Фильм «Омен», что новый, что старый — это плохой фильм. И сама история плоха. Не потому что она аморальна, неинтересна или что-то еще, она просто плохо составлена.
Начинается она тревожно, как и положено истории про дьявола.
Некий священник бежит докладывать папе Римскому о том, что грядет Конец Света. Он показывает ему разные ролики с бедствиями, которые по Библии являются знаками, и все в ужасе. Но это крайне нелогично, ведь все эти святые отцы должны быть рады, что то, ради чего они служат всю свою жизнь, наконец свершится. Ведь они праведны и попадут в рай к Господу. Это как если бы пришел какой-то сотрудник и сказал: "Я узнал, что у нас теперь будет оплачиваемый отпуск до конца времен, причем с оплаченной же поездкой на самые крутые острова с полным пансионом в качестве премии". Но нет, священники отчего-то в панике. Им, видите ли, не нравится, что не все население планеты поедет на эти острова, и этому надо помешать. Даже несмотря на то, что это план их прямого начальства.
Богу должно быть обидно иметь таких непоследовательных адептов. Но и Сатане нечем особо хвастаться.
Потому что вот у некоей дамы из высшего общества рождается ребенок. И сатанисты ребенка уволакивают и убивают, а отцу говорят, что его сын мертв, и убеждают взять другого ребенка. (По прибытию в больницу отец почему-то разговаривает со священником, а не с врачом). Интересно, зачем же им понадобилось сообщать отцу о смерти родного сына? Какой в этом смысл? Дать ему выбор? Позволить решить, кому он служит, хоть и не вполне осознанно? Да совершенно неосознанно, ведь не будем же мы предъявлять претензии в сатанизме всем, кто усыновил ребенка.
Или сатанисты это сделали для того, чтобы в будущем Торн смог быть вовлечен в борьбу с собой, решая, убить ли Дэмьена, и это каким-то образом важно для Сатаны, как было бы важно для Бога, что верующий в него выбирает в его пользу, жертвуя родными и собой.
Зачем нужно было убивать несчастного сына Торнов? Видимо, просто во славу Сатане, чтобы было. Зачем Сатане понадобилось производить своего сына посредством шакалихи? Ну, или чтобы как можно больше унизить Господа (мол, ты создал женщину для продолжения рода, а я пренебрегу и размножусь через шакала, посрамлю тебя таким образом). Или ему хотелось, чтобы его сына не просто так называли Зверем.
И всем верующим известно, что Бог своей силой воли может менять материальные законы. Там воду в вино превращать, вино в кровь, а зачатого в результате партеногенеза ребенка делать мальчиком. Ну, и Дьявол тоже так может, своей силой воли он изменил гены шакалихи так, что у нее с ним появился человеческий потомок. Сатана же почти бог.
И вот дитя растет в семье Торнов, и все прекрасно до одного странного случая. Странного в плохом смысле. В плохом смысле плохого смысла, потому что смысла как раз и нет. Это же просто чушь. Катается Дэмьен на качелях, у матери звонит телефон, она берет трубку, но ей никто не отвечает. За время, пока она отворачивается, чтобы поговорить, ребенок исчезает. Потом оказывается, что он спрятался за деревом. Что должен показать этот эпизод? Что мать волнуется за сына? Нагнетание саспенса, якобы ему что-то грозит? Но разве мы не знаем, что он сын Сатаны, что ему может грозить? Это он грозит. А что до любви матери, то в ходе дальнейших событий это даже как-то опровергается.
Стоп, а кто позвонил-то? У Дэмьена силы таковы, что, возжелав разыграть мать, он силой воли позвонил, чтобы она отвлеклась и дала ему приколоться? И силой же воли заставил ее отвернуться? Или телепатически связался со своими адептами и попросил их отвлечь мать? Какой смысл у эпизода?
Потом погибает няня. Сатане очень хотелось, чтобы няней-охранницей была своя, избранная мадам. Кстати, в книге момент рождения Антихриста сопровождается воплями акушерок по всему миру. Это странно, зачем их так много? Никто точно не знал, какую шакалицу обрюхатил Сатана, и по всему миру адепты отслеживали всех беременных шакалих? А вопили почему, с досады, что не ими отслеживаемая зверушка родила наследника Сатаны?
В фильме мадам еще ничего так, но в книге это какая-то грудастая фурия, странно, что ее вообще согласились оставить. Ведет она себя дерзко и нагло, но никто ее не увольняет, ведь тогда придется искать другую, а никто в семье посла не может заниматься этим, а его самого сражает безволие. Наверное.
А в последнем фильме есть очаровательная деталь – рисунок нашего шакаленыша, где изображено повешенье няни, и ее туфелька летит отдельно от нее. Ну не душки ли его родители, что повесили такой рисунок на стену? Там, кстати, есть и рожица черта.
Дэмьена везут в церковь, и он люто бушует. В книге как-то там объясняется, почему до пяти лет ребенка ни разу не отводили в церковь, в фильме же об этом - ни слова.
Дэмьен посещает зоопарк, и животные в ужасе от его дьявольской сущности. Почему же? У них есть душа, они рискуют попасть в ад? Или антихрист олицетворяет для них смерть? Безусловно, это логично, что они пытались покончить с собой, лишь бы не быть поблизости от... олицетворения смерти. Может, Дэмьен сам заставил их так себя вести, чтобы поглазеть на их мучения? Но почему он ждал для этого поход в зоопарк, почему не творил такое с животными повсеместно?
Но еще интереснее и загадочнее, чем животные, ведет себя сам Сатана. Он зачем-то дает подсказки о том, что хочет сделать. Так, на снимке первой няни до ее самоубийства видно нечто, похожее на петлю. На снимке со священником — копье. Видимо, Сатана, наблюдая за этими не угодившими ему персонажами, злобно планировал их смерть, и его мысли отобразились на пленке фотографии. Когда священник бежит к дому, чтобы скрыться от ливня, и до того, как его пронзает штырем, вокруг него в землю вонзаются молнии. Почему Сатана не захотел убить его молнией? Или это бог стремился покарать этого священника-перебежчика? И мазал, наверное, от эмоций.
Зачем Сатана явился много веков назад к провидцу и явил ему свой лик, чтобы тот запечатлел его на стене? Чтобы его врагам было легче опознать его сына и убить его? Это он сам себе квест устраивал, чтобы поинтереснее было?
Кстати, на той фреске изображен некто с ликом Дэмьена, но кто это? Вот он в детском виде. Вот он подросток. А затем он в виде падшего ангела со злобным ликом. Но Антихрист никуда не падал, а Сатана не был ребенком и подростком, он же был ангелом.
Почему Сатана решил убить священника только после того, как тот накрутил Джереми Торна (приемного отца Дэмьена, который в фильме и во второй книге уже имеет другое имя)? И так же поступил с фотографом Дженнингсом. Именно тогда, когда Торн решает отказаться от затеи, Сатана наносит удар и заставляет Торна снова возжелать убить его сына. Зачем Сатана наслал бесполезных собак на Торна и фотографа, когда они были на кладбище? Ради антуража? Собаки не помешали найти скелет ребенка, не нанесли урона врагам. Так и представляю, как Дьявол бьет себя копытом в лоб и такой «ну блиииин, зачем я вообще это делаю, я же не защищаю Дэмьена!» Ну ничего, во второй части он исправится и пошлет мега-эффективного ворона и вообще будет крошить врагов за малейшую мысль в сторону сынишки.
Мать внезапно начинает тяготиться ребенком после того, как он поцарапал ее при подъезде к церкви, видимо, она подсознательно ощущает, что он ей не родной, или чует его зловещую природу. Раньше не чуяла, а как поцарапал его - сразу учуяла. Все правильно, капризного дерущегося ребенка нужно отвергать.
Он спихивает ее своим велосипедом, она теряет ребенка, и нянька доубивает ее в больнице. Интересно, почему сила Дэмьена позволила ему убедить прежнюю няньку покончить с собой, а с матерью пришлось так возиться?
Итак, выживший Антик попадает в семью Роберта Торна и живет там припеваючи. По замыслу Зельцера это должна была быть семья президента, но во второй части ставки несколько снизили, а то неинтересно.
Давайте посмотрим, что творится во второй книге.
У Дэмьена есть братишка Марк, чтобы... ну, была небольшая гомоэротика? Потому что тогда на гнилом западе это люто осуждалось, и таким образом Дэмьен становился еще хуже в глазах читателей. Видимо.
Школьникам устраивают экскурсию на завод пестицидов, и некие силы делают там аварию, чтобы Дэмьен блеснул своими суперспособностями и всех спас, а заодно чтобы убить неугодных. Дэмьен, конечно, не отравлен. У него же гены шакала, а на заводе производили пестициды. Вот если бы это были шакалтициды, то тогда ладно, отравился бы.
Доктор Кейн, взявший анализы у школьников после инцидента, обнаруживает на глаз, что в крови Дэмьена хромосомы шакала. Это очень смешно, потому что у шакала их 78, я не знаю, как там у докторов, но на глаз, по картинке определить, что перед тобой хромосомы шакала ну очень затруднительно. Ладно бы он их посчитал.
И зачем он вообще рассматривал кровь под микроскопом? Как отравление могло отразиться на хромосомах? Кейн все же успевает сообщить Торнам, что у Дэмьена что-то там с хромосомами. Реакция Ричарда (да, это уже не Роберт, а Ричард) обескураживает: «С Дэмьеном все в порядке, я не покупаюсь на эти генетические штучки». Видимо, он считает, что гены это вроде знаков зодиака.
Мистер Торн, у вашего сына аномальное повторение гена CАG, у него Хорея Гентингтона.
Я не покупаюсь на эти генетические штучки, мой сын здоров!
Каким-то образом юный Антик узнает, что делает доктор Кейн, и телекинезом разрубает его тросом лифта напополам. Зачем он это делает после того, как Кейн рассказал про его гены Ричарду? Видимо, это у него от отца - манера убивать свидетелей после того, как они все разболтали.
Некая журналистка возжелала взглянуть на Зверя лично, и нашла его на катке во время игры в хоккей. Она взглянула на него, он - на нее, и между ними пролетел ворон. Ну ладно Кейна убили за то, что он узрел в капле крови хромосомы шакала. Несчастную журналистку убили за то, что она пришла посмотреть на Дэмьена в командной игре. Какой стеснительный. Может, наученный горьким опытом, он решил убивать на опережение, до того, как ему навредят? Только тетка не обладала ничем, что могло бы скомпрометировать его.
Ворон выклевывает женщине глаза, она слышит шум машины и лезет на дорогу, чтобы... наверное, чтобы машина подобрала ее. Но вот ужас, машина-то неслась на нее со спины. Водитель не видел, что женщина слепа, поэтому с легким сердцем сбил ее, а чего это она на дорогу вылезла, сама виновата! Вот если бы он видел, что у нее нет глаз, тогда бы он притормозил. Не могу по-другому объяснить этот фрагмент.
Марк обожает Дэмьена, потому что... ну, ему нужен лидер, вожак. Такой у него характер. А еще Марк очень верующий. Наверное, это постарались родители. Они и с Дэмьеном постарались, это видно из следующего отрывка. Один из сатанистов открывает мальчику правду о его природе, и Дэмьен в ужасе и панике. Он не хочет быть антихристом. Когда адепт разговаривает с ним, их подслушивает Марк. И Марк моментально проникается верой в то, что сказано, и за долю секунды отрекается от обожаемого братца. Ведь сказано же, что Дэмьен - Антихрист, не может же это быть неправдой!
Вообще большинство смертей обоснованы тем, что надо дать Дэмьену как можно больше богатства, убрав прочих претендентов на наследство Торна. А то вдруг бедному Антихристу самому зарабатывать придется.
Ворон разбирается и с Марком, переходя в какую-то метафорическую плоскость. Он разбивает мальчику голову, но тот умирает от разрыва сосуда. Видимо, чтобы на Дэмьена не пало подозрение, что это он долбал череп брата своим клювом.
Кстати, события перед смертью Марка довольно странны. Он убежал из дома ранним утром, но ни отец, ни мать не хватились его за несколько часов. Что-то там с одеждой, ее нет на вешалке, когда исчезла, а хрен ее знает. Мальчику 13 лет, зачем за ним следить?
Короче, убив всех, Дэмьен решает убить и родителей. Ведь он никоим образом не попадет в пеницитарную систему, он же совершеннолетний, нет, у него есть опекун, нет, он просто богат, никто же не засунет богатого сироту в детский дом. Поэтому он руками приемной матери убивает Ричарда, а затем и ее убивает взрывом. Чтобы показать, какой он злой. Обожаю этого гаденыша!
К сожалению, он не оправдает возложенных на него надежд. Не будет злобного переходного возраста, ехидного высокомерия ко взрослым, вытирания ног об верных фанатов с толканием их на преступления. Не будет первого садистского сексуального опыта, череды выпотрошенных возлюбленных. Какое поле для деятельности авторов, а они все профукали.
Самый роковой мальчик в истории станет унылым трусливым взрослым дельцом без фантазии, харизмы и настоящего маньячества. Он будет бояться младенца и убивать младенцев, а это низко даже для Антихриса. Поэтому третью часть я не перечитываю и уже забыла, что там. А потом у него родится дочь. Худшее, что можно сделать с франшизой - заменить главного героя женщиной. Но это, конечно, имхо.
вообще нигде о себе не пишу...
[Print]
luna-ta