Коекомундия: пещерка летучего мыха
дневник заведен 30-10-2017
постоянные читатели [30]
Agatha_poison, Alisa-S, AntiMiau, armadillo, avirana, Crisl, Darth Juu, galynca, helena-eva, Ice noble, kittymara, Laora, Luchiana, rosstag, Royal Heart, vredniy djkxjyjr, W Rivera, yuyuyu13, Альфи, Еще одна Кошка, Иллия, Лея Фрай, Лиэс, Плюшевый Локи, Просто Рита, Сейм-4ан, Странник Джо, Сумеречный котик, Хаджит-вор, ШанКа
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
[6] 10-03-2022 19:40
***

[Print]
Санди Зырянова
[4] 25-10-2021 22:25
Привит!

[Print]
Санди Зырянова
[4] 06-07-2021 16:55
***

[Print]
Санди Зырянова
[4] 26-06-2021 17:44
Школа все

[Print]
Санди Зырянова
[3] 12-06-2021 13:33
***

[Print]
W Rivera
[4] 21-05-2021 15:25
Деньрик

[Print]
Санди Зырянова
06-04-2021 16:33 Читдыбр. Забег по совфантастике
1. "Не прибегая к помощи телескопа, можно было видеть все двенадцать спутников Юпитера."
Георгий Мартынов, "Звездоплаватели"
1959 год, что ни говори.
Я таки прочитала эту трилогию, в свое время пользовавшуюся бешеной популярностью. То есть в СССР именно с нее начался фанфикшен - люди массово сочиняли продолжения историй о приключениях товарища Мельникова и его друзей.
Сюжет довольно простой: научно-исследовательский корабль (тогда еще не было слова "планетолет") отправляется изучать сначала Марс, попутно осмотрев Венеру, затем, в следующей части трилогии "Сестра Земли", - на Венеру, и, наконец, изучает то, что осталось от погибшей планеты Фаэтон. Когда-то теория, согласно которой Фаэтон существовал и был разорван гравитацией, считалась верной.
Как и всякий приличный фантаст в те годы, Мартынов щедро делится новейшими научными сведениями. См. пассаж про 12 спутников )) И очень старательно обоснованы все описания конструкций и технических приемов. Срисовывать пилотируемый планетолет ему было особо не с чего: до полета Гагарина оставалось еще несколько лет (первая часть была написана в 1955 г.). В первой части звучит тема научного соперничества с явными отголосками реального соперничества между СССР и США: так, помимо команды Камова (первого капитана), стартует еще и американский ученый Хепгуд, и его переживаниям по поводу того, что русские будут первыми, уделено известное время. В финале уже звучит тема единства человечества - наших спасает английский корабль, и дальше идет сотрудничество.
Интересно, как писатели были уверены в том, что и на Венере, и на Марсе обязательно будет жизнь.
С одной стороны, это все было довольно интересно и с читательской т.з., и с т.з. памяти о бытовавших тогда научных представлениях. Видно было, какую роль играли полеты в Космос в общественном сознании и каково оно было, это сознание. Так, на кораблях были журналисты. Мельников - журналист. Хепгуд также взял с собой журналиста. Мартынов всячески подчеркивает разницу между нашими и американцами. Мельников - человек образованный, сведущий в астрономии, понимающий ценность научной работы, американский журналист существо довольно примитивное, ревнивое к чужим успехам и бессовестное, даже покушается на убийство, думая присвоить себе чужую славу. В то же время Хепгуд, хоть и честолюбив, в остальном нормальный человек, погибает из-за своей же ошибки, но трагические ошибки допускают и советские космонавты. По правде, эти двое американцев - единственные персонажи, у которых есть выраженные характеры. Остальные почти не отличаются друг от друга: этакие усредненные хорошие советские товарищи.
Забавное описание работы на астероиде (правда, закончившееся весьма печально).
Венера с океаном, с приливами и отливами (Мартынов объясняет их наличие близостью Солнца) и гигантскими актиниями. Только Ктулху не хватает. Ниндзя-черепашки, они же Глубоководные, там, кстати, были. И разумные существа, которые ими управляли, тоже были.
Эпизод с линейкой, по которой люди догадались, что на Венере живут разумные существа, показателен. Хотя семигранная гайка у АБС выглядела более эффектно.
Самая реалистичная смерть профессора - от гангрены.
Мартынов, видимо, верит, что разумные существа найдут общий язык, в отличие от современных ему западных писателей. Венерианцы у него не агрессивны.
Интересное описание корабля "фаэтонцев".
В общем, для своего времени книга стоила внимания, хотя сейчас она уже довольно-таки устарела. И дело не в научных данных, не только в них. Правдоподобности им не хватает, вот что. Те же АБС как-то сумели написать так, что "Страна Багровых туч" не выносит дисбиливом, а Мартынова так и хочется поправить на каждом шагу. Какое море на Венере, это тебе что, Итака или Посул? Как Фаэтон могло разорвать практически мгновенно, но о том, что это случится, догадались за много лет и всех эвакуировали? Эх. "12 спутников Юпитера", одним словом.
Если честно, у меня вообще есть большие вопросы к литературному мастерству автора. Повествование с разных точек зрения у него только в первой части выглядит действительно контрастно и выразительно. Характеры очень непрописанные. Видно, что автор старался, наделял героев какими-то качествами, вот в фаэтонском корабле сцена должна была быть построена на контрасте, но он очень блеклый. Ну, хороших героев писать явно сложнее, чем отрицательных ) Они похожи на положительных героев Жюля Верна: суповой набор положительности без особой индивидуальности. Драматургия повествования совершенно линейная, это просто череда событий, и событий необязательных. И мне не понравился стиль. Он не плотный, не сочный, не индивидуальный. Язык выглядит бедным из-за того, что ненасыщенный, много ненужных слов, сами формулировки казенные и жидкие. Прямая речь тоже казенная, формализованная, неживая.
Словом, книга - важная веха в развитии советской фантастики. Но сказать, что она выдержала испытание временем, я не могу.


2. Ольга Ларионова, "Лабиринт для троглодитов"
Ларионова - ныне здравствующий автор, книга написана в 1991 г., хотя это вполне себе классическая сай-фай в духе середины ХХ века. Точно так же видно, что человек копал матчасть, хотя больше в биологическом плане. К этому времени писатели оценили скорость получения и обработки научных данных, поэтому делать из художественной книги средство пропаганды знаний по естественным наукам перестали: все равно мгновенно устаревают. Да и ценятся сай-фай-книги не за сведения из области астрономии, а за то, что раскрывают человека лучше, чем реалистическая литература.
И все же это старая добрая совфантастика. Идеология в лоб ушла, но дыхание коммунизма и красный подмалевок, как на картине, хорошо чувствуется ) в какой-то мере верно: ни в каком другом обществе не появились бы такие характеры и такие явления.
Сюжет простой: организована спасательная операция на чужой очень малоизученной обитаемой планете, где экспедицию землян похитили... капибары. Летит молодая женщина, одна из профессий которой - таксидермист ) и еще семеро мужчин. И роботы со смешными погонялами Фофель, Туфель, Трюфель и т.д. Животный и растительный мир планеты оказывается похожим на наш, хотя и не во всем. Однако ее обитатели представляют чрезвычайный интерес.
Вот тут я оцениваю литмастерство автора положительно. Хороший, живой, индивидуальный язык, плотный и насыщенный, любопытная драматургия, узнаваемый синтаксис. Персонажи - не все, некоторые даны пунктирно - но главные показаны достаточно выразительно. Своеобразие авторского стиля: в некоторых местах трудно было уловить, не флэшбек ли нам представлен.
Основной конфликт вовсе не вокруг спасения экспедиции, а вокруг коренных обитателей планеты и других - мы их не увидим, но увидим следы их деятельности. Это чужаки-Прогрессоры. И земляне встанут прямо перед серьезной этической дилеммой. Первостепенно ли знание землянина? Можно ли ради него пожертвовать чужими усилиями? Чужим планом? Особенно если это план по развитию третьей цивилизации - аборигенов?
Есть любовная линия, но она в целом не мешает, только добавляет граней в и без того перегруженную внутреннюю жизнь ГГ.

Забавный момент. Все-таки как много изменилось за последнее время в гендерном вопросе. Вы можете представить себе, как АДБ показывает нетривиальность характера Лотары Саррин через ее нежелание и неумение готовить, якобы свойственное любой женщине? А как главный остряк всея Вахи Севатар подкалывает Альтани, что она не совсем беззащитная, и это уменьшает ее прелесть, - можете? В 1991 г. женщина и готовка были чем-то нераздельным ))) при том, что готовили-то в книге роботы. То есть общественные реалии изменились, а установки общества - точнее, в голове автора (или читателей, на которых автор рассчитывал) - нет. Хм, как-то они задержались. Но стереотипы насчет беззащитности понравились мне еще меньше. ГГ - космолетчик на чужой планете, она смело предпринимает меры по спасению коллег, действует грамотно, условия изрядно опасные. Да, кто ожидал милоты: "капибары" - это ошибка. На самом деле в сообщении было совсем другое слово, догадайтесь сами, какое. Где же тут прелесть в беззащитности? Беззащитность - это —100500 к выживанию и выполнению своих задач. Ладно, это шутка-хуютка, но уж ГГ могла бы дать достойную отповедь.

В целом рек.


3. "Башня", Север Гансовский.
Небольшая повесть. Сам Север был героем ВОВ, и это, кажется, сыграло ключевую роль. Сам сюжет - чистейшая сайенс-фикшн: ученый создает нечто, вроде пятна, что кардинальным образом изменяет свойства света и материи. Он занят исследованиями, живет чуть ли не впроголодь, бывшие однокашники считают его неудачником, так как без грантов и господдержки исследования продвигаются медленно и трудно. Но на все это накладываются воспоминания самого ученого - а он тоже ветеран 2-й мировой, только вермахта. Гансовский показывает его с большим сочувствием. Это правда трагедия, когда умный, тонко чувствующий человек оказывается на войне, перед лицом жестокости и насилия, а главное - понимая, что воюет на неправой стороне. И эти флешбеки ГГ - в них много общего, того же, что и в других книгах о войне, но чувствуется, что это собственные переживания автора выплескиваются и погребают под собой не только основную сюжетку, но и самого автора в момент написания. Тяжелое чтиво. Подводится к тому, что все это поколение изуродовано и сломлено войной, с пустотой в душе и бессмысленной суетой в жизни. Вокруг - косные мещане вроде квартирной хозяйки, приспособленцы, кто угодно, только не нормальные люди. ГГ симпатичен только один человек - скромный батрак, который боится войны.
А в итоге ГГ принимает очень тяжелое решение, если подумать, сколько сил и времени он вложил в свои работы, потому что обнаруживает, что их можно использовать в военных целях.
Вещь очень грустная, но какая-то обнадеживающая. Однозначный рек.
Комментарии:
ISD commander
В любом случае, надо бы всё перечитать. Вопрос - когда?
Камрад
W Rivera , вот как бы так сделать, чтобы в сутках оказалось побольше часов...
Я-то читаю, когда болею (то есть почти постоянно ).
ISD commander
Санди Зырянова, а у меня просто ну очень длинный список книг для чтения. Во-первых, вся Ересь, то что осталось, это около сорока книг, по военному делу, просто накиданный список хотелок, и в библиотеку хожу и хватаю там, что под руку попадет. Так что мне очень нужны ещё дополнительные часов тридцать в сутки, чтобы не только читать всё, что хочется, но и фильмы посмотреть, и в игры поиграться.
Камрад
W Rivera \зовидует\ сколько ж открытий впереди... Я Ересь уже дочитал (((
ISD commander
Санди Зырянова, ну я уже понял, что мой мир никогда не станет прежним. Вот действительно трагедия вселенского масштаба. Все, каждый, правы по-своему, и все, совершенно все, просто мудаки.
Камрад
W Rivera , как в жизни, только по колено в мясе и кишках
Я начала банально, с Эйзенхорна, но потом со мной случились Призраки Гаунта, а потом упала в Ересь и так и не вылезла из Вахи. Что характерно, и желания нет вылезать. Просто там все правильно, а как только открываешь другую книгу, тебе обязательно рано или поздно сообщат, что кухня ждет, а ты чего-то должна мужчинам )))

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть