Это школа Соломона Шкляра
Нет, пожалуй, человека среднего возраста, который бы не слышал веселый шансон про школу бальных танцев Соломона Шкляра. Вы помните эти строчки из песенки?
«Тетя Сарра, не крутите задом,
Это ж не пропеллер, а вы не самолет.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод…»
Я долгое время пребывала в уверенности, что, во-первых, Соломон Шкляр - это выдуманный персонаж, а во-вторых, что школа, о которой поётся в песне, находится в Одессе. Как же жестоко я ошибалось! Оказалось, что «балетмейстер» Соломон – реальный персонаж, а школа его находилась не в Одессе, а в Киеве.
Обо всем этом я узнала из статьи Георгия Кузьмина про легендарного Соломона Шкляра. Дабы не пересказывать смысл забавных исторических фактов, я решила перепостить фрагменты этой статьи на своем блоге.
Тоня Мышкина.
Главное правило Соломона Шкляра: «…там, где брошка, там пирод!»
Речь пойдёт не о пышных балах в залах Киевского Купеческого Собрания или в Институте благородных девиц, а о более прозаическом, но в то же время уникальном заведении города – школе бальных танцев Соломона Шкляра.
Эта школа танцев, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, оказалась единственной в своем роде. Одесситы даже тщились доказать, что эта школа существовала не в Киеве, а в их городе. Но архивы опровергали эти попытки приписать сугубо киевскому явлению одесский адрес.
Герой с ножницами
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а цирюльничал на Бибиковском бульваре, 5.
Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона ( который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле), зоркий Соломон внимательно изучал мир вокруг себя. И обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту не мог слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде было познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф. Гросслер — на Нестеровской, 38, Я. Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4.
Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками. Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким.
Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям бабушки моего приятеля Шусика Бондарева — Софьи, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы (сами понимаете, шабат прим. Т.М.)
Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло…
О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы», Мендель Канторович … выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди.
Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (шадхена), конечно и с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала.
Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.
Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает.
Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, Вам говорят.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.
Кавалеры Приглашают дамов,
Там, где брошка —Там пирод.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад, Наоборот.
Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук,Там пирод.
Две шаги направо, Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.
Тетя Сарра, Не крутите задом,
Это ж не пропеллер, А вы не самолет.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.
Дамы, не шморкайтесь в занавески!
Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.
Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.
Адик Рабинович! Я имею выйти.
Я имею выйти, вам говорят.
Вы мене тут замените…
Шаг впирод и две назад.
Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона ( который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле), зоркий Соломон внимательно изучал мир вокруг себя. И обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту не мог слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде было познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф. Гросслер — на Нестеровской, 38, Я. Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4.
Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками. Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким.
Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям бабушки моего приятеля Шусика Бондарева — Софьи, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы (сами понимаете, шабат прим. Т.М.)
Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло…
О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы», Мендель Канторович … выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди.
Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (шадхена), конечно и с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала.
Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.
Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает.
По материалам ресурса Киевские Ведомости.
ШКОЛА БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, Вам говорят.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.
Кавалеры Приглашают дамов,
Там, где брошка —Там пирод.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад, Наоборот.
Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук,Там пирод.
Две шаги направо, Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.
Тетя Сарра, Не крутите задом,
Это ж не пропеллер, А вы не самолет.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.
Дамы, не шморкайтесь в занавески!
Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.
Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.
Адик Рабинович! Я имею выйти.
Я имею выйти, вам говорят.
Вы мене тут замените…
Шаг впирод и две назад.
Это блок управления, хранен...
[Print]
Дядя Федор