15-02-2018 18:28 Певчих птиц больше нет..."Вороны".
Собственно говоря, фильмов режиссёра Такаси Миике с названием «Вороны» аж две штуки: «Вороны: начало» 2007 года, и, соответственно, «Вороны: Продолжение», 2009 г., и, так как они связаны сюжетно, то расскажу сразу о двух картинах зараз! И - да, Тень знает о третьей, но в режиссёрах там другой товарищ, а потому и разговор про неё пойдёт отдельно и в следующий раз))))
Честно говоря, впечатления после первой картины были весьма и весьма неоднозначные…Да, очень сильно напомнило старые 1990-е…Вот у нас в школе, в диком «Г» классе тогда подобное практиковалось весьма и весьма…Ага, и бои проходили, «стенка на стенку», и морды друг другу квасили. И завсегда для Тени сие оставалось непонятным. Зачем? Ради чего?! Ну вот, не близка мне идея протеста за-ради протеста! Если протестуешь, то изволь изложить, из-за чего! А в простом мордобитии товарищ Тень никакого смысла не видит, и в глубины мужской психики, в которой обязательно надо подраться, увы, мне, по-видимому, ходу нет. Но вот за второй частью следить неожиданно стало интересно…Да и завязка второй сюжетной линии, к глубокому моему сожалению, оставшейся на втором плане (а как бы хорошо она смотрелась на первом!) – приковывала внимание… Да и идея у фильма, оказывается, всё же была, причём, очень даже нестандартно выраженная! В общем, финал сей истории заставил картину переоценить, вещь оказалась стоящей, несмотря на подростковые драки, щедро разлитую по кадрам алую краску, и бесконечные подростковые же попытки выяснить, «кто круче»…
А после того, как обе части пересмотрели, товарищ Тень поняла – этот фильм я всё-таки люблю)))) Уж очень близки оказались его герои))))
Ну, а топерича сурьёзно... Друзьям моим, блуждающим по краю над обрывом,
Хочу послать один простой совет:
Вглядитесь в слабый лучик вдали за горизонтом!
Того, кто в него верит, он выведет в рассвет.
В полдень, на раздолбанном и душном перекрёстке
Я вижу стаю птиц, без крыльев и хвостов.
Все они хотели жить своей пернатой жизнью,
Но слышен над асфальтом лишь цокот коготков.
Солнце спалило их крылья, осталась только мечта:
Я хочу взлететь в небо и не возвращаться назад!
Дайте улететь в небо, долой проклятый асфальт! Вороны.
Много разных птиц живёт на свете. Лиричные певчие с красивым, звонким голосом, весёлые и задорные воробьи, пестрохвостые павлины, гордые орлы, парящие высоко в небе, и…вороны. Шумное, драчливое, грубое, вечно ссорящееся и выясняющее, кто сильнее – вороньё. Их невозможно приручить – всегда они будут оставаться сами по себе. Их невозможно приструнить – они отобьются от любого хищника. Их невозможно задобрить – как были, они так и останутся грубым, шумным, диким сборищем, стаей, не признающей никаких вожаков и авторитетов…Лети, ворон, свободная птица: пусть нелегка твоя жизнь, зато под крылом – вольный ветер и чистое небо…
Гэндзи Такая – новичок в разнузданной закрытой мужской школе «Судзуран» - дикой вольнице, вгоняющей в ужас как учительский состав, так и местных жителей. Драки здесь – вполне обычное и привычное явление, каждый стремится себя показать, и делает это только с помощью грубой силы. Из года в год решается один и тот же вопрос: кто сможет назвать себя королём «Судзурана»?
Гэндзи бросает вызов компании Сэридзавы, подчинившей себе основные школьные банды. У него есть очень важная причина, чтобы захватить власть над Судзураном – договор с отцом. Если ему удастся то, что в своё время не смог сделать отец, глава банды якудза, то он передаст ему власть в клане. Старый, как мир, конфликт поколений – вечная борьба отцов и детей…
Поначалу практически всё хулиганьё «Судзурана» кажется обычной шайкой гопников (ну, хорошо, не гопников, а неформальных элементов – гопники по рок-концертам не ходят), которых так и тянет послать окучивать рисовые поля, или какую-нибудь всеяпонскую БАМ или Днепро-ГЭС строить, дабы направить кипучую молодёжную энергию в полезное для страны русло…Но, чем дальше смотришь фильм, тем ярче раскрываются характеры воронят, и следишь за их поступками и личностным ростом (а он-таки есть!), с большим интересом…
«Судзуран» нельзя завоевать силой», - говорит Гэндзи его новый приятель, Кэн Катагири, шестёрка одной из якудзачьих банд, сам когда-то давно закончивший «Судзуран», и тоже мечтавший пробиться к его вершине.
Годы прошли, а он так и не вырос, оставшись, по сути своей, всё тем же наивным мальчишкой, так и не сумевшим найти себе верной дороги в жизни…И Гэндзи поступает совсем неожиданно: он просит у своего «старшего товарища-сэмпая» помощи! Вообще, эта вот идея, что нельзя грубой силой заставить людей идти за собой, будь это взрослые, или же подростки – она проходит через весь фильм. Да, лидером быть непросто. Да, ты можешь проиграть – но один проигрыш вовсе не равносилен поражению. Да, тот, кто может подняться после провала, становится сильнее – ибо приобретает опыт…И – да, только тот, кто переживает за своих людей, и готов взять на себя ответственность за них – в ответ получает беззаветную преданность и доверие, и это не купишь за деньги, так же, как и не вколотишь кулаками…
И то, как Гэндзи завоёвывает доверие своей команды, как раз и подтверждает эту нехитрую истину.
Первый фильм – это его нелёгкая дорога к власти над «Судзураном», затянувшаяся борьба с Тамао Сэридзавой – человеком принципиальным, сильным, уверенным в себе, и не привыкшим что-либо доказывать окружающим (и антагонист у главного героя вышел личностью такой яркой и притягательной, с таким сильным обаянием и харизмой, что, признаюсь честно, весь первый фильм товарищ Тень болела именно за него!). Но упрямство, решительность, несгибаемая воля и мужество Гэндзи привели его к победе. Вот, казалось, вся школа уже лежит у его ног. Можно праздновать победу! Но…как бы не так! «Вороньё не так-то легко сбивается в стаи»…
И Кэн, когда-то давным-давно бывший другом отца Гэндзи, приходит к якудза, предавая свой клан – потому что старая дружба важнее даже суровых законов преступного мира, и успевает предупредить о том, что его сыну грозит опасность, и отказывается от убийства…
- Зачем ты разрешил ему прийти в «Судзуран»? Что ты будешь делать, если он действительно захватит власть над школой? Неужели отдашь ему своё место в клане якудза? Действительно ли ты хочешь такой судьбы для своего сына? – спрашивает он Эндзо Такая, и этот ироничный человек, ни к чему не относящийся серьёзно, отвечает:
- Если он сумеет это сделать, он поймёт, что ему не нужно быть якудза. Он сумеет от этого отказаться.
Вот эта, краешком глаза показанная якудзачья жизнь, удалась особенно хорошо. Люди, привыкшие к беспрекословному подчинению, легко забирающие чужие жизни, живущие волчьими законами, и эти законы навязывающие окружающим…Всё просто и жизненно, и лишено лоска и романтического блеска, а от этого – страшнее вдвойне…
…И тонет в тёмной воде лунный диск, и качается его отражение в гаснущих глазах, и ещё один неудачник медленно и неотвратимо погружается на затянутое илом речное дно. Вот чем заканчиваются игры в якудза. Ты ведь знал об этом, не так ли, бывший воронёнок из школы «Судзуран»?..
А выиграть бой за жизнь на больничной койке, оказывается, так же сложно, как и очередную драку, и требует порою куда как больше мужества…
Вторая часть фильма сводит бывших соперников вместе – и, оказывается, что у Гэндзи и Сэридзавы общего намного больше, чем, кажется на первый взгляд. И вечное противостояние родителей и детей внезапно разрешается истинно взрослым пониманием, когда ничего и никому уже доказывать не нужно, потому как это – самые родные и близкие люди, которые тебе безмерно дороги, и самое главное – успеть понять это вовремя, не дожидаясь невозвратимости потери…
И высказывается весьма интересная мысль – одна победа не даёт права на вечные лавры победителя, и что вся жизнь – это один нескончаемый бой, вереница побед и поражений, и от тебя зависит, какой же она будет. Даже оступившись один раз, не нужно сдаваться, потому как, если ты попал в этот мир, значит, есть и то, для чего предназначен, и что можешь сделать ты, - только ты, и никто другой! А, стало быть, можно попробовать начать всё заново…
А народ в «Воронах» подобрался разношерстный и разномастный.
Развесёлая парочка – братья Миками со своими вечными шутками-прибаутками, бронебойный боец Макисэ, пасующий только перед женским полом, задиристый Чута, всегда первым лезущий в драку (и огребающий в ней по полной), выдержанный и надёжный Идзаки, хранящий верность одному-единственному человеку, в котором признал лидера – Гэндзи; «правая рука» Тамао Сэридзавы, - Токио Тацукава, в одиночку сражающийся со своей болезнью, «мозг» его команды, расчётливый и беспринципный Юдзи Такадзи, дзюдоист Цуцумото, всегда держащий его сторону, глава местного байкеровского движения, Бандо, умеющий ценить благородные жесты…Впрочем, не менее яркими получились и их противники из школы «Хасэн», с которой умудрился рассориться Гэндзи во второй части картины: глава «Хасэна», Тайгер Наруми, чем-то отдалённо похожий на кардинала Ришелье – умеющий верно оценить ситуацию, и действовать, сообразно обстоятельствам, а также прекрасно разбирающийся в людях, брат убитого Мито – Тацуя, настоящий «яппи», неизвестно как затесавшийся в эту разнузданную вольницу, садист Рё, отрывающийся в драке, местный «Квакин» Васио, ищущий, куда бы ему приткнуться, и нарушающий все мыслимые и немыслимые принципы, лишь бы победить, неважно, какой ценой…Напористый, упёртый, умеющий идти к своей цели, увлекающий за собой людей Гэндзи Такая первой части фильма сильно меняется, проходя через горечь поражений, тяжесть сомнений, тревог и неуверенности в себе – и всё-таки ему удаётся сплотить вокруг себя очень разных, неуживчивых, вольнолюбивых и не привыкших никому подчиняться подростков, завоевать уважение своего бывшего противника, и, в конце концов, стать ему другом.
И – таки да, воронята в фильме именно такие, какие и есть, без прикрас – матершинники, грубияны, привыкшие все неурядицы и проблемы решать кулаками – обычная, в общем-то, городская шпана…Правда, живущая по своим неписанным правилам: в драках запрещается использовать нож, нельзя втягивать в свои разборки посторонних (недаром, когда подчинённые Сэридзавы похищают девушку Гэндзи, это так возмущает, прежде всего, самого их командира!), стремление соблюдать нейтралитет по отношению к ученикам других учебных заведений, контроль над определённой территорией…
…И рикошетом возвращается к Идзаки брошенная им когда-то Гэндзи фраза: «В войне не бывает правил», и летит под откос жизнь Сё Каваниси, схватившегося за нож тогда, когда нельзя было этого делать, и на одном поле битвы сходятся вчерашние враги – таков он, «Судзуран», такова жизнь…
Немножко о Гэндзи…Это человек, сильный не столько физически (хотя и дерётся в фильме он очень даже неплохо), сколько – духовно. Потому как ой, как нелегко бывает признать собственную слабость, и попросить помощи, так же, как и выйти в одиночку против многочисленных противников, защищая своих – да, силу духа надо иметь очень и очень большую…Долгий путь проходит Такая, от стремящегося доказать окружающим свою «крутизну» подростка до человека, умеющего нести на своих плечах ответственность за других, принимать тяжёлые решения и претворять их в жизнь. Если в начале фильма он признаёт: «Я плохо умею ладить с людьми», то в финале уже начинает понимать их: «Только теперь я начинаю понимать, что такое – настоящие друзья, и что такое – настоящие враги», и, в конце концов, признаётся Тамао: «Мне нужно твоё плечо». Сила Гэндзи – в его доверии к людям, и умение ценить их.
Тамао Сэридзава. Очень сильный человек, сумевший собрать вокруг себя сплочённую команду единомышленников, знающий всю меру ответственности за них (не случайно он держит ответ за проступки своего подчинённого, не стараясь оправдаться), и…гордый. И проскальзывает в нём что-то очень душевное, жизненное, собственным житейским опытом выстраданная мудрость…Может, потому и так проникаешься им. Грустные глаза у товарища Сэридзавы, очень грустные…Да и доказывать ничего и никому ему, по большому счёту, не нужно – и в этом он, возможно, и мудрее, и сильнее Гэндзи…Говорит Тамао немного, зато слова его ценятся на вес золота: «Закат в моих глазах никогда не меняется», «Бедные люди – сильные люди», «Даже в драке следует знать меру». Завоевать расположение такого человека непросто, и уж силой сломить его точно нельзя – недаром, даже после поражения в первой части, он вовсе не спешит примкнуть к Гэндзи, и только честный и откровенный ответ Такая всей школе на вопрос Сэридзавы: «Зачем ты пришёл в «Судзуран»?» заставляет бывшего вожака школы сделать шаг к нему навстречу. Сила Сэридзавы в том, что для него есть вещи, более важные, чем звание «короля школы» - жизнь друга, собственные принципы, умение полагаться, прежде всего, на себя самого, и спокойная уверенность в себе и правильности собственного пути. И, в отличие от Гэндзи, дипломатическим тактом и чутьём Тамао наделён (что и позволило ему в своё время заключить «Пакт о ненападении со школой Хасэн», который так необдуманно нарушил Такая, поддавшись взрыву эмоций), так же, как и умение предвидеть последствия своих действий.
И как же хорошо сидеть с другом, которому ты доверяешь даже больше, чем себе самому, и следить за пламенеющим солнцем, укатывающимся за горизонт, в расплавленное от летней жары небо…
…И это ничего, что хлещет дождь, и грязь хлюпает под ногами, и твой бой уже безнадёжно проигран; ведь, где-то там, далеко, в стерильной чистоте больницы, твой друг одержал такую важную для него победу – сумел выжить, а это значит гораздо больше, чем титул «короля «Судзурана»…
Особняком стоят в фильме люди якудза – жестокий шеф Кэна Катагири, много лет занимавшего свой пост, и привыкшего жить по железным правилам преступного мира (ах, как запоминается его фраза, обращённая к новичку: «Якудза не может быть человеком. Дураком – может, а человеком – нет!»), и его соперник в бизнесе, отец Гэндзи, сказавший ему такую важную вещь: «Только когда ты отвечаешь за людей, ты становишься человеком. Нельзя добиться в жизни чего-либо действительно важного, если думать только о себе!». Ну, и, конечно, Кэн Катагири, на первый взгляд, так и застрявший в подростковом возрасте, хвастун, балабол и раздолбай, который, однако, сумел сделать в жизни правильный выбор – хотя это и далось ему нелегко.
Бьют крыльями шумные, галдящие, хищные птицы. Да, можно жить в комфорте, тепле и уюте, принимая мир клетки, где нет места воле. А можно рискнуть всем, и вдыхать разреженный, обжигающий гортань воздух свободы, и глядеть на мир насмешливым, саркастичным, ироничным взглядом жителя помоек и трущоб, не привыкшего ждать помощи от других, гордого и задиристого, вольнолюбивого ворона. Лети, вороньё! Дорога в небо открыта для всех. Как высоко ты сможешь подняться?..
Ну, и в завершение - ироничный, под стиль фильмам, клип, найденный на просторах сети, отвечающий, почему же столько лет народ всё равно продолжает любить "Воронов")))
И - заглавная, разухабистая песня, настоящий гимн "Судзурана")))
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
Тень в сумерках