Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Понедельник, 8 Ноября 2021 г.
23:32 Сожрал банку сардин
Почему-то в процессе чувствовал себя пиратом 15 века.
Или это у меня у одного такая ассоциация?
22:24 Словарь терминов еженедельных игровых подборок
Здесь много вот совсем очевидных вещей, известных каждому игроку. Часть выдумана мной же чисто для этих же подборок, и еще часть является чисто девелоперским суржиком, принятым в очень узком кругу.
Ну а большинство просто англицизмы и сокращения англицизмов разной степени идиотскости (см васянство), потому что мне слишком лень писать слова целиком и переключать раскладку и ставить пробелы и знаки препинания и еще я не люблю сдвоенные буквы.

В порядке [*] знает каком... ну окей, я чуть-чуть по алфавиту растащил

[*] - тег, с помощью которого скрипт определяет, что пост с подборкой нужно отправить в дневник gamesoftheweek.livejournal.com
2048 - жанр игр, где нужно объединять одинаковые элементы со степенями двойки
qte - игровая механика, где нужно быстро нажимать на возникающие на экране кнопки
hidden gem - прекрасная, но малоизвестная игра

анонимус - ты
ар - ar, augmented reality - дополненная реальность
авторолевушка, псевдоролевушка, самоиграющая ролевушка - ролевая игра, где персонаж сам бежит выполнять квесты и сам знает каких монстров как бить
аддон - add-on - крупные дополнительные элементы добавляемые в игру отдельно и обычно стоящие денег
аренность - особенность игры, когда она постоянно запирает игрока в небольшом пространстве, спавнит монстров и не выпускает пока он всех не убьет
аликс - Half-Life Alyx - высокобюджетный вр экшн
ААА - читается "трипл-эй", компьютерная или консольная игра с большим бюджетом
авиасим - aviasim - симулятор самолета с упором на реалистичное управление
автосим - autosim - автомобильный симулятор с упором на реалистичное управление
ассеты - assets - набор текстур и моделей, чаще всего выпускающийся отдельно от игры и потом покупаемый разработчиками разных игр
автопуть - механизм в самоиграющих псевдоролевушках, где персонаж сам идет к месту выполнения\сдачи квеста
аркадный - обычно используется в значении "упрощенный", более заточенный под фан, чем под реалистичность, менее детальный
автострельба - механизм, когда персонаж сам автоматически стреляет когда враги рядом и сам в них целится. Так же бывает автобой
абилка, абилити - ability - дополнительная, часто настраиваемая и выбираемая, особенность персонажа игрока
андроид - android - все современные телефоны, которые не от компании Apple
адвентюра, адвенчура - adventure - жанр игр, обычно заточенный под поиск и манипуляции с предметами, диалоги с персонажами и вникания в сюжет
айдл - idle - в значении "игра ушла в айдл" - процесс, когда игра сама играет и требует от игрока, чтобы он выключил ее и вернулся позже, дождавшись пока игра сама достигнет своих целей
айдлер - idler - жанр игр (например кликеры, фермы, самоиграющие ролевки и мобильные стратегии это подвиды айдлеров) где уход в айдл является одной из ключевых механик
аккаунт менеджер - сотрудник игрового разработчика или магазина, управляющий доступом пользователей к игре-магазину, или помогающий управлять этим доступом
апдейт - update - обновление игры/программы. так же апгрейд - обновление в лучшую сторону, и даунгрейд - откат к одному из прошлых обновлений
альфа - alpha - альфа версия, обычно так называется версия игры, в которой есть все механики, но только на небольшом количестве уровней

бета - beta - бета версия, обычно так называется почти окончательная версия игры, где недостает полировки, багфиксов, возможно недокручен баланс
битемап - Beat'em'up - игра про где надо драться с толпами противников холодным оружием или кулаками
ботва - The Legend of Zelda: Breath of the Wilds.
боевка - процесс боя в игре, а так же ощущение от него
буллет хелл - bullet hell - вариация шмапа, где упор не на стрельбу, а на уклонение от вражеских снарядов
бабл - bubble - элемент интерфейса, внутри которого показываются диалоговые реплики
баблшутер - Bubbleshooter - популярная игровая механика
баланс, игровой баланс - в сингл играх это набор внутриигровых механизмов, настроенных таким образом чтобы игра никогда не ощущалась ни слишком легкой ни слишком сложной. в онлайн играх этот набор работает, чтобы добиваться наибольшей вариативности разных стилей игры, не давая преимущества ни одному
баг, бага - bug - ошибка в игре
батлер, баттлер - battler - жанр мобильных игр, требующий от игрока проходить через набор сражений обычно 1 на 1. Популярная разновидность - карточный баттлер - где сражения идут на карточках. Классические карточные баттлеры - мотыги, они же кард коллекторы. Батлер совмещенный с фермой - батлрояль
барби - так я называяю подвид тамагочи игр с упором на костюмы и макияж персонажа
браузерка - игра, заточенная под управление прямо внутри окна эксплорера
бот - bot - компьютерный противник обычно выдающий себя за живого игрока
бектрекинг - back tracking - когда игра не позволяет получить все коллектиблы сразу и требует чтобы ты позже вернулся к уже пройденным уровням
баг - bug - программная ошибка
багфикс - bugfix - патч

вр, виар - vr, virtual reality - виртуальная реальность
васд - wasd - передвижение на соответетвующих буквах клавиатуры
веселый доктор - жанр мобильных игр, где нужно исполнять роль доктора, при этом все происходящее подается в понарошку
вишлист - wishlist - система в Steam (и других магазинах), позволяющая отметить игры, которые хочешь в будущем купить
выживалич - вариация сурвайвала с упором на экономику и\или крафт
ваха - Warhammer
вов - World of Warcraft
виртуальный джойстик - способ управления персонажем мобильной игры, когда игрок наклоняет нарисованный на экране джойстик. Так же в мобильных гонках встречается виртуальный руль.
вуду - Woodoo издатель гиперкэж гр
вери позитиф, позитиф, мостли позитиф, миксд, негатиф - пользовательские оценки игр на Steam, условно можно считать их (соответственно) как школьные 5+,5,4,3,2
варгейм - wargame - походовая тактическая стратегия, обычно изображающая массовые сражения
винда - Microsoft Windows
варик - Warcraft

гиммик - gimmik - небольшая необычная механика, которая применяется поочередно ко всем обычным механикам игры, чтобы добиться большего разнообразия, к примеру в игре где персонаж бегает пешком в одном из уровней он может получать танк или портальную пушку
гроссинг - grossing - количество денег, которые зарабатывает игра на микротранзакциях, используется в словосочетании "топ гроссинга", где находятся игры, зарабатывающие на микротранзакциях больше всего.
топ фри - top free - топ бесплатных игр, составляется по количеству закачек независимо от их заработка
гба - Gameboy Advance
гиперреалистик - hyperrealistic - мобильная механика, вариация гиперкэжа, в которую входят игры где нужно делать какие-то банальные мелкие манипуляции, чистить кожуру яблока, водить распылителем, что-то наклонять, что-то поворачивать, причем делать это аккуратно
гиперкэж, гиперкэжуал - Hyper Casual - направление в мобильных играх, обычно это экшн игры без кнопок и видимых элементов управления с очень короткими уровнями (10-20 секунд). Так же традиционно они бесплатные и монетизируются целиком (или почти целиком) на показах рекламы
гейб, габен - Гейб Ньюэлл
галкон - Galcon - жанр максимально упрощенных ртсок
гта, сандбокс - Grand Theft Auto и его клоны - экшн с множеством механик, открытым (и часто живущим самостоятельно) миром, упором на сайдквесты и управление разными средствами передвижения
гринд - grind - механика, когда игра заставляет игрока совершать долгие нудные повторения одного и того же действия ради того, чтобы продвинуться дальше по сюжету
гуглплей - Google Play - магазин игр для андроид телефонов
гуглплейпасс, гпп, gpp - Google Play Pass - подписочный сервис
гайдлайн - guideline - условия, которые платформа накладывает на игру (к примеру гайдлайны подписочных сервисов запрещают показ рекламы).
геймпад (gamepad)
глитч - баг, который не мешает прохождению игры. Спидраннеры часто так называют эксплойты
гиперферма - подвид гиперкэж игр, в которых игрок управляет человечком (обычно) на виртуальном джойстике и должен собирать ресурсы, бить монстров, крафтить предметы и производства и прокачивать себя и все вокруг. Позже жанр развился в сторону экономических гиперферм - где нет боевки, и упор скорее на производства и их прокачку и крафт
граплин хук - Grappling Hook - механика где ты пускаешь в стены и в потолки гарпуны и раскачиваешься на них как человек паук
гироскоп - механизм внутри мобильного телефона, определяющий какой стороной телефон повернут и как сильно наклонен
готика - нередко подразумевается игра Gotick и ее клоны, хардкорные ролевки

длц - DLC - downloadable content - мелкие дополнительные элементы добавляемые в игру отдельно и обычно стоящие денег
диаблоид, рога - Rogue, клон Diablo - топдаун слешер, где нельзя одновременно двигаться и бить. реалтаймовые называются диаблоидами, походовые - рогами
демка - пробная (демо) версия игры
дроп - drop - часто термином означают набор предметов выпадающих из сундуков или мобов, я им обозначаю, когда игра мне надоела и я ее удалил
диванный мультиплеер - couch co-op - игра для 2-4 человек
движок - инструментарий, заточенный под разработку самых разнообразных игр и упрощающий эту разработку, чаще всего в наше время это анрил (Unreal Engine) или юнити (Unity).
дайс - dice - специфический набор кубиков, использующийся в настолках
данж, данжн, данжен, донжон - dungeon - подземелье, обычно в играх с открытым миром так называются небольшие уровни, отделенные от этого открытого мира. Отдельно есть игры жанра "рога" или "роглайт" в которых традиционно данжном называется все игровое пространство, особенно если оно случайно сгенерированно.
джойстик - joystick
дизайн - design - в подборках это слово может использовать в одном из двух значений, либо так называется визуальная часть игры, либо подразумевается игровой дизайн - то есть комплекс настроек (выполненных разработчиками) который делает игру интересной (или пытается делать).
дрочильня - так называются мобильные игры, где вся игра состоит в том, чтобы нажимать подсвеченные кнопки
дос - Microsoft DOS - классическая операционная система восьмидесятых-девяностых
демейк, димейк - demake - сиквел-римейк современной игры, который выглядит будто бы игра прошлых эпох

зыч - psx - Playstation 1
закупка, закупка рекламы - способ продвижения мобильной игры, когда закупаются показы ее рекламы в других играх
зельда - вариации The Legend of Zelda: A Link to the Past - топдаун твин стик слешер с упором на паззлы и открытым (обычно) миром. в целом есть два типа клонов - двумерные классические зельды и трехмерные, больше похожие на слешеры
зум - zoom - в данном случае механизм в мобильных играх, где элементы слишком мелкие для экрана телефона, но ты можешь увеличивать изображение в любом месте, но вообще слово используется просто вместо слова "увеличить" т.к. зум звучит лучше
запор - ситуация в игре, когда (обычно из-за ошибки в игровом дизайне) единственный способ пройти дальше это потерять заметную часть игрового прогресса или вообще начать сначала. запоротые сейвы - это когда сделанные ранее сохранения не позволят пройти игру, к примеру если в них утерян необходимый для прохождения предмет, который никак нельзя получить с момента сохранения
звезды, три звезды - в мобильных играх это уровни, которые нужно пройти особым образом, чтобы получить больше "звезд". обычно звезды что-то еще позволяют заработать или разлочить

жрпг - jrpg - Japanese Role Plaing Game - японская ролевая игра
жру - journals.ru

инди, индюшка, индюшатина - indie - низкобюджетная игра
инап (inapp), микротранзакция (microtransaction) - внутриигровые элементы, которые стоят реальных денег
изометрия - игры с видом наискось в три четверти
игра в тап - игра, где нужно быстро нажимать в любом месте экрана
инкрементал - incremental - играющая сама в себя игра с упором на прокачку персонажа, чаще всего в ней нужно повторять одно и то же действие, к примеру бросать человечка с горы, результат которого больше зависит от характеристик персонажа чем от действий игрока
ио - io - упрощенная пвп (или псевдопвп) игра с очень быстрыми раундами например
индирект управление - indirect - где ты не напрямую управляешь персонажем, а скорее намекаешь, что ты от него хочешь
иммерсив сим - immercive sim - вариации Bioshock - подвид фпс, фактически сандбокс в миниатюре и от первого лица
индихог - вариация хога с упором на сюжет и более логичным расположением предметов на экране
интерстишел - interstition - внутриигровая реклама (обычно длиной 5-15 секунд, часто с кнопкой пропуска), которая включается независимо от желания игрока и не пускает его дальше, пока не посмотрит

коллектибл - collectible - всякая фигня типо монеток которые собираешь по ходу игры обычно опционально
контрол, контролы - расположение кнопок управления
крафт - craft - механика при которой игрок собирает одни элементы из других
крафтер - crafter - игра, где крафт это основная механика
комьюнити - сommunity - сообщество фанатов игры
креатив - рекламный ролик мобильной игры
клик, кликать - click - нажатие на кнопку мыши
кликер - clicker - играющая сама в себя игра, требующая от игрока часто и много кликать на начальном этапе, а потом покупать все более мощные апгрейды, кликающие сами за игрока, майнер - подвид кликера, где нужно копать
коллапс - клон Collapse
камеры - механика передвижения точки обзора на персонажа и так же ощущение от этой механики
контра - обычно так называют Counter Srike, но я так называю Contra Hard Corps, микс платформера и буллет хелла с упором на боссов
контрудар - механика где ты должен ударить противника ровно в нужный момент перед тем как он ударит тебя
киты - whales - 1% игроков, которые тратят в игре больше всего денег
кейпы - capes - супергерои
косметика - длц, меняющие внешний вид персонажа, при этом никак не помогающие играть
консоль (console), так же приставка - традиционно так называются электронные устройства, специально предназначенные в первую очередь для видеоигр (в противовес персональным компьютерам, формально предназначенным для работы, и мобильным устройствам - которые созданы в первую очередь для общения).
контент - неповторимая и сделанная вручную часть игры. К примеру если в игре есть случайно сгенерированные квесты и выполненные вручную сюжетные, то вторые это контент, а первые - нет. Если между случайно сгенерированными квестами показываются заранее записанные ролики - то эти ролики = контент.
квест - quest - в подборках используется в одном из двух значений. Либо так называется задание, которое получил игрок (чаще всего в ролевках), либо так же называются игры жанра adventure.
космосим - симулятор космического корабля, если сделан с упором на скорость и удобство - называется аркадным
клеш рояль - Clash Royale и его клоны, пвп стратегии на одном экране с карточками
карты - так я упрощенно называю любые вариации классических карточных игр и пасьянсов
комплетизм - прохождение игры на 100%
кастомный - custom - элемент (игры) детально настроенный игроком под себя или целиком сделанный игроком
карма - karma - игровая система, когда нпс в игре относятся к тебе лучше или хуже в зависимости от того как ты себя ведешь
клава - клавиатура
колда - Call of Duty
кооператив, кооп - игра на двоих игроков
казуал - casual - игрок который обычно не играет в игры, либо играет только в специально предназначенные для казуалов игры (оксюморон, но вот так). так же казуалом называются сами игры для казуалов

лимбоид - вариация Limbo, платформера с большим упором на сюжет и кинематографичность и атмосферу сцен
лут - loot - предметы, которые ты собираешь у игре, так же "лутать"
луп - gameplay loop - повторяющийся набор действий, составляющий основу игры - к примеру получить квест -> убить монстров -> сдать квест -> заново
лендскейпная (landscape), горизонтальная игра - игра, где нужно держать в руках телефон горизонтально
летательная (плавательная) метроидвания - вариация метроидвании, где персонаж свободно передвигается по вертикали
лод - lod - вариант модели объекта в игровом мире, который используется когда этот объект на разном расстоянии от игрока, к примеру дом рисуется детализованно, когда он рядом с игроком, и обычным кубом, когда он вдалеке
лончер, оболочка - launcher - программа (чаще всего - магазина) изнутри которой нужно запускать игры
лонч тайтл - launch title - игра, вышедшая сразу при запуске новой платформы
локация - location - игровое пространство, отделенное от остальной части игры
лобби - локация, обычно в пвп шутерах, где игроки собираются в ожидании начала матча
логин, логиниться - используется в разных значениях. обычно это включений онлайн игры (к примеру "залогинился" - включил онлайн игру), не редко - так называется имя игрока в онлайн игре
лоуполи - low polygons - визуальная стилистика где все очень угластое

моб - монстр
метроидвания
мерджер - merger - игра, где нужно объединять одинаковые элементы друг с другом
мачтри - match-3 - фактически вариация мерджера, но объединять элементы нужно по неким правилам (к примеру только расположенные по вертикали друг от друга). Так же боевые мачтри - где каждый уровень стилизован под битву
маями - клон Hotline Miami, экшн с видом сверху, быстрыми уровнями и упором на множество попыток перепройти каждый уровень
маркер - элемент игры, отмечающий на карте и\или на компасе (и\или просто на экране) куда идти дальше
морг - mmorpg - онлайновая игра заточенная под тысячи игроков
микроменеджмент - механики требующие часто и быстро упорядочивать игровые элементы вручную, чаще всего юниты в стратегиях или инвентарь
мета - meta - механики игры, которые приобретают значение на поздних этапах игры, чем игрок играет дольше, тем более они важны, обычно это глобальные задачи для игрока, требующие от него максимум времени и сил и разбитые на множество более мелких задач
мужик к котле - игра Getting Over It
мейкап - жанр мобильных игр, где нужно красить персонажей косметикой
мотыга - Magic The Gatering и его клоны - она же кки (читается "кокаин") - коллекционная карточная игра
мистоид - клон Mist - то есть паззл от первого лица, часто прикидывающийся квестом, обычно рассчитанный на женскую аудиторию
мидкор - midcore - в подборках этот термин используется в значении "мобильные игры с монетизацией преимущественно на инапах, а не на рекламе"
монетизация - способ, с помощью которого разработчик зарабатывает деньги. Самые распространенные способы монетизации это пейд (paid) - когда игрок покупает игру, фритуплей (free-to-play, f2p) - бесплатная игра с микротранзациями, фри (free) - игра на рекламе или без рекламы вообще, косметика - бесплатная игра где можно купить только вещи никак не упрощающие прохождение, пейтувин (pay-to-win, p2w) - игры где нужно платить за прогресс, трай-бефор-бай (try-before-buy) - игры у которых одна часть бесплатная, а другая платная и подписки - игры за доступ к которым нужно платить раз в месяц (обычно).
метроидвания - metroidvania
мех - mech - двуногий шагающий боевой робот, распространен благодаря играм серии мехворриор Mechwarrior
механика - базовый игровой механизм, к примеру базовая механика платформеров это прыжки
микромашинки - Micromachines и ее клоны - аркадные гонки с видом сверху
мини-игры - обычно так называются
мили, милишный - melee - ударение на второй слог, подразумевается ближний бой. кулаками или холодным оружием
майндконтрол - mindcontroll - механика, где ты управляешь другими персонажами силой мысли

нпс - npc - неигровой персонаж, тот которым управляет компьютер, не игрок, за которого нельзя играть, чаще всего не агрессивный к игроку персонаж
настолка - настольная игра, чаще всего ролевая или варгейм или адаптация настольной игры под компьютер
нес - Nintendo Entertainment System - денди
накопительный раннер - раннер, где нужно на бегу накачивать человечка, собирая элементы и не позволять ему назад "сдуваться"
навигация - интерфейс, указывающий, куда тебе идти и что делать дальше и ощущения от этого интерфейса
нумпад - numpad - правая часть клавиатуры с цифами
ндс - Nintendo DC
нерф, нерфить, понерфить, нерфинг - nerf - изменение разработчиками (обычно в худшую сторону) характеристик персонажей\оружия, чтобы добиться лучшего баланса
нейронная сеть - искусственный интеллект, умеющий самообучаться, и часто ведущий себя непредсказуемо для разработчика
нфт - Non-fungible token

открытый код, опенсорс - opensource - значит игру кто угодно может модифицировать и выпускать модификации, не попадая под уголовную статью
органика, органический траффик - игроки, которые пришли в игру НЕ в результате закупки рекламы
окулус, квест - vr шлемы Meta Quest и Meta Quest 2. Раньше назывались Oculus Quest и Oculus Quest 2
онлайн - online - слово используется в разных значениях, самое неочевидное - онлайном называется количество игроков одновременно находящихся в игре (возможно даже сингловой). к примеру "большой онлайн" - значит сейчас в игру играет одновременно много людей

порталоид - вариация Portal, то есть логическая игра от первого лица с неким гиммиком
паззл, пазл - puzzle - я так традиционно называют любые логические игры. пазл с клонами - один из подвидов паззлов, где надо клонировать самого себя и синхронно управлять этими клонами, пазл про ящики - другой подвид, где нужно двигать ящики
порт - игра, которую изначально выпускали для одной платформы, а потом перенесли на другую
пермадеч - permadeath - механика при которой после смерти игрок теряет все (или почти все), что заработал в процессе игры
пдрг - (читается "пидорг") PermaDeatch Random Generated - игра с пермадечем, уровни в которой генерируются случайно
походовка - походовая игра, чаще всего ролевая или стратегия
платформа - крупная площадка для покупки игр, часто платформами называются консоли
платформинг - ощущение от передвижения персонажа, от того как он бегает и прыгает
платформер - platformer - жанр игр, обычно требующий от игрока прыгать через препятствия, например серия Super Mario Bros.
пве - PvE - Player versus Enemies - игра (обычно онлайновая) в которой игрок(и) воюет(воюют) с монстрами
пвп - Player Versus Players - игра, где игроки воюют друг против друга
псевдопвп - игра, где игроки воюют с ботами, которые выдают себя за других игроков
пубг, рояль, батлроляль, фортнайт - Royale, PlayerUnknown's Battlegrounds, Battle Royale, Fortnite и его клоны
паркур раннер - платформер от первого лица с упором на трюки, вариация Mirrors Edge.
пейдовая игра - payd game - покупается за деньги
портретная, вертикальная игра - игра, где нужно держать в руках телефон вертикально
перк - perk - редкая бонусная абилка, выдаваемая раз в несколько уровней
подписка, подписочный сервис - в подборках так обычно называются игровые сервисы, требующие от игрока платить фиксированную сумму раз в месяц, и при этом дающие неограниченный доступ ко всем играм сервиса без рекламы и микротранзакций
патя - party - группа игроков, собравшаяся для выполнения игрового задания
прокачка - порядок действий, с помощью которого игрок повышает характеристики своего персонажа
пойнт-н-клик - point-n-click - так называются игры преимущественно на мышинном управлении, чаще всего целиком без использования клавиатуры-джойстика или почти без их использования
пиксель - pixel - мельчайший квадратик на мониторе
производство - так в играх называются здания в которых производятся ресурсы
подводка - когда ты управляешь персонажем не очень хорошо, но игра тебе помогает целиться, прыгать и т.д.
партикл - Particle - частицы. Я так называю графические эффекты в виде разлетающихся частиц огня, воды и тп
пекарня, пк, пс, писи - персональные компьютеры, пекарь, пекабоярин, боярин - игрок на пекарне
пятисекундный паззл - жанр мобильных игр с коротенькими уровнями условно прикидывающимися логическими, например
продакшн, продакшен - production - процесс разработки
премиум, премиум валюта - режим игры, который включается после того как ты заплатил реальных денег за микротранзакции, а так же внутриигровая валюта, получаемая за реальные деньги
пикап - pick up - часто в значении "собираемый предмет, который не помещается в инвентарь а меняет характеристики или отображается чисто цифрой-количеством"
прототип - сделанная за копейки версия игры для внутренних нужд, например чтобы проверить как будет играться полная версия, или выбить денег, или испробовать какие-то механики
плойка - плейстейшен любой модели

ртс - Real Time Strategy - стратегия в реальном времени
рпг, ролевка, ролевая игра - Role Playing Game - игра, в которой у игрока есть прокачиваемые характеристики
раннер - runner - жанр игр, где персонаж сам по себе бежит в одну сторону без участия игрока. Основные виды раннеров: гиперкэж раннер - с управлением на движениях пальцем (не на свайпах), 3д раннер - мидкор раннер на свайпах с видом из-за спины, сайдскрол раннер - с видом сбоку, накопительный раннер - где игрок должен собирать усиления для персонажа, математический раннер - где должен пробегать через ворота с арифметическими действиями
ритм - музыкальная игра, где нужно нажимать кнопки\экран в так музыке
рэгдол - Ragdoll - механика (часто инкрементал) где игрок должен трясти персонажа как куклу
ролик - видеоролик, показывающийся в процессе игры
респавн - respawn - появление в игре после смерти
рефанд - refund - возврат денег за игру которая не понравилась
ретеншен - retention - время, которое игрок проводит в игре, прежде чем ее удалить
руль - расположение на клавиатуре кнопок движения
левый руль - управление, при котором движение на васде, а удары-скиллы на буквах в правой части клавиатуры, чаще всего встречается в плохих портах с консолей, так как на геймпаде крестовины отвечающие за движение слева. единственный правильный вариант левого руля - движение на васде а удары-скиллы на мыши
двойной левый руль - движение на васде, а удары-скиллы на буквах в левой части клавиатуры
правый руль - движение на стрелках, а удары-скиллы на буквах в левой части клавиатуры
двойной правый руль - движение на стрелках, а удары-скиллы на мыши
двойной руль - редкий вариант раскладки, когда часть обектов двигается васдом а другая часть стрелками
ре[1-8], решка - например ре1 - Resident Evil 1
ревардед - rewarded - внутриигровая реклама, обычно длиной в 30 секунд, которую игрок сам включает, чтобы получить что-то за ее просмотр
рога (rogue), роглайт (roguelite), роглайк (roguelike) - жанр игр, ярким представителем которого является серия Diablo, в классических представителях жанра игрок должен проходить случайно сгенерированные подземелья и бить монстров
ремастер - remaster - версия игры, где (обычно) никак не поменялся игровой дизайн, но изменилась графика
римейк, ремейк - remake - версия игры, где (обычно) поменялся игровой дизайн
рейлшутер - railshoter - подвид тиров с подвижной камерой, например House of the Dead
раскладка - либо расположение на клавиатуре значимых для игры кнопок, либо режим клавиатуры - к примеру "русская раскладка" - режим при котором нажатие на буквенные клавиши выводит кириллические символы
ревью - review - обзор на игру, так же превью - preview - обзор на еще не вышедшую игру, так же бывают постмортемы - обычно это описание деталей разработки (внутренней кухни) вышедшей игры
рандом - random - случайно
реалтайм - real time - в реальном времени. Значит не походовое.

соус - Dark Souls и его клоны
симулятор - обычно я так называют игры, заточенные под передачу ощущения от управления каким-нибудь устройством или от некой профессии или области деятельности
симулятор деревни - сильно детализированный тайкун, к примеру Banished
симулятор ходьбы - игра где нет боевки или экшна, где надо просто ходить между локациями, обычно сюжетная, например What Remains of Edith Finch, часто выходит в хоррор вариации где надо прятаться от монстров.
свищ, свич - Nintendo Switch
снес, нинтендо - Super Nintendo Entertainment System
сейв - save - сохранение в игре, позволяющее позже загрузиться и начать играть с этого места
сейвстейт - save state - механизм доступный в эмуляторах и позволяющий сохраняться и загружаться в любой момент, даже когда сама игра это не позволяет
сайдскрол - side scroll - игры с видом сбоку
сайдскрол стратегия - довольно редкий и специфический подвид стратегий, самый известный представитель - Kingdom: New Lands
стг - Save The Girl и его клоны - мобильные интерактивные мультфильмы, где нужно выбирать как сюжет пойдет дальше (обычно только один из выборов верный)
спайн - Spine - программа для рисования и анимации
стата - система с помощью которых разработчик собирает статистику поведения игроков внутри игры и потом меняет игру чтобы эту статистику улучшить
слайдер - slider - вариация Tomb of the Mask, где надо бросать персонажа от стенки к стенке
свайп - swipe - скользящее движение пальцем по тачскрину
стриминг, облако, облачный сервис - технология, при которой игра запущена на одном устройстве ("в облаке"), а играешь ты на другом, получая только видеопоток
спавн - spawn - появление монстров на уровне методом телепортации, появление из ниоткуда, так же "спавнит"
стелс - жанр игр, где нужно прятаться от монстров, при этом обычно без элементов ужастика
спидран - speedrun - быстрое прохождение игры, так же его видео
спидраннер - speedrunner - игрок, совершающий спидран
супермитоид - клон Super Meat Boy, платформер с очень сложными быстрыми уровнями и упором на множество попыток перепройти каждый уровень
скрипт, парсер - script parser - механизм, упрощающий мне поиск игр для подборок
сурвайвал - survival - игры с постоянной нехваткой ресурсов, патрон, лечилок, часто с элементами хоррора
сезон - сезонами я называю свои пересказы сюжетов игр (и не только игр), когда пишется этот пост - идет третий сезон
стрим - stream - живая видеозапись процесса игры
сео - seo - в данном случае сотрудник, работа которого (сео оптимизация) в том, чтобы таким образом писать название и описание игры, чтобы она чаще появлялась в поисковой выдаче у тех людей, которые потратят в ней больше всего денег
скриптование, скрипты - набор жестких условий, определяющих как двигаются персонажи и предметы
сайдквест - side quest - дополнительное задание, не важное для прохождения основной игры
сингл - single - игра для одного человека
скайбокс - skybox - механизм рисующий небо и атмосферные объекты в игровом мире
сорокатысячник - Warhammer 40k
сега - Genesis, Sega Mega Drive
стор - store - магазин, игровая площадка
стим - Steam - магазин игр для PC совместимых устройств
сюжетка - та часть игры, в которой происходят значимые для сюжета события
спам - spam - действия (сообщения в чате, чаще всего, или письма) раздражающие окружающих
сервер - server - в данном случае это компьютер, обычно стоящий во владении разработчика, обеспечивающий работу онлайн игры для всех игроков (их компьютеры в таком случае называются клиентами - client). Сервера обычно требуются не только для игр но и для любых сайтов и любых онлайн приложений.
скин - skin - в подборках используется в значении - альтернативный внешний вид для игрового объекта (персонажа или оружия, например). Скины часто покупаются за реальные деньги, и тогда они называются косметикой.
социалка - игра или часть игры, заточенная под общение либо часть игры
стрейф - strafe - бег боком, чтобы держать противника на прицеле и при этом уходить от его выстрелов. часто используется круговой стрейф - бег боком вокруг противника, так же рваный стрейф - когда бег прерывается остановками и сменой направления
сессия, игровая сессия - время проведенное в игре с запуска и до выключения
связка - обычно использую в значении "связка ударов" - определенным образом заданные последовательности ударов (в экшнах или битемапов) которые нужно проводить друг после друга, чтобы добиться максимального эффекта
стик - stick - маленький джойстик на геймаде. на современных геймпадах обычно по два стика
сорс, сорсы, исходники - source - программный код
слешер - shasher - условное общее название жанров, где преимущественно нужно месить врагов холодным оружием. Я обычно использую это определение, если не знаю к какому конкретно жанру отнести, там вроде рубишь кого-то ну и ок

телеграф - механика, при которой монстр заранее подсвечивает область, по которой собирается атаковать, и так же понятно "телеграфирует" свои атаки, так что игрок может понять, как от них уклоняться, даже если ранее их еще не встречал
тпс - Third Person Shooter - стрелялка от третьего лица, где камера за спиной\плечом персонажа
твин стик шутер - Twin Stick Shooter - стрелялка от третьего лица, где камера висит под потолком
твин стик слешер - Twin Stick Slacher - битемап от третьего лица, где камера висит под потолком
тбс, тактика - Turn Based Strategy - походовая стратегия
тактикульность - ощущение, когда игра заставляет игрока думать, или скорее хитрить, добиваясь преимущества мелкими хитростями
топдаун - TopDown - игры с видом сверху
тапнхолд, тап-н-холд - tap-n-hold - игра, где нужно нажимать в любом месте экрана и потом правильное время держать палец нажатым
тактильность - интуитивное ощущение от выполнения базовых игровых действий
тоссер - tosser - мобильный жанр, где надо свайпами забрасывать мячи в корзину, например
трансляция - механизм переносящий эти записи из journals.ru в livejournal.com
товердефенс - Tower Defence - поджанр ртс где обычно надо выставлять башни, не позволяя мобам добираться до вашей базы
(треш)платформер про шарики - жанр игр, вариации Ballance
траф, траффик - игроки, полученные игрой после закупки рекламы
тайкун - tycoon - экономическая стратегия
тап - tap, так же тач - touch - быстрое нажатие на тачскрин
тег - tag - использую в значении - техническая часть подборки, которая помогает автоматической сортировке записей
таймменджмент - time management - жанр игр, вышедший из казуала, где игрок, изначально управляя официанткой должен быстро бегать разносить заказы. Однако позже появилось множество игр с другими профессиями, потом в жанре появились стратегические таймменеджменты, где нужно быстро рассылать рабочих по дорожкам и кулинарные таймменеджменты, где нужно быстро готовить рецепты. Общее для всех таймменеджментов - необходимость на скорость кликать между разными производствами, клиентами, человечками
тамагочи - Tamagotchi
торрент - Bittorrent
триксы - tricks - обычно так называется уровни с подвохом или те самые "подвохи"

утюжное управление - недостаток механики в автогонках, когда машина ощущается приклеенной к земле и не реагирует (или плохо реагирует) на неровности поверхности и так же нет ощущения работы подвески

фпс, шутан, шутер - First Person Shooter - шутер с видом от первого лица
ферма - так называется несколько жанров игр. есть мобильные фермы - это игры куда надо заходить раз в день чтобы полить цветы, есть стимовские фермы (которые по факту выходят на всех платформах в том числе и на мобилах) - это игры где нужно бить монстров чтобы потом собирать материалы и крафтить удобрения для поливания цветов
фишфрензи - Fish Frenzy - игры где нужно есть монстров меньше тебя и уклоняться от монстров крупнее, постепенно вырастая при этом
фнф - Friday Night Funkin', ритм игра с открытым кодом
фнаф - Five Nights at Freddy's, хоррор игры где нельзя двигаться
фан - fun - удовольствие от игры
физический паззл - игра где нужно располагать предметы так, чтобы они правильно друг на друга упали
файтинг - fighting - жанр игр про драки обычно 1 на 1
физон - игровая физика
флоу - flow - механика где надо связывать дорожками точки, например
финалка, фф - Final Fantasy

хилл раннер - hill runner - жанр тапнхолд раннеров, где уровень полон холмов и тебе надо нажимать на экран так, чтобы персонаж приземлялся на правильные склоны этих холмов и набирал скорость
хилл рейсер (hill racer), эластомания - гоночная игра обычно с видом сбоку, где нужно забираться на холмы
хаб - hub - уровень онлайн игры, где игроки собираются между миссиями, обычно в нем отключена боевка
хог, хопа - Hidden Object Game, Hidden Object Puzzle Adventure, вариации Mystery Case Files, хопы это более паззловые и сюжетные версии хогов (а индихоги еще более сюжетные).
хитбокс - hitbox - невидимая граница вокруг тела персонажа игрока, касание к которой засчитывается как касание к персонажу, обычно для экономии ресурсов эта граница отличается формой от видимого тела персонажа. Хитбоксы есть у всех игровых монстров и объектов, в том числе и у стен.
халва - Half-life
хомм, homm - Heroes of Might and Magic
холоп - человек играющий только в консоли линейки иксбокс или плейстейшен

целлшейдинг - Cel shading - механизм при котором графика игры выглядит более мультяшно\комиксно, позволяет рисовать рамки на границах моделек пример XIII

челлендж - challenge - заточка игры (или одного из ее режимов) под то, чтобы игрок тратил много времени на перепрохождение одного и того же кусочка
чат - chat - механизм для общения между людьми. В онлайн играх бывают разные типы чатов, например глобальный чат - для отправки сообщений всем игрокам в игре одновременно, личка - чат с конкретным игроком, чат группы, чат сервера, чат локации и т.п.

шлем - шлем виртуальной реальности
шмап, шутемап - shoot em up

эпикстор - Epic Games Store, магазин такой
эплстор - Apple Store - магазин приложений для айфонов-айпадов.
эпларкейд - Apple Arcade, подписочный сервис
эксплор - explore - процесс исследования игрового мира
эксплорер - Internet Explorer - классический браузер Микрософт. Эксплорерами я могу называть любые браузеры и Файрфокс и Хром и т.д.
экшн, экшен, экшон - action - игра где важна скорость реакции, экшн-адвенчура - отдельный подвид экшнов, где обычно условный упор на манипуляции с предметами (обычно ключами) и часто с физическими объектами, к примеру игры серии Tomb Raider
эмуль, эмулятор - emulator - программа для игры на компьютере в консольные игры
эксклюзив - exclusive - условия договора с издателем при которых игра вышла только на одной платформе и не может (часто - временно) выйти на других
эндгейм - endgame - механики, которые начинают иметь значение уже после того как игрок прошел основную кампанию игры, точнее сами механики чаще всего называются метой, а эндгейм - ощущение от этих механик и в целом времяпровождение игрока, который уже прошел базовую кампанию но продолжает играть
экосистема - набор механик, который добавляет в магазин или в платформу или в игру элементы социальной сети
эксплойт - exploit - способ быстро добиться значимого прогресса в игре, используя баги
экспириенс - expirience - слово используется в двух значениях. В одном так называется сумма ощущений от игры, игровой опыт. В другом (обычно произносится экспа - exp) так называются очки, с помощью которых игрок может усилить характеристики своего персонажа.

юнит - unit - чаще всего так называются солдаты в стратегических играх
ютуб - youtube

я - я
17:57 Ну давайте честно


стало же значительно лучше

А еще оба этих фильма можно назвать "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен"
16:42 А да, кто вдруг пропустил
Начиная с Metroid Dread - Самус Аран официально можно и нужно называть метроидом.
Теперь ждем, когда Линка можно будет называть Зельдой, а монстра Франкенштейна - Франкенштейном.

Во, во, а еще я тут подумал, скажите было бы круто, и, янезнаю, Справедливо, если бы "Чужие" и "Один дома" поменялись бы названиями.
16:01 Самое смешное
Что фамилия политика, который реально впервые в нашей истории выдал землю крестьянам, а фабрики рабочим и разрешил таким образом тысячелетнее недовольство между народом и властью - Ельцин.

Но помним мы его конечно за то, что какие-то не те крестьяне (как нам бы хотелось) получили землю, а фабрики вообще достались какому-то гнусному быдлу.

Плюс что вдвойне смешнее - комуняки до сих пор выступают на тему, что нет не надо было землю крестьянам а фабрики рабочим выдавать. Мавзолей пришлось закрыть, потому что пациент слишком быстро вертится.

Самое вообще смешное в российском коммунизме (если не считать тот факт, что его никогда не существовало, кроме как) это то, что он представляет собой минимум две или три кардинально разных противоречащих друг другу идеологии, при этом все они еще одновременно и противоречили сами себе, то есть на словах противоречили тому что фактически делалось.

Впрочем, последнее с падением "коммунизма" никак не изменилось.
15:34 Как я вижу веселую вечеринку в виртуальном пространстве метаверза
03:26 ColdFusion Presents: New Thinking: From Einstein to Artificial Intelligence, the Science and Technology that Transformed Our World
Пролистал без особого интереса. Книжка состоит из набора коротеньких заметок, рассказывающих про основные изобретения с восемнадцатого века до нашего времени. Я все это знаю и так, и плюс на ютуб канале автора на те же самые темы рассказывается значительно интереснее.
02:41 Once Upon Atari: How I made history by killing an industry
История краха видеоигр 1983 года, написанная автором игры ET (которую в крахе и обвиняют) - Говардом Варшо.

Это была кстати не первая игра, сделанная Говардом. До этого он сделал игру по Индиане Джонсу. Которая кстати была четвертой игрой в мире по кинолицензии, и тоже была очень странной, и во многом походила на ET. (Интересно что Спилберг предлагал просто сделать клон пакмена, и очевидно он был прав, хотя индустрию это бы не спасло.)

После Атари Говард ушел из игр и стал психотерапевтом.

"Я говорил и повторяю - зачем компании, которая уже угрохала тонну денег на игру, теперь потратить еще такую же тонну денег, чтобы вывезти нераспроданные катриджи в пустыню и залить там цементом? Не проще ли открыть ворота склада и предложить всем забирать кто что хочет? Идея уничтожить катриджи не имеет никакого смысла. Чтож, если вы ожидаете здесь какой-то разумный смысл - вы плохо знаете Атари."

Заказ на разработку скинули на Говарда, когда до отмеченной даты релиза остался всего месяц. Большинство разработчиков тупо отказались работать в такие сроки, Говард первый согласился.

Основу краха автор описывает так:
В 1976 Атари продалась Ворнерам. Они попытались как-то остановить бардак в компании (совершенно типичный во всех игровых издательствах разве что возможно кроме Нинтендо, до середины девяностых как минимум, но в семидесятые особенным к примеру разработчики принимали наркотики на рабочем месте и это было в порядке вещей) и в 78м уволили Нолана Бушнела, заменив его Реем Кассаром.

В 79м ситуация стала хуже - появился первый независимый (консольный) издатель - Активижн - и принялся наступать на пятки платформодержателю, так что Рей принялся закручивать гайки.

Книжка в целом муторная и перезатянутая и автор очень много рассказывает о своих играх и своей философии, и все это вообще нифига не интересно.
02:22 Metroid (вся серия)
Как и драгонквест - метроид это одна из первых серий, за пересказ которой я брался в 2009 году, причем записи были довольно днищенскими, к примеру о том, что надо читать мануалы я не знал. Сейчас вкратце ее сведу.

В хронологическом порядке:
Metroid (манга)
Самус Аран растет на одной из планет. Космические пираты (в основном тот что похож на птеродактиля, его зовут Ридли) убивают ее родителей. Самус вступает в Космическую Федерацию, чтобы им противостоять и тренируется там.

Metroid
Metroid: Zero Mission

Космические пираты производят биологическое оружие - метроидов. Самус (которая к этому времени - охотник за головами на службе Космической Федерации) кидается им мешать и взрывает их базу, а потом и мазершип.

Metroid Prime
Здесь Самус забивает еще особого Метроида Прайм (который ранее уничтожил древнюю цивилизацию Чозо, артефакты которой раскиданы по всей серии, в частности они создали костюм Самус во всех частях после первой).

Metroid Prime Hunters
Самус воюет там с одним космическим зеком, который хочет из тюрьмы сбежать.

Metroid Prime 2: Echoes
Спасение еще одной планеты методом артефактов и ритуалов. В этой части за Самус начинает бегать ее темная версия (появившаяся в финале Metroid Prime).

Metroid Prime 3: Corruption
Здесь уничтожение теневой-Самус и вообще всей злой энергии, от которой приходилось спасать планеты всю Prime подсерию.

Metroid Prime: Federation Force
В этой части вообще играем не за Самус, и сюжета здесь почти нет - очередные войны Федерации с пиратами. Но пираты выводят новых метроидов, так что все заново.

Metroid II: Return of Samus
(aka Metroid: Samus Returns)
Федерация решает, что хватит с нее метроидов и высаживает команду зачистки на их родную планету. Команда фейлит. Самус высаживается и всех метроидов уничтожает, но одного забирает с собой в следующие части, типо как подружившись с ним.
В этой части появляется паразит икс, и оказывается что метроиды изначально создавались расой Чозо, чтобы воевать с иксом, однако что-то пошло не так и они сами же Чозо завалили.

Super Metroid
(aka Metroid 3)
Ридли хватает ручного метроида Самус и хочет снова запустить производство биологического оружия на его основе. Самус вместе с метроидом раздалбывают пиратскую базу. Метроид в процессе погибает. Причем пираты тоже уничтожены целиком.

Metroid: Other M
(aka Metroid 4)
Но нет, нифига, теперь сама же Федерации выводит клетки метроида из тела Самус и клонит метроидов, потому что всем нужно биологическое оружие. Самус фабрику с клонами уничтожает.

Metroid Fusion
Теперь Самус инифицирована паразитом икс в процессе очередной миссии. За игру она вылечивается и заодно уничтожает еще одну станцию, где Федерация клонит метроидов.

Metroid Dread
(aka Metroid 5)
Очередной злодей заманивает Самус в ловушку, так что она трансформируется в метроида сама. Злодей хочет (очередной раз) нафигачить из Самус супероружия, но она конечно его убивает. Однако к концу игры она становится единственным метроидом во вселенной.
Закрыть