Жизнь небольшого человечка
Svetlanchik
дневник заведен 08-11-2008
3 CaHuTaPa, Amaeth, amapola, Amaranth, Aquarius Moon, Basilicum, Catherine, chaykayf, Darth Schturmer, Endless, ESPOIRA, Fiera, gLomaf, heavenly girl, Hot Hot Heart, Ierou, Incignificant, Integra Hellsing, IRINA Z, Kamina, Kosares, Lana Del Ray, Lauder, LEGA, Lover of Buratino, Marta, Milady V, Moonage Daydream, mopushville, Mystery V, Nastile, nette Nixe, offko, piemonte, pinky rabbit, poncha, Poxyam, Premudraya_Lisa, robin puck, Russa_mirs, Samum, Semper_fi, serebro, sky_unltd, some_voice, Soroka, Stinson, Supermen, S_I_R_I, Tina-Ri, Verklig, Viktorium, Wasteland_Banshee, yuyuyu13, Zadira, Zanozka, zubchik, Абелла, Альфи, Апре1ь, Ведьма с Портобелло, Веселый Джокер, Волшебная сова, Воришка, Герр Зайчег, Душа Радужная, Жужа, Жужанна, Инквизитор, ирра, Каштанка, Кьянти, Ланочка ПМ, Леа Танака, лол, Люциферчик, Мару, Патриция, Призрак джедая, Птиц, РыжаяТигра, Рыся, Рэй, Странная женщина, Тейя, удалилась, Украдка, Хамелеон, Хару, Холька, чижик, Штучка, Эгоистка__
Волоколамск, Россия
23-02-2024 13:27 Итоговое. Иран. Города.
Моя поездка была 2 недели в декабре.
Этого времени было многовато для моей программы, но я специально оставила несколько дней для разных форс-мажоров. Они пригодились, когда я не могла купить билет на нужный транспорт.
Маршрут круговой, стандартный для первой поездки: Тегеран - Кашан - Исфахан - Йезд (Язд) - Шираз - Тегеран (вылет).
Это очень хороший вариант, чтобы немного понять страну, потому что все, абсолютно все города разные, в этом и прелесть.

Тегеран оказался самым непривлекательным городом. Хотя казалось бы, столица.
Пробки, жуткий траффик, мопеды пролезают в том числе по тротуарам (ограждения даже стоят для этого, но скорее мешают пешеходам, чем кардинально решают вопрос с мопедами), переход улицы - с молитвой, чтобы не сбили, полно людей, темный город вечером, загазованность.
Север города считается более престижным, т.к. там горы, более чистый воздух.
Я очень мало посетила, потому что достопримечательности работают (как и почти везде в Иране) до 16-16:30. Это безумно неудобно с точки зрения туриста.
Топовое место Тегерана - дворец Голестан, он в списке ЮНЕСКО. Большая красивая территория, можно увидеть полет фантазии шахов и первые заркальные комнаты в поездке (дальше их будет еще много). Удобно, что есть русский аудиогид на изи.тревел, не знаю, кто и почему решил его сделать, но довольно неплохо было.
Также я была в национальном музее, он состоит из двух частей: древние раскопки и исламское искусство. Кажется, я впервые прочувствовала все эти вазы, раскопки, узоры и прочее.
С одной стороны я немного пожалела, что не выбралась в горы погулять, не успела в два дворцовых ансамбля на севере города, а с другой - Тегеран как-то вымотал, что хотелось уехать побыстрее, а не гулять по нему (тем более это практически нереально).

Здесь же я столкнула первый раз с нарушением маршрута: хотела из Тегерана поехать в Кум, чтобы посмотреть мечеть Фатимы (священнейшее место), а оттуда в Кашан, но до Кума все билеты были проданы, а ехать на такси ради одной мечети не хотелось. Так что поехала на автобусе напрямую в Кашан. Да, можно было выбраться на трассе, на повороте на Кум, но решила так не делать.
Попросила в хостеле в Тегеране купить мне билет на автобус + позвонить в выбранный традиционный дом.
В автобусе на меня периодически поглядывали с любопытством, а потом помогли договориться с таксистом, чтобы довез до хостела - автобус почему-то остановился не на автовокзале, а не каком-то круговом движении в городе. Как я поняла, все были удивлены этому, кроме пары таксистов, которые поджидали там уже автобус.

В Кашане сохранились старые дома зажиточных персов. Как это красиво! на столько всё продумано, технологично! Продуманы были канализация, вентиляция, охлаждение, красота двора и помещений. Я получила невероятное удовольствие! А еще меня пустили на крышу бани шахской, и это было так круто! Можно было увидеть не только изнутри строение, но и то, как все эти переходы и помещения выглядят сверху.
Также в Кашане есть древние раскопки (холмы) и сад Фин, который в составе персидских садов включен в ЮНЕСКО. Для нас это сад и сад, ну миленько, но если задуматься о том, что фактически город находится в пустыне, то начинаешь иначе оценивать инженерную мысль древних персов. Если был не изобретение канатов (системы подвода воды в город), то части городов в Иране просто не было бы, Кашана в том числе.
Минус Кашана для меня - темнота. Очень неприятно возвращаться по темным узким улочкам старого города в одиночестве. Да и в принципе в Иране темные города. Интересная подсветка была только однажды.

Дальше из Кашана была идея поехать в подземный город, а после в горную деревеньку Абьяни и Исфахан.
Договорилась в гостинице о водителе. К сожалению, подземный город оказался закрыт, о чем написано было на персидской версии сайта. Мы приехали и поцеловали дверь, увы. Так что будет повод вернуться и не надеяться на английскую версию сайта никогда. Заезжали также в пустыню, мне хотелось посмотреть. Посмотрела, потоптала песок, поставила галочку. Думаю, меня еще и привезли в такое место, а-ля Сочи в плане джиппинга, верблюдов и т.п. Иранцы визжали и кайфовали от скорости на барханах, а мне хотелось тишины пустыни.
Абьяни - это горная деревушка, которую распиарили в последнее время как чудом сохранившееся без изменений место. Даже язык там чуть другой якобы, плюс жители ходят в более национальной одежде (я бы сказала, что это ряженые уже сейчас, которые просекли фишку).
Место милое, но не более того. Я не пожалела, что поехала, потому что люблю горы, а вся дорога была как разв горах и по серпантину. Да, фото выходят неплохие, дома ярусами практически друг над другом. Но не скажу, что я впечатлилась.
Зато у дедули купила пастилу листовую домашнюю) Вкусно, хоть и кисловато. Первый раз видела, как продают метровые (или больше) листы пастилы, выглядит эффектно!

До Исфахана со всеми заездами добралась около 16 часов. Заселилась в очень классный хостел, пожалуй, лучший из тех, где я была. Такое приятное место! И по атмосфере, и по помощи туристу, и по качеству жилья, и по чистоте был лучшим. А еще в несезон жили вдвоем в комнате с девушкой. Я была очень рада!
Сам город - некогда столица, сейчас считается культурной столицей. Мне трудно сказать, так ли это, по каким параметрам культура замеряется в Иране, но то, что столичный размах у Исфахана - однозначно. Он такой атмосферный, ну или я была в таком настроении классном)
Была в армянском квартале с одной из самых необычных церквей. Плюс только там празднуют Рождество, так что почувствовала немного атмосферу) Дальше шла по большой парковой зоне, посетила несколько дворцов и, конечно, и днем, и вечером была на самой большой площади, зашла в ее мечети. Это был очень красивый и приятный день!
К сожалению, мне не удалось купить билет на ночной автобус в Йезд, поэтому пришлось снова скорректировать планы, остаться еще не полный день в Исфахане, а потом уже ехать на утреннем автобусе. Второй день был слегка разочаровывающим, когда сворачиваешь с основных туристических мест. Но тем не менее и такой опыт тоже интересен. Плюс купила себе на рынке кофточку с рукавом 3/4, чтобы ходить дальше - в Йезде и Ширазе обещали около +20 каждый день.

В Йезд я ехала на дневном автобусе, не без приключений нашла забронированное место, привет, неверной точке на карте. Но в Иране без помощи ты не останешься, пусть жестами, но тебе помогут. Особенность Йезда - вечерний город, множество башен-багдиров (древних кондиционеров), в том числе самый высокий. Неожиданно получилось так, что я почти всё посмотрела в вечер приезда)) И надо было на следующий день выезжать, но билет был на послезавтра. Так что пошаталась я немного по городу бесцельно в день выезда.
Из Йезда была дневная поездка в 3 места (с водителем) - развалины покинутого города, храм зораастрийцев и крепость и развалинами.
Было очень классно (и вот как раз после этого надо было в ночь уезжать). Три абсолютно разных места, со своей атмосферой и настроением.
В покинутом городе не было страшно, но немного жутко понимать, что рано или поздно этот покинутый город полностью обвалится от времени.
В храме зороастрийцев я поразилась тем, в каком красивом и пустынном месте он стоит!
Ну а в крепости, конечно, понимаешь немного мощь Персии, как одной из продвинутых стран своего времени.

Из Йезда в Шираз я ехала на ночном автобусе. Очень милые хозяева хостела выделили мне отдельную комнату по цене общей, пустили с автобуса отдыхать, накормили завтраком. Многие едут сразу же после автобуса в Персеполис, но я к таким подвигам не готова была. Так что в первый день гуляла по достопримечательностям недалеко от жилья. Посетила старые каджарские дома (ага, это моя любовь), нашла улицу с граффити современного художника, неожиданно пообщалась и с самим художником, который вышел ко мне и любезно показал мастерскую. Это мой первый такой опыт был. Общались с ним на ломаном английском, но были жуть как довольный друг другом))

На следующий день поехала с водителем в Персеполис. Первый раз мне безумно не хватало гида! Да, я читала на ходу Википедию, переводила таблички, но это не то, что грамотный рассказ знающего человека. Плюс это было единственное место, где реально было много туристов! Да, не Римский форум, но прям непривычно на фоне всей остальной поездки. Гуляла около 2-2,5 часов по развалинам. Потом поехали в два местечка рядом: одно - скала с высеченными рельефами, второе - древние захоронения в скале. Я ходила просто в шоке: ну как можно было это всё сделать больше 2000 лет назад!! Ну как? Это даже сейчас кажется невероятным, а тогда! Невероятные места, только ради этого однозначно стоило ехать в Иран. А еще после национального музея, в котором в видела часть раскопок из Персеолиса, было более насыщенное впечатление.

Второй день в Ширазе - прогулка по городу. Дошла до знаменитой Розовой мечети. Безумно красивое место! Витражи, которые отбрасывают цветные отражения на ковер зала - это надо видеть. Да, у меня нет ни одно нормальной фотографии, да, я хотела периодически, чтобы все замолчали и ушли, но все равно атмосферу места я почувствовала хоть немного. Было очень приятно и как-то светло.
Дальше пошла в святое место - большой комплекс мечети. Меня впервые завернули по полной. Красивое место, очень намоленное, что чувствовалось. Посетителей много, но т.к. территория огромная, было норм. И да, всё в зеркалах. Это невероятно выглядит. Не знаю, откуда такая любовь к зеркалам у правителей (надо погуглить), но выглядит невероятно эффектно.
Добралась до крепости, которую восстанавливают, до ботанического сада (ооочень милый!).

В последний день решила быть в Ширазе, а вечером вылететь в Тегеран. Не хотелось снова искать жилье, снова погружаться в Тегеран. Хотелось спокойствия. Снова дошла до Розовой мечети. Думала там договориться с фотографом, но его не было. Плюс я думала, что там будет меньше людей в будний, но не тут-то было: приехала группа японцев, которая около часа фотографировалась))
Дальше на метро доехала до торгового центра, пошарилась там, была на базаре, докупила немного вкусняшек и поехала в аэропорт, куда меня провожал 5 минут дождик))

Аэропорт оказался совсем небольшой, я приехала, как оказалось, очень заранее, потому что регистрация открылась за час до вылета, все дружно с нее пошли в самолет фактически.

Поездка была классной! Да, это был в прямом смысле выход их зоны комфорта) Отчасти я была в напряжении некоторое время, а потом как-то привыкла, или просто поняла, что по маршруту всё продумала, дальше уже по ситуации буду ориентироваться. Возможно, если бы я заранее озаботилась бы билетами, можно было бы еще какой-то город или пригород захватить, посмотреть места, куда не удалось попасть, но я не жалею все равно. У меня получилось очень размеренно всё, без гонки. Да и, как я всегда говорю, будет повод вернуться! Страна большая (я вообще не ожидала, что в Иране такие расстояния, хотя, конечно, по карте было всё видно), очень разнообразная. Еще есть острова, например, и зародыш пляжного отдыха. Есть разные города в других частях страны.
Иран - это совсем другой мир, другая культура, обычаи, природа, люди. Думаю, если хотя бы чуть-чуть власти было бы интересно развивать туризм (и свою страну), многие бы поехали. Люди стараются на своем уровне, но поддержка этого должна быть на государственном уровне.
С другой стороны, тогда цены для туристов поднимут))
Было классно! Я ни разу не пожалела, что поехала, разрушила стереотипы у себя в голове, посмотрела много красивых мест.
В какой-то степени я тешу своего внутреннего маленького путешественника разными необычными местами, куда далеко не все могут добраться или не думают даже в эту сторону.
Поехала ли бы я еще? Да! Но точно не в ближайшее время) Нужен небольшой перерыв на что-то чуть более привычное. Плюс в Иране свои прикольчики с ценой визы, если ты хочешь несколько раз за год посетить. Ее дадут, просто раза в 2 дороже, т.к. дадут не туристическую, а въездную. По факту они просто кассу себе делают. Отчасти я б повторила маршрут, в Шираз бы точно вернулась! некоторые сразу после прилета в Тегеран летят в Шираз, а оттуда в обратную сторону едут в Тегеран. Ну как вариант)

В общем, Иран прекрасен, сложен, необычен, и однозначно стоит посещения!
Я рада, что поборола стереотипы в голове и поехала!