Честно говоря, у режиссёра Чжана Имоу Тень смотрела всего 3 фильма, из которых понравились два – «Герой» и «Проклятье золотого цветка» (ну вот не пошёл «Дом летающих кинжалов» - сюжетно картина крайне слабая, до уровня двух предыдущих никак не дотягивающая). Можно любить, а можно и не любить картины Чжана Имоу, но одно вне всякого сомнения – он умеет показать зрителю Красоту…Пригодились знания дизайнера и профессия оператора…Каждая его картина отличается потрясающим по красоте визуальным рядом. Вот в поисках красивого Тень и решила покопаться в его фильмографии, и нашла искомый «Фонарь»…И, несмотря на древний 1991 год, просто потрясена просмотром…
Экранизация романа Су Туна «Жёны и наложницы». Фильм получил немалое количество наград - три награды Венецианского кинофестиваля: «Серебряный лев», приз ФИПРЕССИ и приз Эльвиры Нотари (все — Чжан Имоу), премия «Давид ди Донателло» за лучший зарубежный фильм (Чжан Имоу), а также номинация в категории «лучшая зарубежная актриса» (Гун Ли), две премии «Сто цветов»: лучший фильм, лучшая актриса (Гун Ли), премия Лондонского кружка кинокритиков за лучший зарубежный фильм года. Обычно я не смотрю на награды – но здесь все они более, чем заслужены!
«Зажги красный фонарь», 1991 г, режиссёр – Чжан Имоу.
Вы взлетаете беспечно
По ступеням ярко-красным,
Вы спускаетесь,
Играя, из нефритовых палат.
Вы проходите,
И слышен звон подвесок драгоценных,
Вы подходите,
И веет шитых платьев аромат.
Приближаетесь к циновке,
Разметая шёлк узорный,
В танце кружитесь по залу,
Грациозны и легки…
Но любовь к хозяйке вашей,
Я боюсь, не будет долгой,
А хозяйку позабудут –
Так и вам лежать в пыли…
«Туфельки», Шэнь Юэ.
- Хорошо это или плохо – это всего лишь игра. Если ты играешь хорошо, то обманываешь других. Если ты играешь плохо, то обманываешь только саму себя. А если ты не можешь обманывать себя, то можешь обманывать только призраков.
Сунлянь, «Зажги красный фонарь».
Хуже нет, чем остаться сиротой…Для героини закончились счастливые дни – умер отец, и вместо учёбы в университете её ожидают только попреки мачехи. Приходится уйти из дома – и она принимает предложение богатого чиновника, господина Чэня Байшуня. Что поделать, такая уж женская доля – заключает она, покидая отчий дом.
Вместе с университетом приходится оставить всё – даже и своё имя. Теперь она – Сунлянь, «Четвёртая жена». Не слишком то завидная участь…
…Вздымается вверх черепичная крыша усадьбы. Именно здесь ей предстоит жить. Распахиваются резные створки ворот – с тем, чтобы захлопнуться у неё за спиной. Перед ней – двор, похожий на колодец. Вокруг массивные крепостные стены, словно бы и не дом, а ощетинившийся бойницами древний замок… Серый камень, побуревшая от времени черепица кровли, полустёртая резьба старинных колонн. Это место, на которое набросила свой седой покров сама Древность. Время остановилось здесь, словно гнилая стоячая вода, и ему нет дела до двадцатого столетия. Семья, в которую вошла Сунлянь, более всего почитает древние традиции. Её совсем не интересует современность.
Шаг за шагом она проходит по длинному коридору, увешанному алыми фонарями. Их свет малиновым шлейфом указывает ей дорогу.
- Почему горят фонари? – спрашивает она служанку, стирающую бельё, и получает грубый ответ:
- Потому что ты здесь!
Домоправительница спешит пояснить:
- Это теперь ваши покои, госпожа. Вы в них хозяйка! Наш дом чтит старинные традиции. Господин сам решает, кого посетить ночью. В тех покоях, которые он почтит своим присутствием, зажигают красные фонари. Правда, ведь, очень красиво?
Госпожа Четвёртая Жена зачарованно кивает. Что ж, теперь это её дом. Надо учиться здешней жизни…
Фильм удивительно гармоничен – в нём нет ничего лишнего. Он сдержанно-красив: алый свет фонарей, белые хлопья снега, умбра стен…Кадры, построенные на контрасте, выдержанные в строгой коричневой гамме, которую разбивают рубиновые фонари и струящаяся река багряного цвета…
Впрочем, вернёмся к картине.
Место, где богатство соседствует со скупостью чувств. Место, полное злобы и коварства. Место, где господствуют сплетни и интриги, где живые люди мало, чем отличаются от призраков…
Затхлый женский мирок, в котором главное – захватить власть, показать, что ты – первая, уничтожить соперниц, урвать себе кусок послаще и пожирнее…
Стоит ли ложь, лесть и обман обещанной награды – ежедневного массажа ступней и права выбирать любимые блюда в обед?
Это место знает только зависть и ненависть…
Ещё бы! Женщины, что живут здесь, не имеют имён. Первая, Вторая, Третья, Четвёртая жена – словно пешки на шахматной доске.
Первая жена – ровесница господина, пожилая, чопорная старуха. Дом въелся в её плоть и кости, и она стала его частью, словно оживший резной дракон с черепичной крыши. Всё, что от неё требовалось, она уже совершила – родила сына, и теперь живёт в одиночестве, следя за безупречным соблюдением традиций.
Вторая жена – с улыбкой на лице и ядом скорпиона в сердце, сумевшая родить лишь бесполезную дочь, и мечтающая дорваться до власти.
Третья жена – оперная певица, словно певчая птица, запертая в каменной клетке дома. Капризная, своенравная, не привыкшая упускать своего. Что примиряет её с заточением? Уж не визиты ли доктора? Да, она также родила сына…но господин захотел Четвёртую жену…
…разбив надежды служанки, мечтавшей о лучшей доле, чем прислуживать, выслушивая в свой адрес только лишь издевательства и оскорбления…
Настоящий паноптикум. Никому нельзя верить – подставят и предадут. Наказание за ослушание жестоко и неотвратимо. Покинуть усадьбу невозможно. Весна сменяется летом, осень – зимой, а всё, что меняется в унылых покоях – только белое покрывало снега на крышах.
Зато игры за власть неизменны. Всё крепче сплетённая чужим коварством сеть. Кто же запутается в ней?..
…Беги, беги, Четвёртая жена, рассекая морозный воздух, оскальзываясь на снегу, не веря происходящему. Нет, не стоит заглядывать туда, в эту маленькую, страшную каморку, пусть хранит свои зловещие тайны старый дом. Стой, не смотри! Иначе – снег заметёт тебя, украв с собой рассудок. Страна Безумия сотрёт и печаль, и ненависть, и страх, и злобу. Всё, что останется – только белый снег, поражающий чистотой…
…Он растает по весне, и в старинную усадьбу войдёт робкая девочка с испуганными глазами, принимая поклоны слуги. Что делает он? Зажигает алый фонарь…
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo