Краткое резюме: мастера - козлы, игроки - молодцы, что поехала - не жалею.
(Ну а дальше следует неструктурированный бред).
Что касается позитифффа.
В общем - это неплохая получилась игра (у меня), с минимумом приключений, с норомальной загруженностью и полностью отыгранным персонажем. Перс - кашевар роты генуэзских наемников. Эдакая Большая Мама накормить-обуть-одеть
. (Мегареспект Эрлин
).
Прям таки не знаю, что сказать. Жили в казармах, меньше 10 м от штурмовой стены. Физическая нагрузка с непривычки убойная, потому что достаточно странная. Подъем (точнее, просыпание) - в 6.00, начало боевого времени (турки включают боевую музыку, предварительно громко исполнив несколько раз намаз, затем - артподготовка). Спать, когда над ухом орет муэдзин либо рвутся пятые корсары, невозможно. Отбой - 3.00, когда затихает активность дозора на стенах. Спать под ор луженых армейский глоток "Турки мать вашурастак султан пес смердячий %%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%%", с аккомпаниментом из стука молотков и бензопил (ремонт порушенной стены и ворот) тоже невозможно. Днем: жара, готовка (жара+), и четырехслойный псевдоисторический прикид. И сапоги со шпильками.
Получила достаточно интересный лингвистический опыт житья в казармах. Второй день старательно удерживаю себя от употребления завернутых выражений, потому как еще до начала игры в употреблении была исключительно русскоматерная речь. Например, в разговоре о политике, с экскурсом в вероятные инженерные решения по сносу врат и форсированию стен Константинополя при ближайшем рассмотрении нашлось три слова с цензурными корнями: "турецкий султан" и "мы". И я таки узнала несколько новых слов. Точнее, убедилась в том, что отдельные суффиксы вполне могут использоваться в словообразовании.
Собственно город - это ооо, аааа!!! и вааааще! Васторг детский, с пищаньем и визгами. В первую очередь - за счет строителей и обитателей (см. выше, игроки - молодцы). Действительно кварталы, расслоение по соц. уровням, по доходу, по интересам, по авторитетам. Самое большое количество позитива - это чисто дамское. Лавка благовоний. Константинополь 1553, три византийки содержат лавку парфюма, косметики и ароматов - что может быть естественнее? И прямо при тебе смешивают духи на заказ, туалетную воду, делают саше; берут заказы на варку мыла, смешивание кремов и изготовление губной помады! Все из натуральных ингридиентов, прямо при тебе, попробовать, научить, смешать, добавить что-то по желанию заказчика... ВАУ, короче. Восторг чистой воды. При этом, кстати, цены бросовые (по меркам квартала казарм - большой флакон духов стоит 1/4 дневного заработка). А в конце игры мы вдвоем спустили в этой лавке половину наследства, казну роты и всю выручку от продажи 8 арбалетов...
Второе яркое впечатление от города - чемпионат по циканию. Это не когда зубами от голода, это такой футбол-крикет, большим мячом и молотками, на квадратном стадионе. 2 команды, 4 человека + 1 вратарь, 2 пары ворот. Честно - такого спортивного азарта не испытывала со времен пресловутого матча с двумя десятками карточек.
Что касается негатива.
Весь негатив целиком и полностью выплескивается на мастерскую группу. Претензии сводятся к двум категориям: за произвол и за самодурство. За самодурство - уж извините, не ко всем, но к отдельным личностям. Типа, я мастер, я сказал, будет так; накласть, что не по правилам и плевать, что нелогично - но я сказал. (Например, если есть необходимость сходить в соседний дом кое-что забрать, но я уже одета в цивил, потому что уезжаю - нельзя! Я ломаю людям игру!) Таких мастеров были единицы... но... господа остальные мастера, вас это не избавляет от ответственности. Это вы набрали этих людей в свою мастерскую команду. Это вы отвечаете за их поведение.
Про произвол - сие есть совокупное название для перекраивания правил по ходу игры и открытое подыгрывание противоборствующим сторонам. Пресловутая история про приставную лестницу
(кратко: по косвенным показаниями 20 человек мастер по боевке (!) вынес из осажденного города лестницу, приставил ее к стене, снял белые хайратники (положение игрока "вне игры") с 5 тяжеловооруженных бойцов и указал им лестницу. В итоге - дозорные увидели бойцов "в игре" уже после того, как они оказались внутри городских стен).
История, рассказанная Юриком - как потопили корабль с провизией (голод в городе отыгрывался "по жизни" - недозавезли продукты, подняли цены, выкручивайтесь как хотите. Идея благая, но реализация...). Его не смогли потопить по игре. Потому что стреляли криво и дрались плохо. Но было Ц.У. - корабль должен утонуть. И его посчитали утопленным. (И на 2 игровых дня весь константинополь остался без круп ВСЕХ видов. Ни риса, ни макарон, ни гречки... ага, масло прямо на колбасу мазать приходилось.)
Замечу еще - даже если все сказанное неправда, само наличие таких подозрений, в таком количестве есть само по себе показатель.
Отдельно расскажу историю про бочку с водой...
(Черт! Я забыла рассказать про сортиры!)
У игры был замечательный полигон. Удивительно, что достаточно недалеко от Мск. Система озер; Константинополь - на мысу, как и положено; посуху проход перегорожен стеной. Противоположные берега - Турция и Галата.
В озерах, к сож., вода не вполне питьевая, и чистую воду привозили в большой цистерне. С туалетами еще хуже - водоохранная зона, и выгребную яму не выроешь. Так что данная игра была первым моим опытом выездов на игры, где используются биотуалеты. Да-да, такие синие привокзальные кабинки. Поскольку подъезд, напомню, перегорожен стеной, а из города за стены при необходимости не набегаешься, кабинки стояли сразу за штурмовой стеной. Впритирку. Количество шуток, полагаю, можете себе представить. Учитывая наличие в стене технологического отверстия, через которое регулярно приезжавшая машина откачивала... А над кабинками - настил для охраны стены.
Но тут речь про цистерну.
Ночь. Кто-то запускает осветительную ракету, и тут же раздается истерический женский вопль: АААААААА! Звезда Полынь! (цитату пропускаю) Этот город обречен, он падет!!! (Из соседней палатки - сонный голос Аларика с совершенно историчным, замечу, заявлением: "Долбаните кто-нибудь паникершу прикладом по голове...")
Тишина.
Потом тот же истерический вопль: и пала с неба большая звезда, блабла, и вода сделалась кровью!! ААААА!!! Этот город падет!
Далее следует неразборчивая возня у цистерны, вперемешку игровое "кто-то насыпал киновари в колодец" и пожизневое "это просто марганцовка, воду можно пить, надо повесить объявление, чтобы народ не пугался".
Утро. Мы идем за водой к цистерне. На ней сверху действительно объявление - не обращайте внимание на цвет воды, вода питьевая.
Открываем крышку... и балдеем, видя жидкость цвета #CC00CC. Тупим. Зовем мастера. Мастер - медика. Медик хватается за голову, выдает длинную и цветистую фразу и приказывает: срочно слить эту воду!!! Не пить!!! Не трогать!!!!!!!
Мастера быстро вызывают новую воду; ее привозят около 11 утра вместо обычных 4-5 вечера. На три часа город остается без воды. И я очень надеюсь, что до того никто не успел набрать водички.
А еще я надеюсь на две вещи. Что, во-первых, "отравлением колодцев" занимался кто-то из игротехов-мистиков, и что мастера этого человека найдут, и, во-вторых, что вызовом новой цистерны мастеров выставили на большие бабки. И что у них хватит ума содрать эти деньги с паникерши. Ибонефиг. За большую дурь надо наказывать большим рублем.
Я допускаю, что они подкрашивали воду ночью до тех пор, пока цвет не стал заметен... но думать надо головой, черт побери. И до прихода медиков я одна вопила о том, что эту воду пить нельзя - потому что у меня есть опыт промывания хирургических ран именно таким раствором, и последствия я представляю. А если бы меня не было?
Если вы еще не поняли - да. Я зла и недовольна.
Далее, еще, про деньги.
Мне не очень жаль мастеров ПС, которые влетели в расходы с несостоявшейся игрой. Но, после этой игры, я согласна слегка их пожалеть.
МГ лестница в небо подобного не заслуживает. Фанатство чистой воды: мы хотим, мы сделаем. Я догадываюсь, что мастера в существенном финансовом минусе - но они сами этого хотели. Это их личные трудности, что они хотели поставить такую большую Святую Софию. Игру делали два года; игра получилась.... хммм... средненькой - и исключительно по вине мастеров. А ведь был шанс хотя бы повторить Ведьмак-2005.
Далее - размышления и ИМХО.
Были ли пресловутые мастерские рельсы, заранее продуманный сюжет, в который пинками загоняли игроков? Вероятно, нет - в общепринятом смысле. Мастера сами не решали, сдавать ли город; это решить должна была линия мистического пласта: если мистики сделают правильно - город спасен, иначе - нет. Но мистический пласт был слит. В силу плохой продуманности реализации и слабой разрекламированности. С ним было все ровно то же, что и с остальной игрой -
фанатство в худшем смысле этого слова. Привет Явину. Маниловщина. Мастер видит красивую картинку (например, собор св. Софии) и реализует ее, забыв о том, что игра - вещь комплексная. А потом, уже на игре, видя, что фигня какая-то получается, начинает лихорадочно латать дыры. И мастер подходит к игроку и говорит прямым текстом - делай! И получает в ответ: мастер, ты что, офигел?! Я буду делать то, что будет делать персонаж, а персонаж вместо того, чтобы идти в страну снов и решать какие-то мистические загадки, будет брать арбалет и вставать на стену.
Другое следствие такого фанатства - перекраивание правил по ходу игры. Сегодня стрелки - те, у кого арбалеты, а завтра - только те, у кого есть еще и шлем. Зачипованный перед игрой ёж внезапно становится травмоопасным и должен быть удален. Рыбацкая лодка превращается в корабль и не может больше причалить кроме как в порту. Ворота, которые следовало выносить "по жизни", теперь надо выносить "по хитам" - т.е. после какого-то количества попаданий их просто открывают и все.
Наконец-то с великим трудом налаженная (игроками! И мы знаем их имена!) оборона города начинает работать! Если в первый день у турков был шанс силой проломиться в город, то потом его не стало. Реально весь город поднялся на защиту. И фронт, и тыл. И сбор пожертвований в пользу защитников заработал. И ввели налог в виде котелка кипяченой воды с дома - для питья бойцам на стенах. С пятницы у турков шансов победить не было. И что произошло в субботу? Мастера открыли ворота туркам.
Да.
И еще про одну булочку.
Это касается мистического пласта игры. Давненько у меня не было такого дежа вю. Мистика - это калька с охренительного количества игр. Поиск людей, которым "хочется странного"(с), которые в итоге решают судьбу мира. Аааа, бедная булочка... Сделано - офигительно топорно. Грубо, неумело, и вызывает исключительно отторжение. Отдельным игротехам мистического пласта так и хотелось сказать - чувак, ты не в теме. Ей-богу, я тщательно постаралась забыть к игре то, что случайно услышала от мастеров про душу города и прочее... но в игре я чувствовала себя как психолог, которого заманивает лохотронщик.
Респекты: арбалетчикам; святым отцам; парфюмерам; паре отдельно взятых мастеров.
Антиреспект: мастерской команде лестница в небо.
Состояние: добродушно злое
Аколит
[Print]
Dark Night