Junni Kokuki (Twelve Kingdoms)
Собственно, услышал я о данном сериале достаточно давно – попадался на глаза, потом, как ни странно, сперва познакомился с музыкой (Соуль заметила, что она отменно подходит к пентаклевским реалиям). А вот не так давно я его добыл и посмотрел.
И впечатление осталось весьма приятное – полностью сочетающееся с вдумчиво читаемым сейчас Конфуцием. Потому как его идеи, похоже, в мире Двенадцати Королевств определенно реализованы во многом.
Строго говоря, название обманчиво – более-менее нам покажут лишь половину из этих королевств, правителей – и того меньше. Однако и этого вполне хватает, чтобы представить, как этот мир выглядит, и как в разных местах решают схожие проблемы.
Весьма понравилась идея прямой связи правителя и его земли; реализована она, конечно, много где… но тут эта связь ясна для всех и обоснована. Само присутствие правителя улучшает ситуацию в стране, не дает йомам охотиться на кого они захотят… а вот чтобы страна действительно стала благоденствующей – королю надо будет постараться как следует. И в данном случае в помощь ему кирин – волшебное существо, избирающее правителя, служащее ему иногда советником… но даже если кирин не дает советов, то он всегда воплощает собой совесть правителя. Если король отступает от праведного пути – то первым знаком становится болезнь кирина.
Однако не обойдена вниманием и ситуация, когда кирин болен, но правитель по-прежнему не отступает от своего мнения, считая, что он не делает ничего дурного. Истории царств Ко и Хо тому примером.
Впрочем, о королях и киринах буду подробнее говорить чуть позже.
Вообще, сам сериал четко разделен на несколько сюжетных арок, каждая из которых посвящена одной теме – пусть даже это и не сразу видно.
Первая – это путь Йоко к трону… кстати, довольно непредсказуемый. Право же, мало того, что шок человека в ином мире достаточно ясно показан – так еще и видения вносят свою лепту. Пожалуй, эти части – с духом-обезьяной, последовательно и умело разрушающим и веру в честность, и просто здравый рассудок, – едва ли не самые жуткие в сериале, в частности и потому, что балансируют на грани реальности и сна. Объяснения-то им будут даны значительно позже… а пока объяснений нет – довольно страшно наблюдать за тем, как Йоко стоит на грани превращения в существо беспощадное и смертоносное.
(Ее подруга эту грань практически перешагнула – но смогла все же вернуться обратно. Вот, кстати, одна из причин, по которой мне интересно глянуть оригинальные романы – там Сугимото в мир Двенадцати Королевств не попадает, и мне любопытно, чем же ее влияние в перемене характера Йоко заменено.)
Ситуации мало помогает и то, что пояснений и напутствий практически некому давать. Кейки отсутствует… да, справедливости ради, он и когда в наличии, вечно донельзя лаконичен. Йоко приходится пройти весь путь самой – и несомненная ее удача, что на пути ей встретился Ракушун. Но о нем позже.
Во второй арке сама Йоко участвует мало – но здесь мы узнаем очень многое о киринах, их взрослении, избрании правителя… причем узнаем вместе со взрослеющим героем воспоминаний, черным кирином Тайки. Увы, окончание его истории следует опять изучать в романах… однако же и без окончания хватает впечатляющих моментов. Например, первое превращение. Или наиболее впечатлившая меня сцена этой арки – поединок воли между юным кирином и исполинским чудовищем.
Третья арка являет собой переплетение трех историй. Йоко пытается совладать с собственным двором и не запутаться в паутине матерых интриганов со всех сторон. Шокей, бывшая принцесса Хо, осознает для себя жизнь обычного человека. Сузу, бывшая служанка, пытается найти для себя хоть что-то… Пожалуй, по количеству и силе психологических изменений эта арка превосходит все остальные. Тут даже что-то пересказывать сложно (там полно поводов для длиннейшего разбора по каждой из участниц) – но две новые героини несколько раз меняются на протяжении сюжета и к завершению арки подходят уже совершенно не теми, какими были раньше. Надменная Шокей научилась понимать и ценить других. Сузу, не смевшая ни слова сказать наперекор вышестоящим (происхождение, видимо, тоже внесло свою лепту), теперь способна принимать серьезные решения сама – причем не исходя из соображений «назло госпоже». Йоко же наконец научилась и меньше сомневаться в своих решениях, и отдавать правильные приказы правильным людям. Думаю, Энхо был прав, когда похвалил ее в финале.
Замечу так же, что в этой части нам показывают мир едва ли не больше всего. В первой арке мы видели в основном Ко и Эн, и немного Кей. Во второй действие ограничено, по сути, горой Хо. А тут – и Кей, и Хо, и Сай, и Кё, и Рю, и дороги между ними… любитель широких миров во мне радуется.
Серия между третьей и четвертой аркой – тоже, по сути, отдельный сюжет, касающийся родины Шокей. Пожалуй, лорд Геккей мне определенно нравится – человек с сильнейшим чувством долга, побудившим его к восстанию… и при этом оно же не давало ему занять трон. Похоже, он внутренне этого все же хотел – но при этом несокрушимо считал, что не имеет права даже приближаться к престолу.
Четвертая арка – вновь воспоминание, только на этот раз о начале правления короля Эн. Можно сказать, что из нее хорошо видно – почему страна при этом правителе процветает уже пять веков, и почему он старается, чтобы она процветала. Замечу, что это еще и дополнительный урок для Йоко – о том, как можно справляться с проблемой людей с наилучшими намерениями.
Пересказывать подробно сюжеты арок – значит, ударяться в спойлеры, чего я сверх уже имеющегося делать не очень хочу. Так что обращусь к иной стороне – вновь о мире и персонажах.
Вообще, многие детали мира не замечаешь поначалу – а потом только и удивляешься, как они органично в нем смотрятся. Например, тот факт, что кирины – милосерднейшие существа на свете, им от одного вида крови плохо становится… но при этом у любого кирина есть свита защитников – ширей, подчиненные им йомы. Которые суть едва ли не самая серьезная боевая сила в окружении правителя. Или же концепция сен-нин, бессмертных, которые при нужде и без пищи с водой обойдутся, и убиваются лишь особым оружием, и языки иномирян понимают… А даруется это бессмертие очень по-китайски – внесением в соответствующий реестр. И лишают бессмертия вычеркиванием оттуда.
Кстати, стать бессмертным легко могут не только аристократы и чиновники – но и их слуги. Логично, в общем-то. Зачем же множество раз в жизни менять слуг, если один и тот же хороший помощник может служить веками?
Поэтому, кстати, традиционная для аниме разница возраста внешнего и настоящего в «Двенадцати Королевствах» наблюдается повсеместно. То о помощнике короля Эн – лет тридцати пяти на вид – вскользь замечают, что он при прошлом правителе шестьдесят лет отсидел. То юная Сузу госпоже целый век служит (впрочем, эмоционально как была подростком, так и осталась).
Вообще, мир «Двенадцати Королевств» отвечает на много вопросов – но при этом вызывает едва ли не столько же. Мне вот очень интересен сам механизм связи киринов и правителей и смены последних, вопрос о зверолюдях… но все же восприятию это не мешает. Правда, отмечу один прискорбный факт: увы, мир этот в очень многом застыл. Расширение королевств почти невозможно, смена форм правления – тоже. Хотя, возможно, местные боги этого и добивались?
И вот в таком мире живут и действуют множество людей и не-людей. Поговорить о всех вряд ли получится… но остановлюсь на тех, кого видим чаще всего. Причем рассматривать королей и киринов вряд ли получится отдельно (исключая Тайки).
Йоко и Кейки – вроде бы в центре сюжета. О Йоко можно по этой причине говорить долго, но я пока что ограничусь тем, что она меняется к лучшему. Учится справляться с собой, принимать решения, правильно распоряжаться королевской властью. А вот Кейки – фигура даже более интересная. Потому как всегда являет собой снежную статую в черной мантии… ну, пытается являть. То, что он и в детстве был таким, подтверждено довольно ясно, и сдается мне, что кирину Кей вообще не так просто строить отношения. Благо к своим обязанностям он относится донельзя серьезно – что полезно для Йоко, но не для ее предшественницы. Особенно учитывая, что деликатности у Кейки… не сказать чтобы много.
Тем не менее, эту его отмороженность можно растопить. И сперва это делает Тайки, который, в свою очередь привязывается к собрату по-детски крепко, а потом – зачастую и Йоко. Правда, у меня складывается впечатление, что от многих поступков и слов своей королевы Кейки зачастую откровенно фигеет, и потом пытается вдумчиво их осмыслить.
Комацу Наотака и Энки от своих соседей в Кей отличаются… гм, да разительно отличаются. Что характером, что поведением. Вообще, властные круги Эн оставляют впечатление какого-то тихого разгильдяйства – личность правителя, что ли влияет?
Энки: Король советникам дал прозвища – Безрассудный, Бездумный, Психованный…
Советник (абсолютно невозмутимо): Тайхо тоже получил прозвище от Его Величества: «Идиот».
Ну в каком еще королевстве такое услышишь, а?
И тем интереснее сознавать, что при всем развеселом внешнем поведении за каждым решением короля Эн стоит четкий расчет и обдуманная причина. В четвертой арке это особенно ясно видно – когда вроде бы брошенные из-за каприза распоряжения вдруг улучшают ситуацию. Ну да, он приказы не объясняет. А зачем? В конце концов, он же король.
Гиосо и Тайки – тоже крайне непохожая на других пара. Фактически, это тот редкий случай, когда о кирине можно говорить без связи с королем… более того, о короле сказать можно меньше. Но говорить о Тайки – значит, разбирать и пересказывать вторую арку. Что до его короля, то можно сказать следующее: это действительно человек, в котором четко ощущаются привычка и умение повелевать. Солдатами, королевством, непосредственным окружением – но руководить он умеет.
Короли и кирины других стран видны все же меньше. Пара из Сай друг с другом схожа – неспешные, рассудительные, мудрые, милосердные… А вот королева и кирин Кё – это совершенно иная песня. Юная (уже больше века юная) королева, по сути, такая же, как и король Эн. Разница в том, что четкий расчет скрыт не внешним разгильдяйством, а деспотичностью и жесткой волей… но при этом оные деспотичность и воля применяются тогда, когда надо. Хотя, конечно, ее кирину не позавидуешь… или нет?
Я понимаю, конечно, что кирин – милосерднейшее существо на свете, но головой, может, тоже начнешь думать?
Или более поздний эпизод – когда она дает советнику оплеуху, да еще жалуется, что он такой здоровенный, не дотянешься… а буквально через минуту нежно гладит по той же щеке.
Если же отвлечься от правителей – то можно узреть не менее интересные личности. И лично для меня любимый персонаж – Ракушун. Вот не испытываю симпатии к грызунам, но этот мыш ученый нравится исключительно. Честный, спокойный (причем нормально спокойный, а не подобно Кейки), сведущий во многом и главное – добрый. Потому и смог помочь и Йоко, и Шокей… и, вполне вероятно, в будущем займет достойное место при дворе Кей. В конце-то концов, трудолюбия и ума ему не занимать.
О других тоже можно сказать – например, о медвежьем генерале Кантае, мудром Энхо, потерявшем путь Асано (что занимает его место в романах, мне тоже интересно). Но обзор и так получается обширным. Так что добавлю лишь одно: сериал почти лишен романтической линии. Однако… пожалуй, это и к лучшему. В конце концов, если бы таковая была и оказалась сильной – то акцент мог бы сместиться именно в ее сторону, чего конкретно в этом сюжете не нужно. Впрочем, таких моментов хватает – и уже помянутые королева Кё с ее кирином, и Ракушун в человеческом обличье (особенно момент с «Не поворачивайся, я сейчас несколько не одет… но мышиные лапы просто не достали бы до плеч», да)… Но это лишь намеки.
Мой вывод – «Двенадцать Королевств» смотреть стоит всем, кому интересны миры на основе Китая, конфуцианская философия, и вообще эстетика Востока. Мне вот интересно.
Мне и понравилось.
Legacy of the Force - Скайу...
[Print]
Гость