Ну и напоследок, о главной цели моей моездки в Нигер — той её части, где на празднике дамы выбирают кавалеров. Дело в том, что я сам, признаюсь, не мастер дам впечатлять! Skoofus Vulgaris, ленивый и самодостаточный. А тут на пятом десятке ударил по мне кризис среднего возраста, да и помыслил я: не поучиться ли соблазнению у тех, кто считают себя самыми красивыми на свете и надлежащим образом за собой ухаживают? Поехал чёрти куда науку осваивать, и наконец приехал.
Конкурс красоты на Гёреволе проходит так. Юноши водабе семь дней подряд с очень небольшими перерывами танцуют и поют под палящим солнцем. Их выносливость в танцевальном марафоне является одним из важных критериев победы в конкурсе. Перед танцами они тщательно готовят себя к оценке судьями, состоящими из девушек и молодых милфочек. С раннего утра нескольких часов подряд, почти как голливудские звёзды перед съёмками, юноши наносят на себя макияж, затем наряжаются в традиционные наряды, висюльки-кошельки-амулеты, в широкополые шляпы с пышным пером или тщательно обматывают голову тюрбаном. У каждого красавца-участника обязательно есть зеркальце, неженатые модники поопытней блещут каким-нибудь вычурным и дорогим; у ребят попроще и моложе — обрамлённым выгоревшим на солнце пластиком. И есть пигмент для нанесения на лицо. Макияж делается из естественных материалов: пустынные глины цвета куркумы и граната, белый высушенный помёт обитающей в Сахеле дрофы. И то и другое на каждом шагу не валяется, а требует времени и транспорта, дабы добраться до "месторождения" и добыть. Кто запасёт косметических красителей, обменяет излишки на другие полезные штуки или по братски поделится ими с друзьями. Не сумевшие добыть или купить качественные краски, пользуются красками растительными, но они тусклее и не такие престижные. — примерно как польские подделки французских брендов. (Признаться, перед поездкой я подумывал взять с собой каких-нибудь художественных красок в качестве дара, но так и не собрался. Интересно, ими воспользовались бы?) Сухие кусочки растираются в порошок прямо в собственной сандалии (чего далеко ходить), да и наносятся пальцем на лицо. Кстати, о цветах, об их символике. Красный означает мужество и храбрость, черный — чувственность, жёлтый — цвет волшебства и удачи, а белый — смерти. В их сочетаниях показыватся, например, что юноша не боится гибели или его оберегает сильное колдовство. Или чует, что сам по себе колдун!
Вначале, зачёсываются назад волосы: высокий лоб и длинное лицо — это красиво. Волосы заплетаются в множество аккуратных косичек. Лоб для увеличения его площади заранее подбривается. В качестве тона в кожу втирается порошок красной или жёлтой глины. Затем через всё лицо для его украшения, через нос и губы до подбородка, рисуется полоска. Вертикальная линия красиво удлиняет лицо визуально, а также показывает его правильность и симметрию. Потом наносятся пятнышки белой краски: на лоб, у глаз и губ. Эти узоры тоже определенно имеют какое-то значение, но я к сожалению не выяснил, какое. Оттеняются глаза, прорисовываются брови, красятся чёрным цветом губы, дабы ярче и здоровей казались белые зубищи и белки глаз. Должен сказать, что у участников танцевального марафона от усталости белки глаз очень часто красные...
Возле каждого прихорашивающегося конкурсанта тусят несколько его друзей и родственников, помогая изменять облик советом и делом. Вслед за нанесением макияжа надеваются костюмы, одноцветные или цветные покрытые орнаментом туники, на голову кожаный ремешок с подвесками из бусинок, монеток и ракушек, поверх него пышный головной убор. У части танцоров ленточки с мехом на локтях. Поверх одежды — бусы, украшения и обереги (на удачу в конкурсе и чтоб ногу не подвернуть ненароком). Танцевать готовы!
Основная цель танцевального марафона — понравиться девушкам. Это и признание здесь и сейчас, это и память на многие годы ("Помнишь, как твой Васян на Гёреволе зажигал, как глазами вращал? Все девки с него писались! Вот мужик был..."). Для юношей это возможность хорошо жениться. А ещё возможность просто хорошо провести время, так как нравы на празднестве свободные, что на языческом нашем Иване Купала в былые века. Красавчиков запросто могут увести за собой в закат красивые дамы в целях просто пообжиматься под звёздами. Придирчиво оценивается не только внешняя красота, но и выносливость: с ног не валится — и работник значит хороший, и любовник выносливый. Дамы предлагают возможности, а господа танцоры редко отказываются, хоть и вполне вольны не участвовать в разврате. Напомню, к слову, что формально они все мусульмане. Однако же, незамужним девушкам и оженившимся парням дозволяется многое. Я там на фестивале определённо и замужних молодых женщин видал, судивших конкурс и изрядно распалявшихся в процессе — их даже какой-то мудрый аксакал нагайкой от танцоров отгонял в один момент. Как знать, может и они красавчиков уводили... Строгими предписаниями водабе мужу с женой запрещается миловаться днём прилюдно, потому женщины ходят с женщинами, мужики держатся мужиков же. При таковой раздельности можно и не доглядеть адюльтер! Но это предположения, да слухи; сам я свечи не держал. В документалке Вернона Герцога (поглядел уже), автор рассказывает, что женщины волне могут и развод инициировать, и имущество семейное поделить (часто речь идёт о стаде зебу). Да и просто гульнуть — в своих водабешных нормах приличия и традиционных предписаний.
Казалось бы, как родились такие интересные обычаи? Водабе живут семьями в пустынной месности и кочуют со своим стадом от одного скудного пастбища к другому. Обычная семья состоит из патриарха и его жены с кучей детей и иногда внуков, все при деле и в работе, встречаются с другими водабе нечасто, дабы скотина была сыта и чтоб не мешать друг дружке её пасти. Мужчина и женщина вожди для своей семьи, мужской и женской её части, но в целом как в семьях, так и в народе вообще царит равноправие. Не лодырничай и уважай старших, а также конечно соблюдай традиции — залог долгой и счастливой жизни для всех. Под встречи раз в год устраивается праздник, на который собираются несколько сотен семей, где знакомятся и женятся, производят обмены и делятся новостями. И это сейчас вокруг нас буйство растительности и запруженные низинки, а большую часть года в полупустнынном Сахеле сушь. В середине восьмидесятых годов прошлого века вообще случилась страшная засуха, продлившаяся пять лет. Она существенно подкосила экономическую и продуктовую базу водабе, их зебу, коз, даже верблюдов. Начавшийся голод принёс мор и людям, вымирали кочевники десятками тысяч. Тогда Гёревол не проводился... И вот, встречаясь раз в год, за короткую неделю праздника нужно многое успеть. Выбрать здорового и крепкого мужика для создания семьи, "попробовать" друг дружку перед женитьбой, понять, что это вот существо противоположного пола — твоё, что оно любит тебя и ты любишь её/его. Потому что впереди год тяжкого труда и жизнь полная невзгод. А кто в своё время сделал неверный выбор, может попытать счастья ещё раз, ну или просто разнообразить жизнь по принципу "левак укрепляет брак". И жизнь продолжается, создаются новые семьи, выделяется приданное, рождаются дети. И жив народ водабе! (Хотя совсем маленьких детей я на нашем Гёреволе не видал... так, несколько подростков попадалось).
Что ж, дальше фотографии, очень много фотографий этого праздника любви. Я их пронумеровал, чтоб было видно какие не подгрузились: жмакайте F5 если что, обновляйте страницу. К сожалению, выдавать так много хайреза сразу сервер не умеет, а порционную загрузку прописывать — тот ещё геморрой.
1. Подготовка к конкурсу и помощь друга.
ЕЩЁ ДВЕ СОТНИ ФОТОГРАФИЙ И ДЕВЯТЬ ШТУК ВИДЕО (YOUTUBE)