Есть в Японии одно крайне уважаемое традиционное военное искусство - кюдо, или стрельба из лука. Стрельбе из лука всегда придавалось большое значение, и даже первых воинов Ямато называли «держащими лук», а стиль их жизни называли «кюба-но мити» - «путь лука и коня» или «юмия-но мити» - «путь лука и стрелы». Считалось даже, что стрельбой из лука определяется истинный характер человека.
Конечно, в Стране Восходящего Солнца и посейчас существует множество школ кюдо, причём, занимаются в них не только юноши, но и девушки. И в начале года жители Киото могут полюбоваться на состязание прекрасных лучниц, называемое "Тосия" ( Tōshiya - 通し矢 とおしや ), и ежегодно устраиваемое в одном из самых знаменитых храмовых комплексов Японии - Сандзюсангэн-до, или "Храме Тысячи Каннон".
Название храма произошло от цифры «33» (яп. «сандзю сан»): столько в нем пролетов между деревянными столбами, которые поддерживают строение. Общепринятое название — «Храм 33 пролетов» — тоже не случайно. Это связано с тем, что Каннон имела 33 ипостаси. В Японии Каннон почитается как богиня-заступница, спасающая от кораблекрушений и разбойников, от смут, от различных наказаний и пагубных пристрастий, от ненависти, глупости, а также как подательница благ.
Храм представляет собой длинное и узкое строение длинной 125 метров, ширина — 18 метров, вытянутое с севера на юг. Здание венчает крытая черепицей крыша с мягким изгибом, характерным для японских деревянных построек.
Храм Сандзюсангэн-до находится в киотском районе Хигасияма. Официальное название — Рэнгэо-ин (яп. 蓮華王院本堂 Храм лотосового владыки). Сандзюсангэн-до подчиняется храму Мёхо-ин, относящемуся к буддийской школе Тэндай. Храм Сандзюсангэн-до был построен в 1164 году Тайрой-но Киёмори по указанию императора Го-Сиракавы. В 1249 году уничтожен пожаром. В 1266 году был восстановлен главный зал храма. Ныне это самое длинное деревянное здание в Японии. В 1604 году здесь состоялась дуэль двух знаменитых фехтовальщиков страны — Миямото Мусаси и Ёсиоки Дэнситиро.
В храме Сандзюсангэн-до главным образом почитается святыня буддизма — бодхисаттва Авалокитешвара, или тысячерукая Каннон. Её статуя была создана скульптором Танкэем в период Камакура и входит в число Национальных сокровищ Японии. По обе стороны от большой статуи Каннон находятся 1 001 различающихся в деталях, сделанных в человеческий рост, скульптур «тысячерукой», построенные рядами от 10 до 50. 124 из этих статуй уцелели при пожаре и были взяты из первого храма, остальные изготовлены в XIII веке из японского кипариса и покрыты позолотой. Каждая статуя – индивидуальная, со своим собственным лицом, нарядом и головным убором. Перед ними установлены 28 фигур стражей и две знаменитые статуи бога ветра Фудзина и бога грома Райдзина, также являющиеся Национальным сокровищем Японии. Статуи расположены на поднятом на высоту в 10 ступеней помосте. Во дворе храма находится каменный памятник, поставленный к 13-й годовщине смерти императора Го-Сиракава.
В Зале установлены 1001 изваяния богини. Таким образом, молящиеся взывают сразу к милосердию 33 033 Канон.
В январе каждого года в храме проводится «Ивовое заклинание» (яп. 柳枝のお加持 Янаги но окадзи), во время которого верующие приходят для того, чтобы священник коснулся их головы ветвью священной ивы. Считается, что такое прикосновение исцеляет головные боли и предохраняет от них.
Сандзюсангэн-до также известен благодаря соревнованию Тосия (яп. 通し矢 То:сия, дословно «Стрелы, попадающие в цель») — знаменитому соревнованию в стрельбе из японского лука (кюдо). Оно происходило ежегодно в мае на западной веранде за храмом, длиной в 120 метров. Участники должны стрелять с южной стороны веранды к её северной части, где находится цель — платок. Здесь заседает также и жюри, фиксирующее попадания. Условия соревнований бывают различными: на 100 выстрелов; на 1 000 выстрелов; на половину или на полную длину стрельбы (то есть на 118 метров). При последнем конкурсе стрелок должен за 24 часа попасть в цель как можно большим количеством стрел. Такое соревнование продолжается с 18:00 и до вечера следующего дня. Ночью место стрельбы освещается многочисленными факелами и огнями со стороны храма; для соблюдения безопасности привлекаются пожарные части. После каждых 500 выстрелов стрелок делает небольшую паузу.
Впервые Тосия состоялась в 1606 году, и с тех пор считается одним из наиболее сложных и почётных соревнований по стрельбе — как из-за его длительности, так и из-за сложностей стрельбы на возвышенной над поверхностью земли террасе, требующей владения особыми навыками и техникой. Рекорд в стрельбе был поставлен в 1686 году 22-летним самураем Васой Дайхатиро (яп. 和佐 大八郎 ), выпустившим за положенное время 13 053 стрелы, из которых 8 133 поразили цель, что составляет 10 стрел в минуту. Второе место занимает самурай Хосино Кандзаэмон (яп. 星野 勘左衛門 ), попавший 8 000 раз 10 542 стрелами.
Сейчас в храме устраивается праздник совершеннолетия (20 лет), и молодые девушки Киото ежегодно собираются принять участие в стрельбе из лука, как раз накануне новогодних праздников, в первое воскресенье января, располагающееся ближе всего к 15 числу.
Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300-350 м!) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.
Стрелы для юми использовались разные, в зависимости от назначения. Для каждого случая (боевая стрельба по противнику, охота, соревнования, передача сигналов или сообщений) воин мог выбрать специальную, предназначенную именно для этого случая стрелу. На тренировочных стрелах крепились наконечники из рога, кости или даже бамбука. Наконечники боевых стрел были металлическими. У хорошего воина в колчане обязательно были стрела со свистящим наконечником, которая оповещала о начале сражения, и стрела с именем владельца, которая выпускалась по особенно важной мишени. По такой фамильной стреле потом легко можно было найти победителя. При необходимости использовались и стрелы с легковоспламеняющимися наконечниками.
Колчанов существовало несколько вариантов. Состоятельные воины носили два: один маленький, из ивовых ветвей - на боку, а второй - большой, тоже из ивы или из бамбука - на спине. Часто их еще обшивали снаружи мехом и украшали гербами или орнаментом.
Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми. Самураи соревновались с луками аудзумэ-юми, в бою пользовались луками ханкю и ёкю, реже - луком монгольского типа ёко-юми. Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю. Их мощь была столь велика, что автор первой европейской работы о японских искусствах будо Харрисон (4 дан дзюдо!) смог натянуть такой лук лишь приложив огромные усилия.
И на прощанье - ещё полюбоваться на прекрасных лучниц Страны Восходящего Солнца! Да, стрельба из лука - очень эстетическое зрелище, но натянуть его не так то просто...Не говоря уже о меткости и дальности стрельбы! Потому искусство девушек вызывает особенное восхищение)))
JayKo они очаровательны. Когда Тень увидела ролик - всё, залипла! И какие сильные - мой восторг просто! Эту вот штуку надо же натянуть! И видно, как непросто это сделать! Не говоря уже о том, чтобы стрела попала в цель. Дальность там порядочная. Ринн Вейг это да))) Вообще, лук был священным оружием - в эпоху Хэйан стрелы служили и для защиты от всевозможной японской нечисти. Стрельба из лука перекочевала во многие ритуальные магические обряды. А ещё ж Рэй была храмовой жрицей-мико! Жрицы-мико отгоняли призраков, злых духов и боролись со злом)))
Немножко о мико: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мико
А вот здесь можно полюбоваться на танец японских храмовых жриц))))
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
JayKo