Ну, что робяты! И снова фильм! И снова – исторический! На этот раз – история несколько видоизменена, но на то право режиссёра, да и результат превзошёл все ожидания! Во всяком случае, мои – точно!
Итак, «Внутренний дворец», 2006 года, один из самых красивейших представителей жанра, дебют режиссёра Тору Хаяси, фильм прекрасный, как мечта, лиричный, как хокку Басё, и печальный, как аниме Макото Синкая…
И – да, вы, наверное, уже догадались, правда? – он о Любви…
Но сначала – немножко истории…
Историческая справка:
Действие картины происходит во время правления сёгуна Иэцугу из династии Токугава (1713-1717), который принял власть в возрасте 4 лет. Фильм показывает один из самых известных скандалов внутреннего двора, войну между матерью маленького сёгуна, наложницей и бывшей официальной женой.
Всего в замке Эдо было три помещения: "переднее" помещение, где занимались делами, "средние" покои, о которых и шла речь, и "великие" покои (О-Оку), где жили женщины.
Расположение последних, как полагают, сделали по образцу покоев китайского двора. В "великие" покои (О-Оку) допускались только очень немногие мужчины — сам сёгун, некоторые высшие советники, врачи и монахи. Как и другие члены общества, женщины также подразделялись на ранги, иерархия ревностно соблюдалась...
Скучающие женщины развлекались тем, что склочничали, злословили и ревновали. Время от времени раскрывались придворные интриги, одну из которых стоит вспомнить, из-за того, что она проливает свет на образ жизни дам из дома Токугава. Одна из наложниц дома Токугава по имени Эдзима занимала высокое положение. В ее обязанности входило общение с купцами, поставлявшими товары сегуну. Непосредственно или через посредничество врача Замка она сблизилась с купцами, которые хотели войти в привилегированный круг, и, чтобы расположить ее, пригласили в театр Накамура, где представили одному из актеров, Икусима.
Разные источники дают различные подробности этой истории - возможно, она тайком провела актера в свою комнату в Замке, но, так или иначе, они вступили в любовную связь, причем на Икусиму повлияла скорее большая взятка, полученная им от купцов, чем чувства. Молодых людей увидели, о них донесли начальству, и в 1714 году Эдзиму отправили в ссылку (наказание могло бы быть хуже, если бы за нее не вступилась фаворитка сегуна). Неудачливого любовника Икусиму и других участников труппы выслали из Эдо. Брата Эдзимы приговорили к смерти, не потому, что он имел какое-то отношение к скандалу, а потому что семья должна отвечать за своих членов. Четыре театра в Эдо были тогда же закрыты, а театр Накамура был распущен навсегда. Самым неприятным в этой истории для правящих кругов было то, что в интимную жизнь сегуна был допущен посторонний человек, а члены сословия самураев связались с купцами и брали у них деньги.
А теперь, когда немножко прояснились реальные события, расскажем о том, что происходило в фильме…
Японское Средневековье. Жизнь «Внутренних покоев», стянутая жёсткими правилами. Предписанные дворцовые ритуалы, скучные и приевшиеся, «золотая клетка дворца», которую уже невозможно покинуть. Чем занять себя живущим в закрытых «Внутренних покоях» затворницам? Ревность, зависть, интриги и женское коварство буйным цветом расцветают в гареме великого сёгуна, которому исполнилось всего пять лет…
Вот на таком фоне разгорается конфликт между официальной вдовой сёгуна, не сумевшей родить ему наследника, Тэнэйин, и одной из наложниц, которой посчастливилось родить сына, Гэккоин. Вдова возмущена безмерно, и считает, что мать Иэцугу, Гэккоин, не заслуживает своего высокого ранга. Как! Простая девчонка, не обладающая ни звонким титулом, ни «голубой аристократической кровью»! И этой нахалке и выскочке она должна теперь кланяться! Весь двор с любопытством следит за разгорающимся конфликтом.
О, как изобретательно и жестоко женское сердце! Как много способов уязвить и унизить соперницу, скрывая злые помыслы под лицемерной улыбкой! Как больно ранят колючие, ядовитые слова! Молодая мать, Гэккоин, беспомощна перед этой ордой злобных фурий…Только на двух человек во дворце она может положиться – на советника Этидзэна, Акифусу Манабэ, опекающего малолетнего сёгуна, и управляющего страной под его именем, и молодую даму из своей свиты – госпожу Эдзиму, такую же простую девушку, которой, ой, как несладко приходилось на первых порах во дворце…
Госпожа Эдзима, хозяйка Внутреннего дворца, как раз и становится главной героиней фильма. Её служение госпоже вызывает искреннее восхищение! Она защищает Гэккоин от нападок придворных дам из свиты Тэнэйин, она старается выполнять все её поручения, для неё служба госпоже – это своеобразное женское «бусидо». Долг превыше всего! Счастье госпожи Гэккоин – важнее её собственного, впрочем, какая личная жизнь может быть у дворцовой затворницы? А госпожа Гэккоин доверяет советнику малолетнего сёгуна не только решение государственных дел, но и собственное сердце. Ах, какая неосторожность с её стороны! Разве утаишь секрет от внимательных глаз обитательниц дворцовых покоев! Вот уже досужие слухи достигли ушей госпожи Тэнэйин, и дамы из её свиты начинают плести опасную интригу…Как поймать Гэккоин? Каким образом лишить влияния советника Этидзэна? Кому больше всего доверяет мать малолетнего сёгуна? Ах, госпоже Эдзиме! Значит, нужно вынудить её предать свою госпожу. Но как это сделать? Что может поколебать женскую дружбу? Конечно же, любовь… Значит, надо заставить госпожу из Внутренних покоев влюбиться.
И вот уже вступает в действие хитрый план. Дамы из Внутреннего дворца приглашены в театр Кабуки. Во время перерыва госпоже Эдзиме представляют звезду труппы - Икусиму Сингоро, красивого молодого человека, сводящего с ума многих знатных особ и богатых женщин. Молодость, красота, талант и обаяние, перед которым невозможно устоять – Сингоро вызывает зависть у прочих актёров, однако он знает, что актёрская слава непрочна, успех быстротечен, и надо искать других способов, чтобы заработать, помимо сцены. Благосклонность актёров театра Кабуки покупается, вы разве не знали? Госпожа Эдзима в смятении. Молодой человек нравится ей, но их разделяет сословная пропасть, кроме того, она – хозяйка Внутреннего дворца, ей непозволительна связь с мужчиной!
Дальше начинается борьба чувства и долга, верности и коварства, интрига затягивает в свои сети всё больше людей, и уже близка трагическая развязка…
В фильме очень тонко и трепетно переданы чувства…Сингоро, подкупленный Рэндзёин, служащей вдове сёгуна, неожиданно понимает, что ему дорого счастье молодой женщины, которая не хочет видеть в нём красивый товар, а обращается с ним, как с человеком…
«Знаете, я хочу подарить вам то, чего нет у вас во дворце. Плыть вместе, в лодке. Разговаривать. Молчать. Смотреть на лица людей, и угадывать, о чём они думают. Вы ведь никогда не занимались этим в обществе мужчины?»
И постепенно между ними двумя возникает доверие, оказавшееся сильнее хитрой ловушки придворных дам. Вот только те не собираются сдаваться!
Так за чистоту и естественность чувств приходится заплатить жизнью…
Несколько слов – о судьбе малолетнего сёгуна, ребёнка, наделённого всеми атрибутами власти, которой, однако, невозможно воспользоваться. Одинокий малыш, который просится к маме, и получает в ответ строгие слова госпожи Эдзимы: «Иногда ваше высочество должны оставаться одни. Быть одиноким – это и значит, быть сёгуном».
Какие характеры у героев фильма! Госпожа Эдзима – прямодушная, честная и искренняя, и запутавшаяся в собственных чувствах госпожа Гэккоин, её хозяйка, женщина слабая, привыкшая опираться на чужую помощь и поддержку; её соперница за власть во дворце, госпожа Тэнэйин, не по-женски хладнокровная, расчётливая и мстительная; её придворная дама, Рэндзёин, сгорающая от неразделённой любви, натура сложная и страстная, в интригах дающая выход нерастраченным чувствам; три дамы из свиты Эдзимы – забавная троица, обожающая представления театра Кабуки, и мечтающая о внимании противоположного пола (одна из барышень очень здорово напоминала Лиечку Ахеджакову, вот честно!). Впрочем, этот самый противоположный пол тоже показан очень хорошо – от хитрого советника Этидзэна, умело играющего на чувствах Гэккоин, до ненавидевшего его советника Такатомо Акимото, пестующего собственные честолюбивые устремления.
И – очень удался образ Сингоро, обаятельного актёра театра Кабуки, с очаровательной улыбкой и грустными глазами…
А какой красивый этот фильм! Слов не хватает, чтобы описать эту красоту! Золочёные стены приёмных покоев дворца сёгуна, колючие ветви сосен и криптомерий в саду камней, и серый гранит каменных фонариков; кажущийся бесконечным простор Зала Колокольчиков; расписные ширмы Внутреннего дворца; мерцающее, струящееся серебро речных вод, и низко склонённые к самой воде ивовые ветки; кичливая пышность цветущих в сёгунском саду пионов; суетливые, полные народу улочки города Эдо; богато декорированные подмостки театра Кабуки; огненный дождь фейерверков в тёмно-синем, летнем ночном небе… Ну, и, конечно же, богатство костюма! Яркие кимоно, соперничающие по расцветке с радугой; парадные парчовые накидки, шелестящие по чисто вымытым доскам пола; строгие, гербовые хаори у дворцовых советников…Посмотреть есть на что, однозначно!
…Шуршит по ветру игрушка-вертушка в руках бедной девочки-торговки. Обрывается ещё одна человеческая жизнь. Устилают дорогу удалившейся в изгнание госпоже Эдзиме алые кленовые листья. Тают в стылом тумане стены Внутреннего дворца, который много лет был для неё единственным домом. Впрочем, так ли уж это теперь важно? Никто не сможет отнять у бывшей хозяйки Внутреннего дворца память о самом дорогом человеке, подарившем горькое счастье первого чувства…
Если вы в настроении погрустить – посмотрите «Внутренний дворец». Он составит вам поистине прекрасную компанию.
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo