Как ни странно, некоторые исторические события, даже такие как многодневные сражения с участием сотен тысяч человек, будут непонятны, если не исследовать психологию их участников. В битве под
Берестечком очень большое значение сыграл религиозно-психологический фактор. Именно на конец июня - середину июля приходится священный для мусульман месяц Раджаб, один из четырех месяцев мусульманского календаря, в которые запрещалось вести войны. А на самый важный момент битвы – 27-30 июня – приходился праздник
Курбан-байрам, в который все мусульмане должны проводить ритуальное жертвоприношение и особым образом несколько дней готовиться к нему. То, что крымский хан под влиянием Хмельницкого настоял на том, чтобы его войско участвовало в битве, способствовало большому психологическому напряжению среди татарских воинов, и большие потери первых дней боев усугубили чувство вины перед Аллахом и страх еще большей кары небес.
ритуальное жертвоприношение на Курбан-байрам
28 и 29 июня передовые отряды татарской конницы провели разведку боем, отбили у поляков большое количество лошадей, которые паслись вне лагеря, и дождавшись подхода украинской пехоты, разгромили правый фланг польской армии, сымитировав отступление и заманив большой польский отряд в ловушку. Однако для того, чтобы подбодрить татарских воинов, переживающих определенные психологические трудности, в эти дни в бою участвовало большое количество татарской знати, людей известных и авторитетных, и многие из них погибли под польским огнем, в том числе и соратник Хмельницкого по 1648 году Тугай-бей. Это еще сильнее подорвало боевой дух татарского войска, и в событиях следующего дня большая его часть не принимала участия, Ислам-Гирей выделил только небольшой отряд для поддержки казаков в случае польского наступления.
Фрагмент картины Яна Матейко "Хмельницкий с Тугай-беем подо Львовом"
Утром 30 июня украинский мобильный лагерь (пехота, окруженная сцепленными вместе возами) появился на правом фланге поля боя и, двигаясь вдоль рядов польской армии, передвинулся на ее левый фланг, и остановившись, казаки начали укрепление лагеря.
Очевидно, Хмельницкий планировал этот день потратить на создание и укрепление обороны, оттянув начало боевых действий до следующего дня, когда курбан-байрам кончится и татарское войско снова сможет полноценно принять участие в битве.
Расположение было не очень удобным, потому что в тылу у украинского лагеря оказалась речка Пляшивка с заболоченными берегами, что уменьшало возможность манёвра. Кроме того, украинское и татарское войско стояло отдельно, из-за чего для украинского войска было затруднено взаимодействие с татарской конницей, а татары были лишены пехотного и артиллерийского прикрытия украинцев.
В три часа дня стало ясно, что Хмельницкой тянет время и не собирается сегодня вести бой, и Ярема Вишневецкий с разрешения короля атаковал фланг украинской армии. Ему удалось разорвать ряд казаческий возов, но украинская пехота под руководством Богуна при поддержке татарской конницы перешла в контрнаступление и начала громить позиции Вишневецкого.
"Битва под Берестечком"- фрагмент барельефа на саркофаге короля Яна Казимира.
Хан, наблюдая с холма за битвой, послал в помощь казакам еще конницы, но из-за описанного выше неудобного расположения войск татарам предстояло сначала пересечь все поле боя, к тому же вблизи порядков польской армии, и они попали под обстрел польской артиллерии. Возможность начать разгром польской армии была потеряна, король успел перекинуть в поддержку Вишневецкому немецкую пехоту, а потом, убедившись, что атаковать казаческий укрепленный лагерь – дело бесперспективное, король перенес огонь артиллерии на татарские боевые порядки. У татар было всего две пушки и они не могли противостоять польскому огню и наступлению, но им удалось обстрелять ставку короля и одно из ядер даже ранило его в ногу. Однако у татар под польским огнем тоже были серьезные потери, погиб от обстрела родственник хана Амурат-султан, многие рядовые конники, среди татар началась паника и вскоре они обратились в бегство, бросив даже знамя и все личные вещи хана. Очевидно, это было следствием морально-психологического кризиса, который господствовал в татарском войске в последние дни.
Битва уже явно была проиграна. Утратив конницу, украинская армия оказалась в положении, которым кончались все восстания 1591-1638 – казаческая пехота блокируется поляками в укрепленном лагере и после многодневной осады, не имея возможности из-за отсутствия конницы перейти в контрнаступление и вырваться из блокады, казаки капитулируют. Видимо, опасаясь такого развития событий и поняв бесперспективность дальнейших боевых действий, Хмельницкий оставляет поле боя на своего начальника штаба Филона Джалалия и устремляется вслед за отступающим Крымским ханом.
Существует мнение, что крымский хан взял Хмельницкого в плен при отступлении, и потом якобы отпустили за выкуп, и многие историки его придерживаются; мне более вероятным кажется то, что Хмель намеренно покинул поле боя, поскольку исход битвы под Берестечком уже был ясен, и добровольно отправился за татарами, чтобы договориться с ними о возвращении на войну. Кроме того, Хмельницкий в июле «освободившись из плена», не предпринимает попыток вернутся под Берестечко, посылает туда только полковника И. Лукьянова с приказом выводить войска на восток, а сам проводит ряд мероприятий, направленных на сбор нового войска в районе Белой Церкви, куда вскоре прибыли и прекратившие свое отступление татары.
Под Берестечком тем временем шло тайное отступление окруженного с трех сторон казаческого войска, которое возглавлял теперь Иван Богун, по ночам, через заболоченную Пляшивку. Когда 10 июля польские войска атаковали украинский лагерь, то их там ожидало только три сотни казаков под руководством сотника Нечитайло, которые добровольно остались прикрывать отступление и все до одного в этом бою погибли. В качестве трофея полякам досталось только небольшая часть казаческой артиллерии, которую, видимо, не успели эвакуировать.
Под Белой Церковью Хмельницкий достаточно быстро собирает новую армию – до 60 тысяч человек, что говорит о его выдающихся организаторских способностях. Вскоре туда прибывают и татары – до 40 тысяч человек во главе с Калга-султаном (наследником крымского престола). Однако надо отметить, что значительная часть украинской армии была необстрелянной, а татарская армия лишилась под Берестечком многих своих полководцев.
Тем временем польское войско под руководством Потоцкого (до 50 тысяч) направляется в Наднепрянщину, чтобы добить украинскую армию. С ним соединяется вскоре 20-тысячная литовская армия Радзивилла, пришедшая с севера и уже взявшая по пути Киев.
23 сентября польские войска становятся перед украинским лагерем, провоцируя украинцев на генеральное сражение.
Хмельницкий вместо этого опять использует тактику выжидания и истощения врага, польская армия оказывается в изоляции, местное население уничтожает мосты, дороги, прячет от поляков продовольствие и фураж, казаческая и татарская конница охотится за отдельными польскими солдатами круглые сутки. Положение поляков становится катастрофичным, им грозит голод, немецкие наемники и литовцы отказываются воевать в таких условиях и Потоцкий идет на предложенный Хмельницким мир.
город Белая Церковь сегодня
Условия Белоцерковского мира были суровые – территория Войска Запорожского ограничивалась только одним Киевским воеводством, Хмельницкий не имел права вести международную политику, должен был разорвать союз с Крымом, реестр уменьшался до 20 тысяч казаков и жить они должны были только в Киевском воеводстве. На другие украинские земли возвращались польские войска, администрация и паны. Этот договор однозначно было невозможно мирным путем провести в жизнь – крестьянам Подолья, Полтавщины и Черниговщины, уже имеющим боевой опыт и оружие, совсем не хотелось возвращаться в зависимое положение и опять работать на панов, то есть весьма вероятно что Хмельницкий пошел на договор, прекрасно понимая, что шансы для поляков воплотить его в жизнь – невелики.
Хмельницкий впрочем приказал полковникам не чинить сопротивления возвращающимся полякам и вывести все украинские войска на Киевщину.
Белоцерковский мир также вызвал всплеск антигетьманских выступлений. Около ста бунтовщиков Хмельницкий покарал, однако в оппозицию к нему ушли и некоторые полковники - Подобайло, Гладкий, Богун, Мозыря, на Запорожье поднял восстание М. Сулима. Вообще начиная с 1650 антигетьманские выступления, борьба партий за власть и появление самозванцев на гетьманскую булаву стали нормальным явлением, увеличивая хаос и разруху в стране.
Тилль Линдеманн говорил: «Е...
[Print]
Kukushka