От _издецкого информбюро...
Almirante Zaarin
дневник заведен 16-07-2003
постоянные читатели [59]
Amalgama, Andrew Russ, Anung_Un_Rama, Ard Royber, Argon_Bastion, Bladewalker, Darth Kenoby, Edwin Hall, Foks, Georgius, Gilad, gLomaf, Hedge, House MD, Hydralisk, isk, Lady Xerra, LanaAkaRowan, LightSmoke, Margiat, Mari-May, meteora, MISTIK, owk, pakt, Porco Rosso, Rand, Raymond Saint, RedLine Graphics, Riskoff, Samum, SharoWar, sickness, Snow, SOLO, Sonat, Sorrow, Stamina, TimeLine Flash, Valentina, Vit Skystranger, ZEAl, Ард Ройбер, Букля_, Ква-кВася, крохх, Маклауд, Милослава, Морбид, Осень, Призрак джедая, Рика, Рэй, Рэймонд, Скромняга-2, Счастье есть, Тарантул, Чушь, _Небо_
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [21]
антиресы [8]
[1] 08-04-2024 13:21
Про эволюцию кораблей

[Print]
голоса в моей голове
Пятница, 31 Марта 2023 г.
00:51
Про воздушный мост в Сталинград.

https://www.youtube.com/watch?v=Urk-VqXxI1c

Скоро должна выйти лекция о пленных в Сталинграде, одно неотделимо от другого.
Вторник, 14 Марта 2023 г.
18:37 Про арту, танки и тягачи
У любителей посчитать танчики и доказать, что СССР в 41 году должен был дойти до Берлина (а дальше следует поиск виноватых в том, что не дошли - народ за коммуняк воевать не хотел, генералы предали, и так далее) есть острая аллергия на быстроходные тягачи артиллерии. Потому что у немцев они были, а у СССР нет. И чем тягать арту в быстрые прорывы, совершенно непонятно, только сельхозтракторами со скоростью пехотинца. Поэтому, когда в ответ на свои подсчёты тотального превосходства СССР в танках они слышат контраргумент "а вот у немцев тягачи" (и много другой техники, которой не было в СССР), то мгновенно находится выход: подцепить пушки к танкам, и вперёд, на Берлин!

Правда, как у любого подобного гениального решения, всегда забывают про овраги. Допустим, решили мы действительно вместо этих ваших тягачей использовать танки.

Проблема номер раз: ни БТ, ни Т-26 не могли тягать 76-мм пушки, не говоря уже о дивизионных 122-мм или 152-мм гаубицах, только сорокопятки и полковые "бобики". А с "бобиками" много не навоюешь. Ну ладно, допустим, есть ещё Т-34 и КВ, хоть и мало. Цепляем к ним - и на Берлин!

Тут возникает проблема номер два: ну окей, пушку прицепили, а куда расчёт девать? У МЛ-20 он, например, аж 9 человек, в танк не влезет. И на броне до Берлина тоже не доедет. Расчёт сажать в грузовик, который будет ехать за танком? А если он застрянет? Проходимость грузовиков у нас была та ещё, пока по Ленд-лизу "Студебеккеров" не подогнали. А боеприпасы на чём тащить? Для огневой поддержки наступления требуется хотя бы 3 боекомплекта, а он у МЛ-20 60 снарядов по 43,5кг каждый, итого 2,6 тонны на орудие! Но ладно, допустим, как-то уместили, и поехали на Берлин.

Проблема номер три: вот приехала запряжённая танками арта, развернулась на позиции - а танку что собственно дальше делать? Остаться при арте, чтобы потом ещё подцепить и поехать дальше, либо сменить позицию? Тогда общий ударный кулак резко ослабнет. По предвоенному штату в мехкорпусе было по 40 122-мм, 36 152-мм и 24 76-мм орудий, не считая сорокопяток и зениток. То есть, таскать их должна была бы ни много ни мало, а целая танковая бригада! Или наоборот, сгрузить пушки и поехать в бой? Но танки, такое дело, ломаются, и иногда подбиваются. И что тогда, останутся орудия стоять в гордом одиночестве, пока "их" танк не починят? А если он ушёл в безвозврат? И так после каждого боя, которых на пути к Берлину будут отнюдь не один и не два.

И тут возникает простой как апельсин вопрос: так может быть, не стоило производить 25 тысяч танков, а если вы всё равно так хотите тягать арту танками, то взять, например, БТ-7М, снять с него башню, броню заменить на противопульную, экипаж сократить до 2 человек, и превратить его в тягач?
Суббота, 4 Марта 2023 г.
22:58
Побывал на оффлайн-форуме "Архивной революции".
Дико жду запись лекции Пернавского о пленных в Сталинграде. Настоящий апокалипсис.
Четверг, 2 Марта 2023 г.
19:13 Про блокаду
Иногда встречаешься с настоящей дикостью, когда люди на полном серьёзе заявляют, что город можно было спокойно снабжать по Ладоге, а голод это следствие неумелых действий властей. Или про набившие оскомину Бадаевские склады. На самом же деле, проблема блокады очень сложна и многогранна, а драма голода развивалась в несколько этапов, на каждый из которых практически невозжно было повлиять.

Про склады. На Бадаевских складах находилось продовольствия в самом оптимистичном случае на неделю максимум. Ни один крупный город невозможно кормить со складов, их функция - дать запас прочности системе на случай эксцессов при доставке продовольствия. Полуторамиллионный Ленинград, расположенный в малопригодной для сельского хозяйства местности, питался буквально "с колёс", поэтому обрыв снабжения моментально привёл к кризису.

Почему власти не подготовили дополнительнве склады, хранилища, не запасли продовольствия перед блокадой? Потому что в этом не было необходимости. Немцев остановили на Лужском рубеже, где и держали их больше месяца. В немецком генштабе не было Штирлица, который бы сообщил советскому командованию, что немцы отступят от плана "Барбаросса" и развернут свои силы на флангах. На юге это обернулось киевским котлом, потерей Донбасса, и даже на короткое время Ростова. На севере же приехавшая с московского направления танковая группа позволила взломать Лужский рубеж, и в кратчайшее время выйти к станции Мга, отрезав Ленинград от снабжения ао железной дороге.

Почему не наладили снабжение по Ладоге?
Наладили. Первым же делом начали перебрасывать грузы водным путём. Но вот беда: южная Ладога практически несудоходна. Внезапные сильные шторма ломали корабли в щепки. Именно поэтому вдоль южного берега озера был прорыт канал, входивший в Волго-Балтийскую систему. Но тут случилась новая беда: от Мги немцы продвинулись дальше, и захватили Шлиссельбург, тем самым перекрыв возможность доставки грузов через канал. Что хуже того, большое количество барж и буксиров успело пройти в Ленинград и застряло там до снятия блокады. Таким образом, количество плавсредств для снабжения города резко уменьшилось.

Оставалась одна заброшенная пристань с заиленным рейдом. Пришлось в срочном порядке приводить её в порядок, углублять дно, поскольку гружёные баржи не могли подойти к пристани. Грузы приходилось перегружать на лодки, и уже с лодок вывозить на берег. С подъездными путями и оборудованием, само собой, была беда. Своё слово сказала и Ладога: вынужденные следовать по бушующему озеру несли большие потери. В том числе и баржи, вывозившие из Ленинграда мирное население. По итогу, за сентябрь-октябрь водный путь позволил доставить продовольствия всего на 9 дней.

Далее началась операция "Тайфун", в ходе которой с захватом Твери было прервано прямое ж/д сообщение с центром страны, и грузы к Ладоге пришлось везти окольными путями. Дальше - хуже - немцы захватывают подмосковные месторождения бурого угля. Правительству не остаётся ничего иного, кроме как перевести паровозы на дровяное отопление, что сразу понизило эффективность работы ж/д транспорта на 30%. И это не считая того, что дивизии, которые должны были прорвать блокаду уже осенью 1941, вынуждены были поехать спасать Москву.

В ноябре водный путь естественным образом прекратил работу ввиду того, что замёрз сначала Волхов, а потом и Ладога. Из-за ледостава пришлось отказаться от использования барж, а затем город просто перестал получать какие-либо грузы. Очень повезло, что зима 1941-42 годов была одной из самых холодных за столетие, и озеро быстро и надёжно замёрзло, так что удалось пустить автомобильную "дорогу жизни", но почти весь ноябрь город жил исключительно на запасах.

Но здесь опять свой ход сделали немцы. В ходе нового наступления они продвигаются далеко за Волхов, и 10 ноября берут Тихвин, прервав железнодорожное сообщение с Ладогой. Теперь, чтобы доставить грузы к "дороге жизни", грузовикам приходилось делать крюк около 300 километров по бездорожью. Помимо того, что это значительно увеличивало пути подвоза, значительную часть груза составляло топливо для самих грузовиков, чтобы иметь возможность вернуться обратно. 200 автомашин просто пропали без вести. Тихвин удалось освободить лишь 10 декабря, а вся ветка Тихвин-Волхов была освобождена лишь 24 декабря, к тому же, часть мостов на ней была разрушена. Поэтому только в январе стало возможным наладить регулярное снабжение по ледовой трассе, перебросив туда освободившиеся после восстановления железной дороги автомашины.

Но и здесь была огромная проблема: автотранспорт неспособен заместить объёмы, перевозимые по железной дороге либо водным транспортом. Особенно когда основной грузовик это "полуторка". Опять же, с собой в Ленинград надо было брать топливо на обратный путь, и топливо для самого города. Поэтому железнодорожные пути максимально приближались к ледовой трассе, а в 42 году по дну Ладоги был проложен топливопровод.

Как-то так.
Закрыть