Сегодня мы опять заседаем философским клубом на тему "русский рок". Я буду говорить в принципе о том же, о чем и год назад (
http://journals.ru/journals_comments.php?id=2585042), немного разве что более аргументировано выскажусь по поводу тезиса
рок-н-ролл мертв – я все больше убеждаюсь в этом.
Но, кроме того, поскольку я буду говорить об истории русского рока, меня очень просили рассказать о Цое. Я не большой знаток его песен, поэтому так подробно, как о БГ, с цитатами, рассказ о нем составить не смогу. Хотя самого Виктора Робертовича весьма уважаю, и каждый год дважды на Стену Цоя в нашем городе стараюсь ходить обязательно. Кстати, в недавнем походе по Крыму лучший из вечеров мы провели, в темноте уже, у костра, слушая «Группу крови». Саша рассказывал, как он в 1990 в Москве был на концерте Цоя, и о том, как Цоя любили солдаты – Саша и сам тогда служил.
Но вот есть у меня замечательная книжица «четверть века в роке» Алексея Дидурова (тот самый, помните – «
когда уйдем со школьного двора, под звуки нестареющего вальса»), и там есть правильные слова о Цое. Итак:
Цой сочинял песни только про себя. Практически он вел песенный дневник. И то, что у него получалось, было про всех юных. Ну почти про всех. Про абсолютное большинство. Вот почему оно, абсолютное большинство, до сих пор пишет на стенах Цой, хотя многие из нынешних поклонников услышали Цоя уже после тогда, когда его не было в живых. Значит, в его песнях и сейчас жива истинная жизнь юных, та, которая породила Цоя и которую он выразил.
Цой стремился высказываться душевно, свободно и легко, а не могзглячествовать, не заумничать, не драпироваться. Вот почему у него нет экзотических мотивов в текстах, нет декоративных, вычурных сюжетов, опосредованных тем и аллегорий. Язык Цоя – это то, за что Боб Дилан хвалил Хэмиингуэя – «литература без прилагательных».
Цой вообще не был игроком. Не создавал свой миниЛиверпуль в Ленинграде, не рядился в западные шмотки и не тиражировал престижных конструкций англорока, не пересыпал речи англофеней, столь модной сейчас и тогда в среде рокменов – прикиду любого пошива он предпочитал себя, каким он был – а был он русским по культуре, питерским по воспитанию, уличным по внутреннему личному составу.
Он был только молодежным идолом. Цоевские песни напрочь не воспринимают люди эпохи Биттлз и культуры авторской песни. «Сотня шагов назад поэтически и музыкально» - говорил о Цое Леонид Филатов. Они просто не просекают, что Цой – редкий случай «чисто русского», прямого рока. Между Цоем и предыдущими культурными пластами – разлом и страшное, непоправимое тектоническое смещение.
Гуляю. Я один гуляю.
Что дальше делать - я не знаю.
Нет дома, никого нет дома.
А я лишний, словно куча лома.
У, я - бездельник!
О, мама, мама, я - бездельник!
В толпе я, как иголка в сене.
Я снова человек без цели.
Болтаюсь, целый день гуляю.
Не знаю, я ничего не знаю.
Все говорят, что мне надо кем-то становиться, а я хотел бы остаться собой
А я смеюсь хоть мне и не всегда смешно,
И очень злюсь, когда мне говорят
Что жить вот так как я сейчас нельзя.
Но почему? Ведь я живу, на это не ответить никому
Current music: Башетунмай
Оксана Хвиля
[Print]
Kukushka