Коекомундия: пещерка летучего мыха
дневник заведен 30-10-2017
постоянные читатели [30]
Agatha_poison, Alisa-S, AntiMiau, armadillo, avirana, Crisl, Darth Juu, galynca, helena-eva, Ice noble, kittymara, Laora, Luchiana, rosstag, Royal Heart, vredniy djkxjyjr, W Rivera, yuyuyu13, Альфи, Еще одна Кошка, Иллия, Лея Фрай, Лиэс, Плюшевый Локи, Просто Рита, Сейм-4ан, Странник Джо, Сумеречный котик, Хаджит-вор, ШанКа
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
[6] 10-03-2022 19:40
***

[Print]
Санди Зырянова
[4] 25-10-2021 22:25
Привит!

[Print]
Санди Зырянова
[4] 06-07-2021 16:55
***

[Print]
Санди Зырянова
[4] 26-06-2021 17:44
Школа все

[Print]
Санди Зырянова
[3] 12-06-2021 13:33
***

[Print]
W Rivera
[4] 21-05-2021 15:25
Деньрик

[Print]
Санди Зырянова
01-12-2019 00:32 Читательский улов
И тут Мых обнаружил, что до сих пор не читал "Кортик".
Собственно, я из этой трилогии Рыбакова читал только "Бронзовую птицу", причем в украинском переводе.
Так вот-с, Кортик Анатолия Рыбакова. Место и время действия - СССР, 20-е годы, Ленин еще жив, по станицам бродят банды недобитых белых. Становление пионерской организации. По жанру это настоящий детский детектив с его классическими признаками вроде компании подростков, которые играют решающую роль в расследовании преступления (привет, серия "Черный котенок"). Думаю, сам Рыбаков об этом не знал ) в те времена многое из того, что сейчас давно мейнстрим, только разрабатывалось авторами на ходу, подхватывалось, терялось и снова разрабатывалось. Совершенно очаровательные подростки, чистые, прямодушные, горящие идеями близкого коммунизма и дружбы, любопытные и во все сующие свои детские носики - но исключительно из добрых побуждений. Много трогательных моментов вроде помощи беспризорнику Коровину, который оказывается талантливым художником. Книга немного наивная, местами даже очень много, как в плане прямолинейной соцагитации, так и в плане морализаторства, но отлично передает дух тогдашней эпохи.

Бронзовая птица - вторая часть трилогии.
БП - это тоже классика приключенческого жанра. Вообще вся трилогия построена на классических тропах беллетристики, видимо, Рыбаков ставил цель наполнить эти тропы новым, советским содержанием.
В БП ему это удалось. Это очень интересное время, описанное в книге, еще неустойчивое, время, когда страна искала, какой ей быть. Также искало себя и молодежное движение. Вроде юношество и понимало, что должно быть новым, то есть не старорежимным... а каким? Коммунистическим? А как это? Отсюда забавные традиции вроде "самохарактеристик", и отраженные во всех трех книгах нападки на "старорежимные" банты и духи и т.п. Есть тут и стремление быть полезными обществу в целом, и все простодушные идеалы, которые мы застали уже в форме демагогии - быть как все = жить интересами коллектива, и второстепенные и не особо колоритные, но тем не менее четкие персонажи - взяточник Серов, кулак Ерофеев и др.
Моральные ценности эпохи тоже еще не устоялись, и в поступках детей это проявляется особенно ярко. Они прямолинейно-классовые. Так, есть смешной эпизод, в котором дети нарочно объедают, как им показалось, буржуев - двух иностранцев, а обнаружив, что это коммунисты, оставляют им все свои продукты. Что поделать, до мысли, что порядочный человек должен быть порядочным со всеми, этим ребятам еще предстоит дорасти.
При всей заидеологизированности очень точно подмечены и особенности подросткового восприятия - дети в книге действуют именно как дети, подростки, а не маленькие взрослые, и поведение крестьян.
Сам сюжет с романтическими кладами, графьями, "графиней" - бывшей графской экономкой и последышем, вернувшимся тайком из-за границы за алмазом, который в итоге находят стараниями детей и отдают государству - с одной стороны классически ходулен, с другой неплохо раскрыт. Хотя, по-моему, слишком близок к 12-ти стульям по части финала.


"Выстрел" - третья часть - как-то не на слуху. Написана в 1975 г.
Герои предыдущих частей уже выросли. Они стали комсомольцами. ГГ Миша все такой же идейный, хотя и сильно повзрослел. Другой ГГ вынужден зарабатывать на жизнь, играя в ресторанном оркестре. Это уже нэп.
Нэпманы очерчены довольно мрачными красками, почти как "новые русские" в романах 90-х. Показное богатство и транжирство, взяточничество и казнокрадство, алчность и приспособленчество. Если в предыдущих частях носители зла были представителями старого дореволюционного мира, то в этой части зло выросло изнутри нового советского общества. Автор вроде бы намекает на его исток - собственность.
Меня не отпускала мысль, что вместо нэпманов Рыбаков все-таки изображал современных ему производственников и партаппаратчиков, очень уж яростно он их описывает.
В этой книге впервые большая роль отведена девочке. Вернее, уже юной девушке, на которой главзло даже подумывает жениться. Но об этом потом.
Для современных ему читателей Рыбаков написал все прямо, просто и доходчиво: вот есть нэпман, и он зло, потому что хочет денег. Для читателя нынешнего он написал интересную историю отказа от совести, моральной деградации. Сначала наш нэпман просто разглагольствует о том, что он и обществу пользу приносит, и себя при этом не обижает. Потом он дает взятку, чтобы его вагон отправили первым - ну так в общественных интересах же. Потом вступает в сговор, совершает подлог, должностное преступление - ну так не убивает же никого. А потом, боясь разоблачения, прибегает к помощи уголовника... В итоге убиты два человека, в том числе нормальный, честный инженер, а наш нэпман бежит из столицы.
В небольшой этой повести прослеживается эволюция и других героев. На глазах взрослеет Люда, делает нелегкий выбор Юра. ГГ получается наименее интересным в том плане, что он не получил такой заметной динамики, как в предыдущих книгах.
Выстрел - классический детектив. По-своему это более глубокая и зрелая работа, и критика современности, завуалированная критикой нэпманов, тем не менее явно просматривается.


А вот теперь что не зашло.
Девочки.
Помимо наших храбрых пионеров, есть Зина Круглова. Она тоже активистка, вроде бы играет активную роль в общественной работе, с ней, единственной из девочек, дружит один из ГГ Генка. Ее в числе первых принимают в комсомол. Она пользуется авторитетом в пионерской коммуне, ее слушаются. Но... много ли мы узнаем о ее деятельности? Да и о ней самой? Разве что несколько раз упоминается, какая она смешливая, и пару раз - что она пользуется духами. Очень информативно, очень содержательно, очень по-коммунистически. Персонаж-пустое место. Другие девчонки не получили, однако, и этого. Они только упоминаются, некоторым дают пару очень "девчачьих" стереотипных реплик.
Есть Люда Подволоцкая, симпатизирующая вредному Юре. Она встает на его сторону, когда Юру порицают за то, что он нахамил уборщице. Уже, кстати, плюс то, что Люду за это порицают, потому что раньше женщине вменялось в священный долг быть на стороне любимого, даже если он жарил младенцев и ел котят. Больше мы о Люде ничего не узнаем.
В Выстреле есть Люда Кузьмина. Вероятно, автор забыл, что она была Подволоцкая, потому что по описанию похоже, что это один и тот же персонаж. Люда получает развитие, ее изображают как умную и тонкую девушку. Но как изображают? - через отношения с юношами. В то время как ГГ рвет задницу, чтобы спасти невиновного от тюрьмы, Люда встречается то с Юрой, то, разочаровавшись в нем, с главзлом, но вовремя разочаровывается и в нем...
Когда пионеры идут в поход, кто хлопочет у костра? - девочки. Кто купается и играет? - мальчики.
Это очень распространенная проблема писателей именно ХХ века. До ХХ века все было ясно: кавалеры с пистолетами и шпагами приключаются и сражаются, дамы в длинных платьях падают в обморок, влюбляются и перевязывают раны кавалерам. В ХХ веке традиционные гендерные роли потеряли смысл, но женщина все еще была для писателей и даже для писательниц (неудивительно, они действовали в общей парадигме) Другим. Неполноценным, непонятным, более узко направленным, загнанным в лабиринт любовных отношений так, что не выйдешь, заточенным на быт и моральную поддержку вместо собственных целей, кроме любовных.
До появления Корделии Нейсмит с момента написания Выстрела оставалось еще 20 лет, до появления Лотары Саррин - 35. К слову: Корделия на Барраяре выглядит очень необычно - как так, Другой с людьми (мужчинами) на равных; Лотара уже вообще не Другой. Даже для отбитых ПМ она "наша убийца".
Очень трудно постоянно держать в голове, что это отношение к женщине как к Другому не тупость и не недостаток писательского мастерства, а всего лишь неумение выйти за рамки общественного духовного бытия. БЕСИТ. Все равно бесит.
Комментарии:
Боевой хомячок
Очень давно читала... Подволоцкая в памяти, вообще, отложилась Лёлей. Была еще одна девушка-гимнастка, они с братом выступали по дворам. И кажется оба дружили с Мишой и Генкой... А больше девчачих персонажей не помню...
Камрад
Просто Рита, в финале Миша влюбляется в эту девушку из цирка, а она выходит за другого (( такая печальная лав-стори.
Факт тот, что девушки какие-то фоновые, хотя их можно было классно раскрыть как образы новых советских девушек, пионерок и комсомолок. Не умели писатели годов этак до... писать хорошие женские персонажи в отрыве от любовных переживаний. Даже героини ВОВ у некоторых получаются фоновыми. Да что там, даже у Стругацких женщины почти не представлены - не умели, в чем сами и признавались.
Боевой хомячок
Санди Зырянова а я вот и не помню этой любовной линии, видимо совсем фоново, ага.
В детстве, из девчачих героинь нравилась Гуля(Четвертая высота), и Женька(Тимур и его команда), те самые комсомолки-пионерки-активистки)
Судя по бедности воспоминаний, а читала я много, с девочками, действительно, все было грустно. Та же Катя из Двух капитанов сплошная лав из...

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть