло до нас, как обычно, кусочками, и там в этих кусочках адская мешанина неведомой херни, кучи названий богов, богинь, смесь древнеегипетских мифов и библии. Сам Сиф, подразумевается что предвидел приход Христа, поэтому вот из глубины веков о нем рассказывает.

Евангелие от евреев
Евнгелие приписывается Матфею, и, скорее всего, является вариацией канонического Евангелия от Матфея. (Толком не понять т.к. оно дошло до нас кусочками.) Пользовались им последователи секты эбионитов, которые были во много похожи на мусульман - они признавали Иисуса просто одним из святых (хотя и важным) и не более.

Эбиониты существовали в первые века христианства, когда библейский канон был еще толком не определен, и существовало куча ответвлений, еще не признанных еретиками.

Однако в какой-то момент эбионитов благополучно еретиками признали, их евангелие вычеркнули, а в канон вошла политически правильная версия "От Матфея".

Евангелие Истины
Достаточно пространный философский текст, вообще почти не упоминающий Христа. Непонятно кем написан, кому приписывается. И естесественно - есть только в кусочках. Назван "евангелием" видимо просто для солидности.

Евангелие от Марии
Дошедший до нас отрывок этого евангелия - рассказ Марии Магдалины о Христе. Только не путайте Магдалину с Матерью Марией (ака Богородицей ака Мадонной ака Пресвятой Девой). Магдалина это просто одна из последовательниц Иисуса, и ее рассказ к тому же вызывал сомнения.

Евангелие от Фомы
(Ну путать с "евангелием детства от Фомы".)
Центральный текст Манихеев, к которым я еще вернусь отдельно. Манихеи это вот самая ненавидимая христианами ересь, как минимум до тех пор, пока не появился Ислам.

Евангелие от Филиппа
Про это очень мало известно. Филипп это один из апостолов. До нас дошел небольшой кусочек текста, и по нему вообще не понять, когда и зачем это евангелие писалось и почему было вычеркнуто и что в нем не так.

Евангелие от Никодима
Никодим это предполагаемый тайный последователь Христа, о котором никто не знал, пока вот не Сорвали Покровы.
Как обычно - у нас есть несколько кусочков, из которых есть ощущение, что именно это евангелие привнесло в канон (как обычно - в политически выверенном варианте) эпический прорыв Христа по Аду с попутным освобождением грешников.

Само же евангелие при этом отброшено за ненадобностью. Сам Никодим очень-очень мельком упоминается в каноне, но совершенно без каких-либо деталей, просто как имя одного из последователей.

Евангелие от Варнавы
Это уже (видимо) представитель четвертого типа текстов - псевдоапокрифов.
Варнава - это один из семидесяти учеников Иисуса. Его евангелие до сих пор вызывает много теологических вопросов. Есть мнение, что написано оно было в средневековье, причем мусульманами, и до сих пор находится на острие мусульмано-христианских диспутов.
Это евангелие объявляет все остальные евангелия подделками, а Варнава в нем заменен на Апостола Фому, короче это такой классический срыв покровов.
Дошло до нас оно достаточно полно, само по себе оно объемное, и в его текст я не полезу.

Евангелие от Евы
Вообще не дошедшее до нас евангелие, которым пользовали борбориты - сектанты с помесью христианских и языческих ритуалов, человеческими жертвами и т.п. Полагаю, евангелие у них жгло напалмом.
Не удивительно что добрые христиане сожгли напалмом само евангелие, как, видимо, и его последователей.

Хождение Богородицы по мукам
Текст старообрядцев. Я к нему еще вернусь, когда доберусь до самих старробрядцев. Они у меня отмечены на потом.

Пастырь Гермы
Герма это римлянин - один из семидесяти последователей Христа.
В своей пастыре он описывает разнообразные видения. Христианская церковь смотрела на Герму с сочувствием, и никогда с его видениями не боролась, но, как бы сказать, в целом держалась от них на расстоянии.
Мало ли там что кому привиделось.

Дидахе
(ака "Учение Господа народам чрез 12 апостолов")
Достаточно разобщенные наставления апостолов, чем-то напоминающие азиатские тексты. Опять же, церковь с этими наставлениями не боролась, но в канон их не включала, и в целом правильно делала, потому что недостатка в наставлениях не испытывала.

Протоевангелие Иакова
Еще один вариант детских приключений Христа и его родителей. Описан от лица мужа девы Марии от прошлого брака. Был страшно раскритикован христианами за нестыковки по фактике и внесен в неканон.

Апокриф от Иоанна
Учение гностиков, которые несколько переиначивали библейский канон, заявляя, что знание это свет, а незнание зло. История с яблоком в эту тему не вписывалась, и в результате у них была совершенно своя космогония, нанизанная на классические библейские мотивы. Собственно, апокриф эту всю космогонию и описывает.
Официальной церковью все это, очевидно, отвергалось.

И на этом я остановлюсь. Список выше конечно не полный, апокрифов в христианстве значительно больше чем самого христианства, одних евангелий, только в первые века нашей эры написанных - с полсотни. Я чисто мельком пробежался по самым известным.
Закрыть