Сегодня наш философский клуб провел очередное заседание, очень, правда, отличное от предыдущих.
В этот раз мой коллега Павел пригласил много гостей (харизматичный Нарижный, декан ф-та психологии Гальцева, 2 священника, 2 эксперта по сектам, журналист, психиатр), и чтоб это пропало не зря, согнал человек 20 студентов. Ну и студентов 10 еще сами пришли, моих уже три девочки, а не две, как в прошлый раз
.
Начал заседание я, чтобы связать предыдущие наши темы (что такое тоталитаризм; тоталитаризм в литературе) и нашу сегодняшнюю тему (тоталитаризм в религии). Я сделал небольшой доклад о Платоне и о философских корнях тоталитаризма. На предыдущих собраниях мы дали в качестве одного из главных критериев тоталитаризма - контроль за информацией. Она либо жестко контролируется, либо используется в перевранном-интерпретированом виде (пропаганда), либо наоборот, ее предоставляется такое обилие, что разобраться в ней невозможно. В любой тоталитарной системе мы найдем в качестве одного из главных элементов - контроль за информационными потоками. Древнегреческий философ Платон, изображая модель идеального государства, предполагает в нём: "должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы... В пьесах, если вообще их можно допустить, не должны выводиться другие характеры, кроме безупречных мужчин-героев хорошего происхождения... должны существовать некоторые мифы, которые правительство должно внедрять. Ложь должна быть исключительным правом правительства точно так же, как право давать лекарство является исключительным правом врача".
То есть мы видим в идеальном государстве Платона жесточайший контроль за информацией. Теперь, чтобы понять метафизические основания этих взглядов (а эти основания одинаковы у всяких тоталитарных идеологий), скажем пару слов о самом идеальном государстве Платона. В нем должно быть 3 класса – правители, воины и крестьяне-ремесленники. Ответ на ключевой вопрос – почему именно эти три класса – открывает нам всю основу философии Платона. Дело в том, что Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей - разумной, волевой и чувственной - и каждой из этих частей должен соответствовать определенный класс в государстве. То есть, Платону известен идеал, и ему известно, в какой форме он должен быть воплощен на земле. Ему известно, как должно быть. А если истина мне известна, то действительно, зачем же вступать в дискуссии? Надо всех вести верным путем, а позволять им сомневаться – значит позволять им наносить ущерб самим себе. Это – ключевой вопрос любой тоталитарной системы. Человек (или партия или религиозная группа) подчиняет своему контролю других людей как правило не из злобности или корысти, а из благих побуждений – я знаю, как надо, у другим укажу.
А вот идеологи демократии (Бертран Рассел, к примеру, автор неплохого учебника по философии) полагают, что абсолютной истины нет, она совершенно динамична, и поэтому нельзя возводить ее в авторитет, а нужно постоянно и совместными усилиями ее постигать, чтобы не отстать от ее безостановочного развития.
Вся история философии – это борьба вокруг нескольких главных вопросов, один из которых – есть ли вечная и неизменная истина, или же «все течет, все меняется», так называемый спор между метафизикой и диалектикой. Вот и получается, что в основе различия между демократической и тоталитарной моделями управления лежит старый как сама философия спор о том, что происходит с нашим миром, спор, в котором ломали копья еще Парменид с Гераклитом 2600 лет назад.
И когда мы теперь перейдем к рассмотрению тоталитарных культов, мы увидим, что одной из характерных особенностей любого культа, который мы назовем деструктивным или тоталитарным, является наличие харизматического лидера, обладающего монополией на истину.
Впрочем, оговариваюсь, наличие уверенности в вечной и неизменной истине не всегда ведет к тоталитаризму. Вот православные тоже веруют в Христа, который ныне и вовеки тот же, однако сознание своих адептов не контролируют и строем их в рай не гонят. В чем же разница? Наверное в том, в чем для того же Платона была разница между правильными и неправильными формами правления. Что отличает монархию от тирании? Аристократию от олигархии? Демократию от демагогии? Моральные качества лидеров, отвечает Платон, и ничего больше. Можно сделать вывод, что владение истиной не обязательно приводит к тоталитарности, хотя и несет в себе ее зародыши. Значит, обладающий истиной получает вместе с ней и громадную ответственность, как бы не покуситься на свободу людей ради их же блага. И только моральный человек перед этим устоит.
продолжение следует...
Current music: Deep Purple - The Battle Rages on
Состояние: усталое но довольное, хотя и шум в голове от обилия слов
Тилль Линдеманн говорил: «Е...
[Print]
Kukushka