Это, наверное, самый пронзительный фильм из всех, снятых Такеши Китано, и одна из самых мною любимых картин…Что такое «Хана-би»? Японское слово hanabi означает «фейерверк», но написанное через дефис оно делится на составные части. Hana — «цветы», символ жизни и любви, и bi — «огонь», символ жестокости и насильственной смерти.
Фейерверк. Огонь, расцветающий в небе, и дождём искр осыпающийся на землю. Что-то общее есть у фейерверка и…человеческой жизни. Пусть кратка и мимолётна вспышка пламени в тёмном, ночном небе, но, перед тем, как угаснуть, она согревает сердца.
"Фейерверк", 1997 год, режиссёр - Такеши Китано. Люди разошлись.
После фейерверка
Стало так темно! Масаока Сики.
Япония, конец 20 века. Полицейский участок. Тесная, дружная компания давно знающих друг друга офицеров.
Обычный день, обычное задание – слежка за опасным преступником. К посту наблюдения спешит полицейская машина. Рутина службы – сменить наблюдателей и продолжить слежку. Два друга, Ёситака Ниси и Хорибе, делятся новостями. Хорибе довольно улыбается. Ещё бы! Он такой везучий человек! У него есть любящая жена и маленькая дочка, которая души не чает в отце, и тайком прячет в его записной книжке свои рисунки. Жизнь светла и радостна, впереди – поход в Луна-Парк с семьёй. О чём ещё можно мечтать?
Жаль, что его близкому другу, Ниси, так не повезло. Он тоже женат, но уже успел пережить первую потерю – пятилетняя дочка умерла. Смерть дочери подкосила жену, Миюки, - вот уже больше года она не может никому сказать ни слова. А тут новое несчастье: после обследования у неё обнаружили смертельно опасное заболевание – лейкемию. Врач не стал скрывать от Ниси горькую правду: его жене осталось совсем недолго…А он настолько занят службой, что даже не может навестить любимого человека…
И тут Хорибе предлагает: пускай Ниси идёт к жене! Это дежурство он сможет провести и сам! Подумаешь, поездка в Луна-Парк…Сходят туда на следующих выходных! После краткого колебания Ниси соглашается. В больнице его поджидает горестная весть – врач просит забрать жену домой, ведь негоже человеку умирать на больничной койке…
«Вы можете поехать вместе в какую-нибудь поездку. Разговаривайте с ней побольше. Увы, мы больше ничего не сможем для неё сделать». Окаменев лицом, Ниси слушает приговор врача. И тут – телефонный звонок, и новый удар: несчастье случилось на дежурстве. Преступник внезапно заметил слежку, и расстрелял полицейскую машину. Его друг, Хорибе, увезён в больницу с огнестрельным ранением в живот, а самого Ниси срочно вызывают, чтобы задержать вооружённого пистолетом бандита.
Задержание не проходит гладко – ещё два полицейских попадают под пули. Одному удаётся выжить, второй умирает на месте. Ниси убивает бандита, выпустив в него всю обойму, и уходит из полиции.
Сцены насилия в фильме сняты без звука. Мир теряет звучание, и его облекает неразрывное, глушащее всё вокруг молчание Смерти…Очень сильный и символический ход.
Это злосчастное дежурство изменило судьбы многих людей. У погибшего полицейского остались жена и сын. Чтобы как-то продержаться на плаву, она пошла работать в закусочную. Второму полицейскому повезло – пока он лежал в больнице, любимая девушка, к которой он тогда так торопился на свидание, приходила к нему каждый день, и, если поначалу он не считал их отношения чем-то серьёзным, то теперь понял, что именно она и есть самый важный и дорогой человек в его жизни. А вот жизнь Хорибе, заменившего Ниси, в буквальном смысле слова рухнула под откос. Врачи сумели вытащить его практически с того света, вот только последствия ранения навек приковали его к инвалидному креслу. Жена и дочь бросили его, ведь жизнь с инвалидом – это же такая тягость!
«Это не твоя вина! – улыбается Хорибе Ниси при встрече. – Так уж повернулась жизнь…» А Ниси молчит, не зная, чем можно утешить потерявшего всё друга.
Нет ни работы, ни семьи. Раньше, в полиции, у него совсем не было времени, он крутился, как белка в колесе. Зато сейчас его, этого времени, так невыносимо много, и его совсем нечем заполнить… «Мама говорит, займись каким-нибудь хобби. Я живу у моря, может, попробовать себя в живописи? Буду носить бархатный берет и рисовать картины, как настоящий художник. Вот только краски очень дороги…» Ниси кивает. Конечно, инвалид не может себе этого позволить…
Он сам залез в долги, чтобы оплатить лечение жены, и за ним ходят якудза, напоминая, сколько он им должен. Впрочем, Ниси – человек жёсткий, его не возьмёшь на испуг и не запугаешь. На любое оскорбление он отвечает силой, заставляя кровавую мафиозную братию отступить. Одним взглядом он останавливает киллера! Однако даже разбирательства с якудзой не решает его денежные проблемы…
Да, надо быть совсем сумасшедшим, чтобы придумать фантастический план ограбления банка и провести его в жизнь, расплатиться по старым долгам, выслать друзьям деньги, и отправиться с умирающей женой в последнее путешествие.
Хорибе, уже пытавшемуся покончить с собой, неожиданно приходит посылка. Отправитель – Ниси. Он вскрывает вместительную коробку. В ней бережно сложены маркеры, краски, кисти, карандаши, листы бумаги и…бархатный берет художника.
Оживают цветные листы бумаги, заселённые странным симбиозом цветов и животных. Прорастает подсолнух вместо головы льва, и бредёт куда-то лилия-слон…Кружат в ночном небе орхидеи-летучие мыши, щурит каллы-глаза кошка, рассекает волну калла-косатка…
Такеши Китано щедро поделился с фильмом и собственной историей аварии, когда-то тоже превратившей его в инвалида, и собственными картинами, позволившими ему вернуться из глубокого кризиса. Эти картины прекрасны!
А потом чудесных существ сменяет на его полотнах маленькая семья: мама, папа и дочка. Вот они гуляют под дождём, идут в цирк, бродят по улицам, смотрят на огненный дождь фейерверка в чёрном ночном небе…Там, на его картинах, они вместе…
А Ниси вместе с женой Миюки пылят в старенькой машине по дорогам Японии. Цветёт вокруг лето, и ветер ласково гладит лиловые головки цветов на лугу своей широкой ладонью, и сверкает и переливается быстрая речка, перебирая прозрачными струями воды разноцветные камушки на самом дне, и небо над головой кажется бездонным… И не нужно думать о том, чем всё это закончится, ведь сейчас они – вместе. Пока – вместе. Впрочем, жизнь каждого человека ограничена этим коротким и жестоким словом – «пока»…
А значит, можно собирать головоломку, утаскивать у задумавшегося мужа кусок торта, одарив его клубничкой, собирать цветы в лугах и ловить рыбу, тайком звонить в массивный колокол на радость пришедшему в храм ребёнку, фотографироваться на фоне местных достопримечательностей, пропустив кадр из-за проехавшей мимо машины, и до слёз смеяться, глядя в чёрный прищур камеры, провалиться в сугроб и ловить снежинки в горах, и смотреть тёмной ночью, как искрятся в вечернем небе фейерверки…Вот так смеяться и дурачиться, как дети – потому что только ребёнок искренне, истово, взахлёб радуется жизни.
Но всё, что имеет начало в нашем быстротекущем мире, имеет и свой финал. Прошлое тянет за собой, и якудза находят Ниси, которого, в свою очередь, находит полиция.
Шумит о чём-то своём море. Набегают на берег синие волны в белых воротниках пены. Бежит по солнечному пляжу девочка, и трепещет крыльями над её головой воздушный змей. Двое сидят на выброшенном на берег бурей дереве, крепко держа друг друга за руки. Так получилось, что их время подошло к концу. Где-то там, внизу, ждёт полицейская машина, а Ниси рассеянно всматривается в голубую небесную высь. И тогда жена – хрупкая маленькая женщина с чёрными глазами-вишенками и детской улыбкой, внезапно произносит: «Спасибо! Спасибо тебе за всё!». Улетает в небо воздушный змей, и два выстрела сливаются в один. Двое, что остались на берегу моря, продолжают своё последнее путешествие в Вечность…Таков он – жестокий и отчаянный, лиричный и печальный, светлый и трогательный фильм от мастера Такеши Китано, с ярким названием – «Фейерверк».
Не могу не...видео.
Ravenstag друг...Ты тоже смотрел, ага? Очень люблю эту картину....Столько щемящей нежности и ...грусти...И он такой...удивительно светлый. И после него очень хочется жить, так же ярко, как фейерверк, и чтобы искры возносились высоко-высоко в Небо...
Ravenstag люблю фильмы Такеши Китано))) с них вообще во многом начинала знакомиться с фильмографией Страны Восходящего Солнца...Ну, и сам товарищ - очень яркий, и как режиссёр, и как актёр, и как творческая личность)))
Тень в сумерках я в конце концов пришла к выводу что восточный кинематограф это несколько... не моё. Но отдельным фильмам все-таки время от времени удается врезаться в моё сердце.
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
JayKo