Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Вторник, 8 Августа 2023 г.
23:20 Кстати
У нас есть несколько больших онлайн игр ну там с сотнями тысяч игроков. И если мне нужно там нащелкать скриншотов скажем для промо или для внутреннего обсуждения какой-то фичи - самый простой способ это через админа подключаться к аккаунтам крутых игроков, в идеале таких которые давно в игру не заходили, и там использовать их персонажей, постройки и т.п. чтобы получить нужные картинки. Что-то передвинуть, что-то добавить, чтото убрать.

Я при этом будучи человеком высокой культуры - борюсь с желанием каких-нибудь посланий им заодно оставить. Там хуй нарисовать например на чем-нибудь. Это вообще помоему самый универсальный в нашей цивилизации символ, понятный каждому. Вот что надо было инопланетянам отправлять, чтобы знали, что на Земле есть люди.
22:25 Philippe Druillet
Феерический совершенно художник. При этом вообще не достать его работ, там может по отдельным страницам выцепить из Хеви Металов. Человек рисовал каждый кадр как масштабное полотно, от которого захватывает дух, и это прямо концентрированный французский артхаус-сайфай восьмидесятых, где смешано все на свете, и ничего не объясняется. Он обычно рассказывает очень простые истории в каких-то феерических мирах, предлагая читателю самому предположить что вообще в этом мире происходит, что это вообще за хрень, что за цивилизация, что за конструкция.

Вот небольшой арт (просто один кадр одного из его комиксов) наугад. И по клику там еще чуть откроется.

Вообще мои списки постепенно заводят меня вглубь французской арт-сцены, и там три четверти никогда не переводилось с френча и никогда не будет переводиться. И я думаю рано или поздно поставить программу для автоматического перевода видеоигр, которая распознает надписи на экране. По идее обычные картинки она тоже должна переваривать.

19:07 Между прочим
Одна из крупнейших гуманитарных операций, которую провело человечество за свою историю - была война с оспой.
Эта болезнь, существовавшая десятки тысяч лет, косила людей направо и налево. Болели ей все поголовно, и 20-40% из них умирало (среди детей больше половины). Среди городских жителей не переболевший оспой был возможно один из тысячи, отсутствие следов оспы (язв, рубцов) было особой редкой приметой для полицейских, если они искали преступника.

В двадцатом веке совместными усилиями человечества болезнь была полностью побеждена, вычищена под корень. Последний заболевший (заболевшая) - заразился в семидесятые рядом с лабораторией, где сохраняли небольшой образец оспы для опытов. Шум поднялся такой, что начальник лаборатории совершил суицид.

После этого - никто ей не болел вообще.
14:13 The Witch


Вообще конечно славянское язычество чудовищно недооценено, там бездна крутоты. У нас как-то традиционно оно превращается либо в веселенький лубок, либо древнегреческого типа истории о титанах-богатырях, либо идет украинско-гоголевская тема, опять же за редкими исключениями (типо Вия) не до конца серьезная.
При этом в стилистике скрываются инфернальные ужасы Лавкрафт отдыхает, и мне бы вот очень хотелось однажды это увидеть в современной обработке, этакий дарксоулс увидеть чисто славянский.

Есть опять же Ведьмак - но в нем тоже более поздний период, когда у людей уже серьезная цивилизации и она теснит монстров. Мне же интересны совсем первобытные времена, когда люди перед монстрами практически беззащитны. Единственный способ выживания для них - это искать себе союзников среди духов и богов, какое-то свое место в экосистеме чудовищ.

А сабж сейчас пересмотрю.
13:35 Славянские мифы
Читаю дальше. Итак, растительный мир.
Кстати не сложно заметить, что вообще все растения и животные и в том числе камни, ветер, дождь все все все - первобытные люди все это считали духами. То есть мир первобытного человека, это такой аквариум сверху донизу забитый разными инфернальными тварями, и небольшой его клочок отвоевали себе люди. Но этот мир живет сам по себе вокруг, и на людей вообще мало внимания обращает. То есть там какие-то отдельные духи входят в контакт с людьми. Корова вон молоко дает, и это видимо такой странный способ общения духа с людьми.
И люди при помощи мифотворчества пытаются какой-то диалог с природой наладить, которая огромная подавляющая, окружающая со всех сторон, очень странно и непредсказуемо себя ведущая, и вообще говоря способная людей снести одним ударом лапы просто из каких-то своих инфернальных соображений. То есть даже и у самой коровы непонятно что на уме. А у живущего в ней духа плодородия - вообще совсем хуй знает.

Это на самом деле такой билогический Blame, или помните была короткометражкать третьего сезона Robots где исследовали жили в огромном улье. Что-то такое.
Окей, растения.

Дуб и береза - мужское и женское начало.
Березки - бабы. Собственно поэтому все любования нежностью красотой чистотой и так далее. Опять же национальная женская белая одежда ассоциируется с березами.
Дуб так же считается храмом природы. Мировым древом. Естественным местом поклонения, обряда. Ассоциировался с Перуном.
Пролезание через щель-дупло дуба - инициация, перерождение. При обрядах деревья, или сделанные из них куклы часто топят или сжигают. Это отголоски совсем древних обрядов - когда топили и сжигали реальных людей.
Большие деревья опять же порталы в мир мертвых - у них в ветвях в корнях прячутся духи, утопленники, монстры. Как и сами деревья являются сплетенными духами мертвых. Фактически дерево это клубок инфернальной энергии, проявившийся в нашем мире.

Рябина
Дерево нечистой силы, ведьмовское. При этом ведьмы отпугивают леших, клин клином вышибают, так что можно рассадить по периметру. После похорон ветви рябины развешенные по дому не позволяли мертвецу вернуться и утянуть за собой живых.

Так... и все чтоли? Про флору все.

Земля
Которая мать сыра земля. Считается естественной чистотой, божественным живительным материалом. Она же отторгает и злых духов. Она же сила высшей справедливости, карающая зло и обман. При этом сила неразумная. Какбы материя естества. Родная земля давала силу всем кто на ней жил. Ее брали с собой в походах. Земля - сосредоточение великой вселенской мощи, и если умеешь от нее запитываться, то всем пиздец. Преклонение перед самой землей - это чисто славянская фишка. Ни у одной культуры больше такого нет.

Хлеб
Собственно дар божий в прямом смысле. Кусочек святости, подаренной людям. Это еще до христианского "тела христова" задолго. Фактически хлеб это универсальная батарейка с маной, можно поделиться с гостем (см хлеб соль) можно с духом, хоть полугобом, все запитаются и будут рады.
В паре "хлеб-соль" - соль изгоняет злых духов, а хлеб демонстрирует, что человек подпитывается энергией - то есть сам к этим духам присоединяться не желает. То есть это проверка на то, что в госте не живет демон, и одновременно подношение, подарок.
Тут же идет описание слова "доля", который фактически означает "судьба". Доля это та часть счастья, энергии, которая дарована человеку высшими силами. Хлеб-соль - это часть доли человека, которой он делится с кем-то. Часть своей судьбы.
Уронить хлеб, оставить недоеденный, о ужас накрошить после себя (про выкинуть вообще речи нет) - непозволительное разбазаривание своей доли. Высшие силы покарают. Это глубоченно укоренено в нашей культуре, на животном уровне реально. Хлеб свят. Плюс он физическое воплощение труда. Его приготовление - сакральный ритуал конвертации своего труда в святость, в благодать, в добро.
Пока от пищи идет пар - ее не едят. Считается что в это время питаются духи. Подразумевается что духи мертвых вообще всегда рядом с живыми, у них за спиной, за плечом.

Украшения
Символ удачи. Удачно награбил, удачно родился, удачно провернул дело - и они у тебя есть. Дарить украшения - значит дарить другим часть своей удачи. Богатые люди их дарили вообще всем. И все их носили. Собственно только в двадцатом веке после мировых войн это стало чисто женской темой, когда вся мировая мужская мода стала наполовину солдатской (и до сих пор кстати).

Печь
Один из способов контакта с покойниками. Портал для новорожденных - с небес они попадают в печь, а потом уже в женщину. Домашний алтарь фактически. Можно было направить в печь послания духам, общаться с ними через печь.

Далее славянская экзотика
Полазник - первый гость на новый год. По нему, по встрече с ним определяется каким будет год.
Овинник - дух в форме старика, оберегающий хлеб.
Домовой, Кикимора - с ними кстати все понятно, но кикимора в оригинале значительно более стремная фигня. Она селится не в болоте, а в доме и приносит несчастья. Прядет по ночам и пакостит.
Хованец - живет на чердаке, часто дух мертворожденного ребенка, капризный и деструктивный.
Банник - дух очевидно живущий в бане. Вода в первобытных религиях это темная изначальная материя. Она вытягивает силы (в противовес энергетической земле). Баня - аналогично сооружение вытягивающее из людей силы. В банях инфернальные нечистые силы входят в мир людей. Там например рожали (учитывая смертность при родах - там же и умирали при этом). Банник это голый лохматый старик который совершает с людьми жуткие вещи, и когда ты в бане - ты всегда у него на прицеле. Впрочем есть набор правил, условно позволяющих его не раздражать.
Водяной - это все смерть пиздос. Тупо монстр воплощение изначальной материи, пытающейся вернуть мир в изначальное состояние. Людей он молча жрет.
Мельник - мельница стоит на окраине мира живых рядом с водой, поэтому мельник постоянно в контакте с водяным. Чтобы спасти себя может принести в жертву прохожего. В заброшенных мельницах селились черти.
Леший - живет в лесу и похож на обычного человека, только неестественно одетый и странновато себя ведущий. При встрече надо самому начать странно себя вести. От него можно ждать как чего-то хорошего так и плохо, вобщем товарищ себе на уме.
Полевик - эти живут в полях. Аналог солнечного удара. Днем могут охранять поле, а ночью превращаться в детей кукурузы.
Полудница - женщина с огромными закинутыми за спину грудями, которая проносится по полю, давая плодородие. А может и младенца похитить.
Русалки - жуткие твари, аналог водяных. Опять же вода = изначальное зло. Хвоста у русалки нет, это девушка с длинными белыми распущенными волосами в распущенной свадебной рубахе. Обитают и в воде и в ветвях где угодно. Вообще сами по себе распущенные волосы это символ злых сил. Русалки могут быть горбатыми и старыми. Это все люди умершие до своего срока, и теперь пытающиеся восполнить недобранной энергии методом высасывания ее из живых. Времена были дикие, лишних детей, которых не могли прокормить - бывало выбрасывали. Они считались "детьми русалки".

Далее там лирические отступления. О погребении. О страшных сказках. Потом о ведьмах. Блин надо фильм "Ведьма" пересмотреть кстати. О шаманах. О чертях и бесах. Все это вообще не интересно.

Далее боги
Ящер - владыка подводного подземного мира. Настоящее его имя до нас не дошло. Бог мирный. Глотает каждую ночь солнце. Фактически просто часть мироздания. Ящер это какбы изначальный бог, не столько существо, сколько механизм мироздания. Воплощение смерти, так как в конечном итоге все живое возвращается в него.

Род и рожаницы - триединое (рожаниц две) божество типо домового. Нечто типо бога пиров. Сидит на небесах, посылает детей. Невоинственная форма громовержца. Автор предполагает что от двух рожаниц пошел двуглавый орел.

Лада, Леля, Ярило (Ярила?) - боги воплощения женщин. Молодая, зрелая (замужняя), старая. Там более глубокие коннотации, но и более сомнительные. Или стоп последний скорее юноша. Короче Ярило это отдельная большая история, от там трансформируется в Яровита и потом в Юрия того который победоносец, неважно.

Марена - богиня преисподней. Фактически та самая смерть с косой. Она же богиня зимы. Зима очевидно = смерть.

Далее боги Киевской Руси, то есть сильно более поздний пласт культуры.
Глава про мифологизацию князей. Мне не интересно.
Перун - ок.
Велес (не путать с поздней подделкой - Велесовой Книгой, кстати я к ней еще вернусь) - бог-медведь. Тот самый русский дух видимо. Все это вариация Одина.
Хорс и Дажьбог - по ним мало что известно. Видимо оба тоже были вариациями скандинавских мифов. Первый связывался с солнцем. Второй - какбы дающий бог. Бог благодати? Короче там тонна домыслов и ничего не понятно.
Сварог - с этим все ясно.
Стрибог - почти ничего не известно.
Див - аналогично. Видимо слово "диво" происходит от его имени.
Семаргл - аналог дракона-грифона.
Мокошь - богиня прядиха, богиня судьбы. Опять же корни в Скандинации, Фригг и тд.

Наконец размышления авторов по поводу сказок и былин и заключение.
Вторая половина книги не настолько крутая как первая треть, но тоже вполне ок. Мне кажется монстров можно было и побольше накопать.
Закрыть