"Эмоции ребенка формируют самую его суть, само его существование. Когда его чувства не имеют ценности, он сам не имеет ценности. Когда его чувства презираются, высмеиваются, резко отделываются от них, ребенок чувствует себя глубоко отвергнутым, хотя он сам и его тело могут найти косвенные пути, чтобы выразить свою эмоцию, все же в глубине у него затаится чувство, что он плохой."
⠀
"Ребенок не выбирает чувства сознательно – они просто вскипают в нем. В смятении он чувствует, не имеет право их иметь; он чувствует; что не имеет права быть, существовать, раз у него есть такие чувства. Особенно из-за того, что эти чувства и он сам вызывают у родителей так много тревоги, неодобрения и злости на него. Чтобы позаботится о себе, он начинает вести себя так, что навлекает на себя еще больший гнев. Он не может выиграть. В глубине души он знает, что с ним что-то не так.
⠀
Когда ребенок начинает усваивать эти негативные послания о себе, он начинает переживать потерю себя, своего "Я". Он начинает прерывать и зажимать свой рост, даже когда он растет. Он захлопывает свои чувства, напрягает свои мышцы, сдерживает выражения чувств, отключает ум. Его чувство Я" может стать настолько размытым, что ему приходится задействовать разные формы защитного поведения, чтобы сохранить видимость жизни. - Одни дети стремятся к слиянию: они должны слышать от других, кто они, или буквально держаться за других все время, чтобы чувствовать свое "Я".
⠀
- Другие стараются угождать как можно чаще, чтобы получить хоть немного принятия и хорошего отношения.
- Третьи становятся робкими, осторожными или навязчивыми, чтобы сохранить чувство контроля и силы в мире, где они чувствуют себя слабыми и беспомощными.
- Некоторые воруют ради вызванной мимолетным достижением нервной дрожи, ради приступа возбуждения, которое заменяет собой чувство Я".
- Некоторые избегают говорить правду о чем бы то ни было, поскольку справляться с правдой чересчур мучительно.
- Некоторые дети раздражаются бранью или впадают в ярость, не только чтобы рассеять энергию гнева или фрустрацию оттого, что их никогда не слушают, а как способ почувствовать некоторую силу и индивидуальность."
tender_beanВыдержки из книги Вайолетты Окландер "Гештальт-терапия с детьми. Работа с гневом и интроектами".
⠀
🌿
Резюмируя: дайте ребенку возможность испытывать гнев, признавайте и цените злость ребенка. Это важная жизненная энергия, которая питает чувство Я. Помогите ребенку подружиться с собственными сильными эмоциями
бесполезный псто
[Print]
Ануца