хорошие люди всегда встречаются снова
Sirin
дневник заведен 10-02-2004
постоянные читатели [154]
3_62, 8-) СТИКС, A i s c h a, A1ien, Aglaia, anikeeva, ARMY, Arris, Artt, asole, Avana, Basilicum, BISyanya, blackberrry, Bladewalker, Cherry_Dashik, Creative emotion, Dama&@, Die Flora, dimas, Dreamtiger, Dummy, Eagles, Emptyness, End split, Eroshka, Eternity(ToSA), Etheriall, four seasons, Galateya, GoldenAndy, Guaranda, hanami, Hunger, Hydralisk, Indigo girl, I_R, Jeanne Osoien, Jouir, Kanpu3Ka, kolobo4ek, Kukushka, K_Altos, leksei, Lilichka, Loss of Soul, Mari-May, Marineska, Marjerri, Mechanic, meteora, Mirabelle, Nessy, nevidim, Nicholas Hawkwood, nobuddhy, NoGod, O De San, OkeaNik7, onk, Paint It Black, Panny, Parshivka, pauluss, photo, photo_tDO, point69, Princessen, Pulim, RADAR, Radu, Ra_au, RomperStomper, ruslan7, ryecat, Samum, Sergo, SharoWar, Silvara, Simpli, SoulOfTheI, Southern_Cross, strangeman, Tajutka, The Cure, The Doors, The House Of Rock, Tournesol, Uncatchable Jane, ura23, username, Vasilich, Volna, vvol, Wetka, WhereItFrom-Club, Wrong Direction, zappa, Zoi_site, z_g, Альфи, Ануца, Арматур-батыр, Белый, Библиотека, Бодюлька, Бонни, Брю, Буквы иллюзий, Букля_, В кедах по снегу, Великое Ничто, Влюбленная в жизнь, Волшебница Эфи, Вредные Советы, Дизайнер шатун, Дочь Самурая, Дура, Дядя Федор, ежеви, Ёлочка, Желудь, Карпатский ёж, Ква-кВася, Клуб меломанов, криворук, Лёчка, Марина, Мастер, Мильди, Мюу, Не та, новембер, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Птица без ног, Путник, Роковая малышка Ню, Синий Мастер, Стрелка_в_центре, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, Тин, Тихий океан, Толерантный клуб, Тррринадцатый, Хару, Хикки_коморный, Чел, Шпулька, Штиль, Эль, Юкка
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Днепр, Украина
интересы [3]
музыка, вода, молитва
антиресы [2]
моя глупость, чужая неискренность
[14] 12-07-2024 13:45
Today russia hit «Ohmatdyt»...

[Print]
Та сама киянка
14-10-2006 01:23 Киевская Русь - расцвет и упадок
В усобице между детьми Святослава (Ярополк, Олег и Владимир) победил Владимир (годы правления 980-1015). Он окончательно ликвидировал остатки автономии племён. Время Владимира и его последователя Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси. Власть киевских князей простиралась за Карпаты, в Прибалтику и до Черного моря. Однако именно в этом расцвете содержались зачатки распада государства. Экономическая и внешнеполитическая стабильность привели к росту, укреплению и богатению городов, которые становятся в значительной мере независимыми от Киева, только уже не как центры родо-племенных, а как центры территориальных общин. Наступает новый этап в жизни Киевской Руси, когда центробежные тенденции начинают преобладать над центростремительными – закономерный этап развития государства.
Владимир, ликвидируя автономию племён, решил унифицировать и религиозные воззрения, сделав единую религию основой государства. Поначалу он пошел по пути модернизации язычества, установив в Киеве новое святилище с идолами Перуна (бог небесных явлений, бог войны), Симаргла (растительность), Стрибога (Луна), Хорса (Солнце, иранское слово, от которого происходят также слова "хорошо", "хоровод"), Дажбога (плодородие и Солнце) и Мокоша (вода) – главных богов разных плёмен, в то же время вполне общепризнанных.



Збручский идол, X в. Одна из граней (в) верхнего яруса предположительно изображает Перуна

Однако язычество себя изжило, и в 988 было принято христианство. Это принесло Руси письменность (которую специально для перевода христианских книг на славянский язык создали два брата Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), позволило приобщиться к мировой религиозной и философской литературе, дало возможность русским князьям вступать в династические браки, что серьезно подняло международный престиж Киевской Руси.
Владимир, приняв христианство, женился на сестре византийского императора Анне.

Правление Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича - это установление централизованного государства.
Помимо князей в управлении территориями участвовали бояре. Бояре командовали отдельными дружинами, территориальными гарнизонами, которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который иногда выполнял функции реального управления государством, такими воеводами были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Дружина в IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен в год. Кроме того, для дружины существовало «кормление» - содержание дружины податным населением во время полюдья.
Княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями. Собственно такая неочевидная система престолонаследия и вызывала постоянную борьбу между претендентами на престол.

Формой налогов на Руси была дань - в одну меховую шкурку "с дыма". В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от плуга. Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Максимальный размер дани по венгерской летописи в X веке составлял 30 тысяч гривен.
После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.


Основной денежной единицей была гривна – около 204 грамм серебра.



Киевская куна выглядела шестигранником, новгородская – палочкой. Новгородские палочки иногда рубили на 4 части, отсюда появился рубль.

В X- XI веках чеканились княжеские серебряные монеты – ногаты и куны, с трезубцами.



После смерти Владимира начинается усобица между его детьми. Святополк, прозванный Окаянным, убил своих братьев Бориса и Глеба (они стали первыми канонизированными святыми из русских), и при помощи поляков воцарился в Киеве, но Ярослав, опираясь на новгородцев, его сбросил.
Правления Ярослава Мудрого (1019-1054, до 1036 соправителем был Мстислав Храбрый) – продолжение расцвета Киевской Руси, и в то же время – продолжение центробежных тенденций. К времени Ярослава относится небывалый расцвет культуры, возникают школы, массово переписываются книги, создаются библиотеки (древнейшая дошедшая до нас русская книга - "Остромирово Евангелие" (1056-1057). Некоторые памятники архитектуры сохранились с тех времен до сих пор – Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Преображенский храм в Чернигове, Золотые ворота в Киеве. В это время основывается Киево-Печерская лавра – крупнейший монастырь и духовный центр Руси до сегодняшнего дня. При Ярославе происходит фактическое утверждение независимости русской Церкви от Константинополя – впервые самостоятельно назначается свой митрополит, а не присылается из Византии – митрополит Илларион. Сохранились значительные памятники литературы – свод законов «Русская правда», поучительное и философское «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Ярослав Мудрый. Реконструкция по черепу из захоронения в Софийском соборе.


Золотые ворота


Софийский собор





О международном признании Руси говорит череда династических браков – так, своих дочерей Ярослав выдал за французского, венгерского, шведского и норвежского королей.


Анна Ярославна, королева Франции


Во время правления Ярослава Мудрого начинает складываться правовой сборник «Русская Правда». До нас он дошел только в списках XIV-XV веков, примерный период ее создания 1019—1054 гг.
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» и «Пространная» Правды.
«Краткая Правда» состоит из из 43 статей, вмещающих в себе собственно «Правду Ярослава» и «Правду Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода) 1072 года. «Пространная Правда» - с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время Владимира Мономаха, после 1113 года. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» уделяла много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.



Страница из краткой редакции «Русской Правды»

Русская Правда различает, условно говоря, гражданское и уголовное право, за одни преступления полагается вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того - и правительственная кара со стороны князя. Русская Правда отличает неумышленное от умышленного преступления, действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, от действия менее опасного, но оскорбительного: за удар палкой, ладонью или если вырвут усы или бороду - наказание пеней вчетверо дороже, чем за опасные для жизни удары; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен. За наиболее тяжкие преступления: разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной пене, а потере всего имущества с лишением свободы.
За убийство взималась и вира в пользу князя, и вознаграждение в пользу родственников убитого. Вира равнялась 40 гривнам, за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины она взималась двойная, половинная взималась за убийство женщины и тяжкие увечья.
Основной группой крестьян были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли. Они были обязаны платить подати, отбывать повинности.
Закупы — смерды, взявшие в долг у господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг.
Изгои - люди, вышедшие из общины, прощенники —попавшие под так «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.
Холоп (челядь) – рабы. Плен и рождение от рабыни, самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение, «без ряду» (без договора), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление. За убийство холопа его господину платили всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен.



После смерти Ярослава правит триумвират его сыновей – Изяслав, Святослав и Всеволод (1054-1073), потом между ними начинается усобица. Внуки Ярослава продолжают бороться между собой за киевский престол – Святополк Изяславович, Олег Святославович и Владимир Всеволодович Мономах. За 40 лет князья на киевском престоле менялись 47 раз.
В то же время в силу центробежных тенденций Киев теряет лидирующее значение в русской земле. Князья начинают больше заботиться о доставшихся им уделах, уже не рассматривают их только как трамплин для захвата Киева. Окончательно это было оформлено на съезде князей в Любече (1097) – «каждый да держит отчину свою». Вместо единого центра – Киева – образуются новые центры (на тот момент – порядка 10).
На время собрать все земли под единой властью удается Владимиру Мономаху (1113-1125) и Мстиславу Владимировичу (1125-1132). Идеями единства русской земли проникнута «Повесть временных лет» - летопись, написанная в 1113 году монахом Нестором, и "Поучение Владимира Мономаха детям". В этот период осуществляются последние удачные походы на половцев - 1103 и 1111 годы, появление более мягкой к бедным расширенной редакции "Русской правды" (Статут Владимира Мономаха).
Окончательно Киев утрачивает свое значение после 1169 года, когда внук Мономаха Андрей Боголюбский разграбил и сжег его. Титул Великого князя с этих пор носит не киевский, а владимирский князь.


Андрей Боголюбский, Великий князь Владимирский, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Реконструкция антрополога Герасимова по черепу из захоронения.


Печеніги - У 968 відбувся їх перший напад на Київ. У 972 П. розбили біля дніпрових порогів дружину князя Святослава. У 988-997 князь Володимир Святославич вів запеклу боротьбу з П. В 1015-19 вони були викликані війнами між синами Володимира Святополком, (користувався підтримкою П.) і Ярославом. Останній похід П. на Київську Русь відбувся 1036, коли вони зазнали нищівної поразки під Києвом від війська Ярослава Мудрого. На місці цієї перемоги було збудовано Софіївський собор.

Після печенігів в степу зявляются торки та берендеї, з 1055 р. починаються постійні напади на Русь половців.
1068 - битва на Альте сражение сыновей Ярослава Мудрого с половцами.
Після Долобського з'їзду 1110 року Володимир Мономах в 1103, 1111 і 1116 рр. разом з іншими князями здійснив три походи проти половців, завдавши їм відчутної поразки. Хан Кончак у другій половині 12 ст. об'єднав значну частину половців у єдину державу. 1223 року половці остаточно були розбиті на р. Калка (хан Котян).



Комментарии:
Камрад
Святополк, прозванный Окаянным, убил своих братьев Бориса и Глеба (они стали первыми канонизированными святыми из русских)
ввот одно из многочисленных примеров религиозной политики, а уверяют хотелось бы религия чиста и свята
сын Света
DHARA не понял? вы недовольны канонизацией Бориса и Глеба? Видите в этом политику? Но разве вы сомневаетесь, что невинно убитые, тем более родным братом - в раю? А именно об этом говорит канонизация кого-то в качестве мучеников.
Камрад
Sirin да я не то что бы недовольна, дело то минувших дней и не моих но здесь есть нюанс. всякого невинно убитого канонизируют разве? мне, казалось, чтобы попасть в лики святых нужно святость заслужить в буквальном смысле, а принадлежностью к царскому роду, ибо если это так то чистая политика. я слышала такую версию, что именно из-за братоубийства на почве власти, политическую ситуацию и, главное, авторитет царской семьи правящей партии, духовенство пошло на такой политический шаг, дабы сгладить всю эту грязь и в глазах простого народа
сын Света
DHARA каким образом "сгладить грязь"? наоборот, канонизация Бориса и Глеба не дает нам до сих пор забыть о преступлении Святополка, так же как канонизация митрополита Филлипа, замученного опричниками, не дает забыть о преступлениях Ивана Грозного, на которые многие хотели бы сейчас закрыть глаза, в том числе и в околоцерковной среде.
что касается "заслужить святость", то есть разные виды святых - есть преподобные (святые монахи), есть равноапостольные (миссионеры), есть мученики. Последние не обязательно при жизни являли собой примеры святости, главное, что убиты не за преступления свои, и умерли достойно. В идеале - если умерли за Христа, но тут не все так просто. Посмотрим на пример Бориса и Глеба: И тот, и другой знали, что подвергаются опасности от своего старшего брата, но им и в голову не пришло выступить против него. Дальше - цитирую с сайта http://days.pravoslavie.ru "В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти".

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть