Акира Куросава, «Телохранитель». 1961 год. В главной роли – Тосиро Мифунэ. Вот честно, такой картины от Куросавы не ожидала. Лёгкой, насмешливо-ироничной, юморной, но всё более и более серьёзной к финалу. В конце авторство режиссёра уже сомнений не вызывало!
Что сказать? Фильм понравился! (Не понравился бы, не терзала бы клаву).
Картина – старенькая, чёрно-белая, но это её только красит. Некоторым картинам достаточно двух цветов – чёрного и белого, так же, как гравюрам и офортам… И поначалу мировосприятие в картине кажется таким же простым, как эта вот цветовая гамма. Добро, безусловно, белое. Зло, без сомнения, чёрное. Нужно его покарать – и всё будет хорошо, и замечательно! Вот только жизнь, увы, совсем не такая простая, как нам бы того хотелось…
…А пока – пылит дорога. Гнутся под ветром метёлки мисканта, бегут по небу облака. А по дороге идёт себе бродяга…
Да, неброская у него одёжка, и простые дзори на ногах, да вот меч за поясом – непростой…Стойте-ка! Да у него их два! Никак, самурай?
Лицо – загорелое, обветренное, и в чёрных глазах прячутся искорки смеха. Сразу видно – путник бывалый, много дорог исходил, многое повидал…
Вот и завела его дорога в маленький городок. Ну, городок-то маленький, а дела, по всему видать, там творятся лихие! Делят между собою власть хозяева-богатеи, нажившие деньги путём чёрным и неправедным…Хозяин Весёлого квартала, Сэбэй, сошёлся не на жизнь, а на смерть с хозяином азартных игр, Уситорой. Пока хозяева теневой жизни города воюют, остальные горожане следят за разворачивающейся битвой, и боятся лишний раз выйти на улицу – а ну, как попадёшься бандитам под горячую руку? Эвон сколько разбойников, бандюг и негодяев набралось – что со стороны Сэйбэя, что со стороны Уситоры…(честно восхищались подбором актёров: это надо было, таких морд набрать!!!) Им, людям Беззакония, в такую пору настоящее раздолье! Грабь – не хочу! Всё спишут щедрые хозяева, «за преданную службу»! Только они в выигрыше, да городской плотник, поставщик гробов. А что, гробы теперь самый ходовой товар! Есть, где торговле развернуться!
Грустит хозяин постоялого двора, рассказывая о городском житье-бытье. Шёл-ка бы ты, незнакомец, отсюда подальше. На власти надежды никакой – вон, городской стражник в открытую вербует народ для сэйбэевой вольницы! Уходи, пока живой!
Но хитро щурит глаза бродяга, и, подмигнув старику, отвечает: «А хорошо бы, коли люди Сэйбэя и Уситоры перебили друг друга! И в городе сразу зажилось бы спокойно!»
Мысль, конечно, хороша, но…Старичок-хозяин ахает и ужасается – а ну, как обман раскроется? Но бродяга, не слушая предостережений, уже с головой уходит в свою рискованную затею…
Он нанимается телохранителем к Сэбэю, предварительно порубив в капусту людей Уситоры. Да, такого сильного мечника нельзя отпускать! Конкуренты переманят! Сэбэй с женой зазывают незнакомого бродягу в дом. Несколько слов о жене местного «якудзы-мафиози», О-Рин. Вот это характер! «Знойная женщина, жена бандита», перефразируя слова известного классика. Хитрая, склочная, скандальная, держащая всю шайку мужа в кулаке – ну, чем не Атаманша? Сцена найма – это самый забавный момент фильма! Вот тут и раскрывается непростой характер «телохранителя»! Мало того, что он выторговывает себе ай-яй, какое жалованье (целых 50 рё!) у скупого Сэйбэя, он ещё умудряется подслушать тайную беседу жены с мужем. Мадам решает сэкономить на зарплате наёмнику, и подговаривает муженька прирезать опасного мечника после боя, ударом в спину! А с какой иронией представляется наш мастер меча! «Меня зовут Кавабатака Сандзюро, что означает – «30 шелковичное поле». Почти сороковое!»
Сандзюро умело стравливает бандитов между собой. Ещё бы! Каждый мечтает свалить соперника, в ход идут подкуп, шантаж, с двух сторон ведётся грязная игра. Но вот в шайке Уситоры – опасное пополнение. Вернулся брат, Уносукэ, владеющий огнестрельным оружием – револьвером. Кто победит? Хитрость – против хитрости, интрига против интриги…
Сандзюро не только стравливает бандитов, он помогает простым горожанам, маленьким людям, пострадавшим от разгула бандитов. Он спасает семейство Кахэя. Бедняга всё проиграл в кости, и его жену забрали в уплату долга. Выручая несчастную женщину, Сандзюро сам попадает под удар, но идёт на риск, не колеблясь. «Ненавижу несчастных людей!» - вспылив, восклицает он, хотя вернее было бы сказать: «Ненавижу тех, кто делает людей несчастными!».
А сколько хитроумия и изобретательности проявляет наш герой!
Как прекрасны боевые сцены фильма! Неуловимо-быстрый, бритвенный взмах клинков, отточенные движения, сплетающиеся в смертоносный танец схватки… Смертельая красота поединков! Ещё вспоминается сцена, в которой Сандзюро метким броском ножа пришпиливал прихотливо вьющиеся, кружимые ветром листья…
И вот он, финал. Сандзюро выходит против изрядно потрёпанной банды Уситоры. Один. Его атака – это неудержимый, смертоносный, гибельный прыжок Тигра! Её невозможно остановить!
Звучит печальным аккордом последний разговор с Уносукэ. Не спас от разящего удара катаны револьвер…Темнеет в глазах…Что увидит он там, на Последнем Берегу? И ему почему-то сочувствуешь, соглашаясь со словами Сандзюро: «Умер так, как и жил»…А ведь мог бы прожить свою жизнь честно…
Очень обаятельный актёр, и мне (да-да, Тень сумасшедшая бака!) напомнил почему-то Сакамото Рёму)))) Неожиданно!
Нет больше ни Сэйбэя, ни Уситоры. Маленький городок освободился от лихих людей. И Сандзюро снова отправляется в путь. Зовёт Дорога! Он идёт вслед за ветром и облаками, и вот уже совсем пропал из виду…
Вот и закончился фильм мастера Куросавы, о «телохранителе, которого должны бояться сами наниматели».
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo