Замок доброго ситха. Заметки на полях.
Darth Kenoby
дневник заведен 29-06-2008
постоянные читатели [90]
Alexandria_, Amaeth, AndrewN, Anvielle, apple strudel, BlackDrago, blackpuma_lara, Busi, Charly, chaykayf, Darth Juu, Darth Kenoby, Darth Schturmer, Darth Whillmar, Dashing, dyn_dyn, Emilia, Farrant1, Hard Angel, i-lightning, Immagine, IRINA Z, Just A Kid, Kretik, Lady Xerra, Lady_Cherry, Lheire, Magnifique, Manechka, MeW, miss_Q, mydog, mysoli, Njra, No-Spa, Paz, Phenix, Q-River, RYZHAYA, SIRI, Snip-Snap, Snow, Stamina, Starhunter, Svetkin, Svetlanchik, tagetes, the_Dark_One, Undina, vacuum, veranka, vetochka, Victory, Volkodav, Wasteland_Banshee, Wolfram, ysnyvshaya, Агни, Алькор, бабайка, Ведьма с Портобелло, Веселый Джокер, Герр Зайчег, голоса в моей голове, Гравитация, Душа Радужная, Ёженька, злая птичка, Илорна, Канцлер Ли, Канцлер_Ли, Кирара, Консуэльйо, Ланочка ПМ, Ленчка, МаУ, Молитва, некто Пат, О-20, Осчастье, Разбитое сердце, РыжаяТигра, Сайоко, Сири, Солнце за мной, стикер, Стюша, Тарантул, Тихий океан, ТотКтоЯеСтЬ
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Воронеж, Москва, Россия
интересы [23]
звездные войны, Юриспруденция, оружие, Fallout, Холодное оружие, макроэкономика, экономика, экология, Энергетика, Военное дело, стрелковое оружие, логистика, Климатология, Правоохранительная деятельность, Инженерная деятельность, Природоохрана, Инженерная экология
Понедельник, 15 Октября 2018 г.
18:17
Очередной "плач Ярославны" (кто не любит такое - может сразу проматывать) по поводу "хорошо там, где нас (вас) нет" и "понаехали". На этот раз по профессиональной сфере. Я о своей профессии - инженера-сметчика. В последнее время наблюдаю определенную заинтересованность в массах к этой профессии. Что не может не радовать напрягать. Напрягает это потому, что рынок в строительной отрасли (и, соответственно, по этой профессии) - отнюдь не растет. То есть, если емкость рынка та же, а вот в предложении наметился рост - то это неизбежно ведет к увеличению конкуренции. Как минимум "конкуренции первого взгляда" - понятно, что реально стоящих специалистов примерно сколько было, столько и осталось, а жертвы курсов "взлет-посадка" "научим сметному делу за пять минут бесплатно без регистрации и СМС путем задрачивания последовательности нажатия на кнопки в смете.ру" специалистами могут зваться с очень большой натяжкой, но на первый-то взгляд - все одинаковые! В этом и проблема. В результате это ведет к двум последствиям: 1) это тупо просаживает средний ценник по профессии (неважно, что, как я и сказал, стоящих осталось столько же, сколько было, формально-то - увеличилось); 2) это увеличивает не только качественную но и количественную конкуренцию: то есть, конкурировать придется теперь не только в профессиональном уровне, но и просто на скорость - место могут отдать не тебе такому замечательному и опытному, а вон тому чуваку с двумя классами образования экспресс-курсами и нулем опыта, просто потому что он дошел до работодателя раньше тебя. Ну, или, его анкета лежала первее в толстенной стопке, которую кадровик уже на половине зае...лся просматривать и до твоей анкеты просто не дошел, что, в общем, примерно одно и то же.
Почему так происходит? Потому что народ прослышал, что профессия - престижная и денежная, не разбираясь рванул туда толпой и обрушил рынок, превратив профессию в тыкву. Как раньше превратили в полное говно профессию айтишника. Я это помню - как раз когда мне пришла пора выбирать профессиональный путь после школы, пошел этот долбаный айти-бум: конкурс на "компьютерные" специальности подскочил чуть ли не до 50-100 чел. на место, как в МГИМО в советское время, блт. Даже на коммерческое отделение, где конкурса вообще никогда по жизни не было. В результате мне, несмотря на хотелки, пришлось остановиться на чем-то другом, так как от одной мысли, что потом всю жизнь на рынке труда придется толкаться в такой вот толпе становилось дурно. Ну что, толпа меня догнала, да ... А еще раньше в такое же говно превратили профессию юриста, что на юриста перестало вообще иметь какой-то смысл учиться, разве что для себя, как я в итоге и сделал. А потом имея на руках дипломы юриста и инженера пошел-таки в инженеры, потому что инженеру предлагали в два раза больше сходу - переизбыток кадров в юридической отрасли, угу. Таким образом, этот сраный стадный инстинкт под названием "мода на профессию" обломал мне две детские мечты, связанные с профессиональным выбором.
И вот тут мы возвращаемся к моему любимому "хорошо там, где нас нет". Дело в том, что любой сектор нашей жизни (будь то отрасль, или экономика в целом, или, скажем территория проживания), имеет предельную емкость, или, точнее предел насыщения. Если данное предельное значение не превышено - то все нормально, в этом месте действительно хорошо, всем комфортно и вольготно. Если оно превышено, но чуть-чуть, то появляется уже небольшая конкуренция, степень "хорошести" для каждого отдельно взятого персонажа, пребывающего в данном месте, становится несколько поменьше, приходится уже крутиться, но в целом - терпимо. А вот если емкость превышена в два и более раза - то это жопа. Выражаемая в профессиональном отношении в падении зарплат и наплевательстве на права работников ("что-то не нравится? - свободен, на твое место очередь на улице стоит", кто из нас такого не слышал?), а в ситуации в перенаселенных городах и районах - в дорожных пробках. Общее тут то, что превышение предельно допустимого значения "поселенцев" ведет к неизбежному падению уровня привлекательности нахождения в данном секторе для каждого из них, в среднем. Самым наглядным примером могу представить заполняемость автобуса вот есть автобус, в нем свободна половина сидячих мест. Всем хорошо и комфортно, все сидят по одному. Но по мере заполнения автобуса, сидячие места начинают заниматься, пока свободных не останется совсем. Теперь уже все сидят по двое. Уровень комфорта каждого немного понизился, но пока еще - норм, все сидят. Пусть без возможности выбора у окна или в проход, пусть без выбора Одному или с кем-то, пусть без выбора "на колесе", или в середине салона, но сидят пока еще все. Но автобус идет дальше, народ продолжает заходить и начинает занимать стоячие места. Вот в этот момент мы проходим первый предел насыщения. У нас уже не все пассажиры могут пристроить свою филейную часть. То есть средний уровень комфорта каждого стал ниже состояния "сидячее место". И теперь, чтобы занять сидячее место надо суетиться, если кто-то таковое освободит, чтобы занять его раньше вон того парня (и опять же - без выбора, тут уж какое освободят). Но пока еще, всем, в целом хватает места, ехать можно. Но маршрут длинный, и люди продолжают заходить набиваться. И вот уже мы перешли порог нормы стоячих мест (2 человекорыла на квадратный метр пола). И в этот момент езда в относительно комфортных человеческих условиях заканчивается и начинается пресловутая "сельдь в бочке". Плохо и неудобно всем, даже тем, кто сидит - на них наваливаются, всем нечем дышать. То есть средний уровень комфорта стал вообще никаким. Хотя, казалось бы, чего стоило подождать другой автобус. Замените автобус на отраслевой рынок труда, сидячие места на места работы с хорошими условиями, нормальной зарплатой и относительно "белыми" контрактами, стоячие - на место работы "где придется" и от "зарплаты до зарплаты", либо голый фриланс (читай - случайный заработок), которого, тем не менее, при непревышении нормы вполне хватает на скромную жизнь, а возможность выбора места в салоне на возможность выбора оптимальных условий контракта и близости к дому - и вам все сразу станет ясно.
Причем самое паскудное, что граждане, которые едут в атобусе от начала - никак не могут повлиять на ситуацию, в отличие от тех, кто на остановке - у тех хотя бы есть выбор - ехать сейчас в давке или подождать следующего. У более "старых" пассажиров выбора нет - ну разве что пересесть в другой автобус, в котором не факт, что удастся занять хотя бы самое захудалое сидячее место. Время поездки в автобусе тут - аналогия профессионального опыта в данной конкретной профессии - понятно, что в новой профессии никто тебе не поспешит предложить сразу прекрасные условия, весь путь придется пройти от начала и тут одна надежда на то, что этот автобус будет все же посвободнее. И вот в этих условиях особо люто-бешено доводят граждане непритязательные, готовые ехать хоть в какой давке, лишь бы ехать именно на этом автобусе. Это я про говнюков, которые занимаются откровенным демпингом, предоставляя услуги качеством сильно ниже среднего плинтуса, живущие по принципу "день прошел - и ладно" да и вообще, зачастую являющиеся гастарбайтерами (да в "интеллигентных" профессиях началось то же самое говно, что раньше было в рабочих, причем тут еще хуже - эти перцы могут работать удаленно, то есть необходимость жить и жрать по местным ценам их не касается), которые готовы довольствоваться деньгами, которых человеку "отсюда" не хватит даже на коммуналку - а им в их Урюпинске / Бабруйске (да, попадаются и оттуда) - более чем достаточно. Из-за таких вот типов, у которых мало того, что совершенно другое ценообразование (читай - другая цена жизни), так они еще зачастую не платят ни\ налогов, ни за средства производства, не дают никаких гарантий, да и вообще, частенько, не имеют права заниматься данной деятельностью, люди, которые вошли на рынок честно, за все по-человечески заплатив, вынуждены работать порою в минус, чтобы этот самый минус был хотя бы не совсем глобальным. Нормальным ценообразованием фрилансера, например, всегда была формула "цена рабочего времени в среднем по профессии X 1,5" (надо понимать, что это минималка) - меньше - не имеет смысла, проще пойти в штат (это опять же не для всех профессий справедливо, где-то множитель может достигать и трех). Так вот, впервые в течение многих лет из-за демпинга "непритязательных", эта формула перестала работать. Не говоря уже о проблемах в сфере поиска работы в штате. И это очень сильно злит ...
Закрыть