Ну, и раз страстное танго сделало Тени день, то поделюсь-ко вот этой картиной...Спорной, вызывающей самую разную реакцию, но - очень яркой и задевающей за живое. Можно любить или же не любить "Табу" - но равнодушным к этой картине остаться нельзя, и это - точно.
Фильм режиссёра Нагисы Осимы, «Табу», 1999 г.
Фильм-загадка, очень красивый, строгий, сдержанный – с одной стороны, о «Синсэне», а, с другой, вроде бы, и не о нём вовсе…О чём? А вот это уже зависит от зрителя…Ведь таких многогранных картин в мировом кинематографе совсем немного…
Далее, под морем, будет не столько полноценный отзыв, сколько попытка поразмышлять над тем, о чём же всё-таки снял свою картину Нагиса Осима, и что хотел сказать ей зрителю...
Сам сюжет может показаться простым: в «Синсэнгуми» принимают двух новичков – Кано Содзабуро и Тасиро. Кано сразу же привлекает внимание командиров отряда, Кондо и Хидзикаты – 18-летний юноша яркой, броской внешности, такой холодной красоты, которая никого не в силах оставить равнодушным. Вот вокруг него-то и разворачивается основное действие картины. Кстати, играет его тот же самый актёр, который поразил нас в «Пятёрке из Тёсю», вдохновенно прожив (иначе и не скажешь!) роль Ёдзо!!! Очень сильный актёр! Здесь его просто не узнать…
Действительно, зачем третьему сыну богатой торговой семьи вступать в ряды солдат «Нового ополчения»? Чем же так привлекли его «Синсэнгуми»? Неужели, только запахом крови? Что заставляет его плести тонкие интриги, втягивая в смертельную игру одного очарованного его красотой синсэновца за другим? Какую цель он преследует? Чего хочет? Чего добивается?
Да, Кано – самая большая загадка картины…Эти тонкие черты лица, застывшие в безмятежности, ничто не может поколебать. Чувства не отражаются в нём. Они проходят мимо, проскальзывают, словно туман по неподвижному зеркалу озера, и не оставляют на нём следа. В этом есть что-то пугающее, и в то же время – притягательное. О чём думает Кано – понять невозможно. Он похож на Чёрного Лиса, наблюдающего за суетливой жизнью людей – отстранённо и равнодушно, вовсе не стараясь их понять. Зачем? Смертельно-опасная красота, обладать которой невозможно…Красота, разрушающая всё вокруг себя. Быть может, Хидзиката понял это, когда принимал в финале картины такое решение…
Очень яркими получились образы командного состава «Синсэнгуми» - добродушный «дедушка отряда», Иноуэ Гэндзабуро, красноречивый оратор Ито Каситаро, открытый и искренний Окита, осторожный и находчивый Ямадзаки, молчаливый и ироничный Хидзиката, и хитрый, расчётливый главком – Кондо…
Вот о последних двух хочется сказать подробнее…Я, признаться, очень ценю актёрский талант Такеси Китано (да, я бака). Ещё с фильма «Затойчи»! А уж его «Куклы» и «Фейерверк» смотрела на одном дыхании! Это такие замечательные картины! И, всё равно, признаться, я не ожидала, что образ «они-демона фукутё» будет раскрыт так здорово…Настоящий волк Мибуро! Умный, сильный, прекрасно разбирающийся в людях – и, в то же время, ироничный человек…Нет, надо видеть, как он давал задание Ямадзаки сводить Кано в Симабару! Какая тонкая издёвка! Каков сарказм! Вот, кажется, я нашла образ фукутё, который лично мне ближе всего. А как смотрятся учебные поединки в его исполнении! Какое мастерское владение мечом! И – жесты. Так много сказать – взглядом, одним движением руки, взмахом клинка…В общем, дифирамбы товарищу Китано я могу петь долго…
Кондо. Неожиданное решение режиссёра – самому сыграть роль главкома Синсэна. И, на мой пристрастный взгляд – удачное. В исполнении Нагисы Кондо – это тааакой хитрый лис! Человек, способный принимать жестокие решения в затруднительных ситуациях – но эта жестокость в его глазах оправдана. Благо отряда для него выше жизней отдельных людей. Именно эта целеустремлённость, сплотившая вокруг него людей, и привлекает к нему Хидзикату. И – да! Простите, ребята, никакого яоя в рядах командного состава моя не увидел! Да и, по большому счёту, фильм-то вовсе не о том…
Очень понравился Окита. Такой живой, весёлый, открытый миру и людям, и, в то же время – отличный боец. Ах, с какой неподражаемой пластикой он двигается, с мечом в руке, даже если это простой боккен! Вот, наверное, именно замкнутость Кано так претит ему. Такие люди не переносят двуличность, лицемерие и фальшь…
А как фильм снят! Это же песня! С самых первых кадров завораживает тишина. Весь фильм пронизан этой тишиной, а музыка, так напоминающая медленный перезвон дождевых капель, только оттеняет её. И – паузы. Чёрные паузы в повествовании – словно некие мысли вслух, и бегущая по экрану тонкая вязь белых иероглифов на тушечно-чёрном фоне…
А ещё поражает сдержанная цветовая гамма картины. Все цвета смещены в коричневато-оранжевую гамму, под цвет заходящего солнца. Очень графичная картина! Как рисунок тушью. Как гравюра укиё-э. Как старинные снимки, подретушированные рукой мастера. Какие неяркие краски…Палевый, золотисто-янтарный, терракотовый – оттенки старого, вызолоченного и отполированного солнцем дерева…Белое кружение снега над чёрными воротами храма Хонгандзи, тонущие в синем мраке ночные улицы спящего Киото, бегущая в зарослях тростника река, под блескуче-серебристыми ивами, низко стелющийся над водой туман…И – необыкновенное, огненное марево неба, в розовом дыме облаков…
Что ещё удивило. Форма. Синсэновцы в фильме – в чёрном. Нет привычных бело-голубых хаори, но эта странная прихоть режиссёра имеет под собой основание – где-то на форумах попадалась версия, что форма в Синсэне, вроде бы, могла быть чёрно-красной. Фотографии-то сохранились чёрно-белые…В любом случае, наблюдается интересный эффект – словно бы и не про Синсэн фильм, а о таком вот, абстрактном, воинском подразделении…
А как восхищают поединки! От плавных, неторопливых движений в додзё – до летучих, неуловимых глазу взмахов стального клинка. Есть на что посмотреть, и есть чем полюбоваться!
И – финальным аккордом – молниеносный блеск меча, сгубивший тоненькое деревце сакуры, вздрагивающий, последний вздох ветвей, и трепетный полёт бури белых лепестков, под косыми струями дождя…
Если красота приводит в мир Смерть, то она притягивает её и к себе. Замыкается круг. Тот, кто подставлял под смертельные удары других, в конце концов, гибнет сам. Любовь приносит с собой Смерть. Вот оно, то самое «Табу», о котором говорит фильм. Так показалось мне. А как кажется вам?
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
Тень в сумерках