Толчком к созданию огромного подземного комплекса, способного в случае опасности поддерживать автономное существование трех тысяч человек и 7 средних (или 9 малых) дизель-электрических подводных лодки стала атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки - бессмысленный акт устрашения и уничтожения.
Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
Строительство длилось с 1954 по 1961 год, в сооружении объекта принимали участие военные и гражданские (только на ограниченных территориях и объектах) специалисты, в том числе и метростроевцы. Завод строился поэтапно. По окончании строительства вся документация была изъята органами госбезопасности.
С 1957 года Балаклава потеряла статус города и стала районом г. Севастополя и не просто районом, а закрытым для свободного въезда, который осуществлялся по специальному разрешению.
Для маскировки входа в сооружение с воздуха был построен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Кстати, лично я хорошо помню эту "скалу" на выходе из завода - она так мило тихонечко колыхалась под дуновением ветра.
То, что мы сейчас называем "заводом", на самом деле комплекс автономных объектов:
- объект 825-ГТС «гидротехническое сооружение» - укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
- объект 825-Т - минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
- топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн;
- объект 820 - ядерный арсенал.
В маршрут экскурсии входят объект 825-ГТС, объект 820, связующие транспортные патерны и защитные сооружения. А также несколько самостоятельных экспозиций на различные близкие тематики.
Исчерпывающую информацию по всем объектам и экспозициям музея можно получить на сайте
музея
Поехали...
1. Неожиданное начало или Музейная Маха
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3986.jpg)
2. Музей изобилует архивными фото лодок (не удивительно, учитывая, что во времена СССР насчитывалось до 68 вымпелов лодок на Черноморском Флоте)
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3988.jpg)
3. Патерна и ударопрочные ворота
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3991.jpg)
4. План-схема подземных сооружений в Севастополе. Указаны подземные комплексы, подземные сооружения и естественные пещеры.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3993.jpg)
5. Экспозиция, посвященная созданию комплекса
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3998.jpg)
6. Экспозиция, посвященная созданию крепости Севастополь. В процессе подготовки.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4002.jpg)
7.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4003.jpg)
8. Патерна и плакатная выставка о дизель-электрических подводных лодках. Указаны все типы и проекты, включая опытовые
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4006.jpg)
9. Внутренность мины
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4010.jpg)
10. Еще одна патерна и плакатная выставка на сей раз посвященная ядерным подводным лодкам.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4012.jpg)
11. Материалы, использованные при строительстве. Для справки - средняя толщина стен около 80см, наибольшая - 110см, а толщина скального грунта над комплексом достигает 300м.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4016.jpg)
12. Закругления патерны предназначены для гашения ударной взрывной волны.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4017.jpg)
13. Придоковая площадка, сухой док и канал.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4019.jpg)
14. Канал
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4023.jpg)
15. Подводник и подводная лодка. Настоящая, кстати, "Тритон 1М" - двухместная, правда, мокрая - экипаж предполагается в водолазном снаряжении с ИДА.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4025.jpg)
16. Канал
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4030.jpg)
17. Погрузочная площадка - здесь в случае нахождения лодки в убежище, на нее грузили торпеды. В обычной жизни это происходило на поверхности у причальной стенки
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4036.jpg)
18. Макеты нескольких кораблей и судов расположены в расширении патерны вместе с экспозицией, посвященной КБ "Черноморец". ТАКР "Киев"
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4039.jpg)
19.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4046.jpg)
20. Сторожевик "Пытливый"
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4049.jpg)
21. Не могу не отметить виртуозное владение светом и цветом на экспозициях музея. Создает замечательную атмосферу.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4053.jpg)
22. Фото-экспозиция "Преступление против человечества" - ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4054.jpg)
23.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4057.jpg)
24.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4062.jpg)
25.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4063.jpg)
26. Крылатая ракета Х-22. На плакате ее носитель ТУ-22М
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4077.jpg)
27. Кому позарядиться? ![](https://journals.ru/smile/smile.gif)
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4080.jpg)
28. Доходчиво и ясно - что и откуда может прилететь
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4081.jpg)
29. Экспозиция о послевоенном периоде в истории Подводных Сил ЧФ.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3965.jpg)
30.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3966.jpg)
31.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3967.jpg)
32. Макет лодки в разрезе
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3968.jpg)
33.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3972.jpg)
34.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3973.jpg)
35.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3975.jpg)
36.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC3981.jpg)
37. Ходок. Просто ходок чтобы 10тонные ворота каждый раз не открывать
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4086.jpg)
38. Вентиляционная система комплекса. Работает.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4088.jpg)
39. Тайны они такие...
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4089.jpg)
40. Экскурсия на шлюзовой площадке. Шлюзовая потому что между двумя воротами.
![](http://i208.photobucket.com/albums/bb189/swDrago/2016/Balaklava/_DSC4092.jpg)
41. Макет "Киева" был чуть раньше, на нем были макетики палубных самолетов - так вот это такой же, только настоящий. Як-38, вертикального взлета и посадки.
Ой, эта площадка еще жива :...
[Print]
Вишневая