Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [57]
131313, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
14-11-2023 20:59 Дендрарий ранней осенью...
Обещалась Тень рассказать о своих осенних прогулках, и, пока есть время в отпуске, спешу ими поделиться! Ноябрь выдался сумрачный, хмарно-сырой и дождливый, самое время вспомнить злато-лиственный сентябрь с его теплом и солнышком! В этом году бывала Тень в нашенских отдыхательных палестинах всего два раза. Первый - в финале лета, когда Госпожа Осень стояла у самого входа зелёного шатра цветущих лугов, ещё не решаясь заходить, а второй раз - в самый разгар листопада! Так что и осенних цветов удалось насмотреться вволю, и празднично-пёстрыми, ало-рыже-жёлтыми листьями вволю нашуршаться!

Чтобы не повторяться, впечатления от поездок объединила Тень в один пост, и пусть он получился великоват, зато вместил в себя всё, и цветущее, и осеннее, расписное! Как всегда, предупреждаю - фото в дневнике не принадлежат Тени, найдены в сети и отражают настроение тех золотых, солнечных деньков! Осень в этом году была настолько красивая, что, вместе с осенними фотографиями, лесные впечатления украшают строки любимого поэта Тени, И. А. Бунина! Обе поездки получились самыми натуральными иллюстрациями к его поэме, "Листопад"!

Первая поездка началась на вокзале. Встали мы рано, и пробежались цветущими палисадниками до приземистого кирпичного здания, выкрашенного в бледно-салатовый цвет. На этот раз нам повезло, мы встретили хозяйку дивно-красивого садика, радующего горожан с ранней весны до поздней осени. Громко восхитившись её трудами и поблагодарив за садовое творчество, полетели дальше, к сонным безлюдным улочкам.

И сразу - ещё об одном экзотическом кустарнике, замечательно себя чувствующем на улицах Дзержинска! Речь идёт об одном необычном виде бересклета, радующем нас пёстрыми, бело-зелёными листьями! Называется он бересклет Форчуна, (лат. Euonymus fortunei). Назван в честь шотландского ботаника и исследователя растений Роберта Форчуна. Родиной этого кустарника является Восточная Азия, где он превосходно себя чувствует, от Китая до Филиппин, и садоводы навыводили великое множество сортов, нам на радость! Бересклет Форчуна широко культивируется как декоративное растение, при этом многочисленные сорта были отобраны по таким признакам, как жёлтый цвет, пестрота и медленный карликовый рост. Некоторые разновидности получили даже весьма выдающееся звание в мире растений, "За заслуги перед садом"!

Осенние цветы продолжали радовать глаз! Рыжие помпоны бархатцев, словно праздничный салют, рвался к небу в привокзальных клумбах. На этот раз их посадили вместо петуний, с трудом переносящих холода нашенской весны...Бархатцы оттеняли серебряные кружева цинерарии, и вместе с огненными бархатцами она смотрелась изысканно и изящно! И над всем этим великолепием гордо вздымал свой флагшток алый амарант!

На перроне мы быстренько запрыгнули в электричку, и даже успели сесть в мягкие кресла..Но ехать было недалеко - всего одну остановку. Вот и убежал от нас поезд, по своим делам, а мы сошли с платформы, и углубились в поселковые улочки...

На этот раз мы немножко заплутались, потому как свернули не на ту улицу. Хорошо, что посёлочек маленький, и заблудиться там просто негде! Солнце сияло, разогнав пушистые кучерявые облака, шелестели уже начинающие желтеть берёзы, забор утопал в придорожном бурьяне...

И тут тема клумб внезапно продолжилась! Прямо перед нами выросло дивное диво - две чудные клумбочки перед деревянными воротцами, которые запросто можно было бы назвать "Свет и Тьма", "Инь и Ян", "День и Ночь"! Фантазия у владельцев оказалась и правда, богатая! В одной из клумб росли чернильно-чёрные петунии, а вот в другой ослепительно-белые, чуть отливающие сиреневым, калибрахоа!

Что за причудливое название? По виду это растение мало чем отличается от своей близко-родственной соседки, петунии, но на деле принадлежит к другому роду, Calibrachoa! Если присмотреться, можно увидеть и отличия - лепестки у неё близко посажены, образуя своеобразную "звёздочку", и цветок, в отличие от петунии, имеет ярко-выраженную "звёздчатую" форму, кроме того, он, как правило, двуцветен! Как у нашей, белоснежной, красавицы была сиреневато-фиолетовая сердцевинка. Да и побеги у растения жёсткие, словно бы это не нежный цветок, а маленький полу-кустарничек...

Контраст получился очень удачным! Снежно-белая калибрахоа, и чёрная, с фиолетовым отливом, петуния! И окружали это клумбовое диво разноцветные ромашки "крымской ёлочки", космеи!

В палисаднике хозяев сказочной клумбы поджидало ещё одно диво - метельчатая гортензия с соцветиями, напоминающими мороженое в вафельных рожках, кремово-розового цвета! Роскошные кусты грамотно затеняли фасад дома, и ветер раскачивал цветущие соцветия...

Во вторую поездку мы опять наткнулись на необычные клумбы - на этот раз, с лобелией! Честно говоря, Тень несколько иначе представляла себе это растение. Тропическая красавица высокогорий, мощный кустарник с яркими язычковыми цветами, мало вязался с нежными колокольчиками, синей, голубой и белой дымкой окружающие деревянные ящички. Да, оказывается, садоводы уже давно вывели множество сортов этого чудного родича любимых Тенью колокольчиков!

Вообще, род большой, и включает в себя не только выращиваемые нашими садоводами цветы, но даже кустарники и деревья!
Лобе́лия (лат. Lobelia) — род однолетних и многолетних травянистых растений, а также полукустарников, кустарников и деревьев семейства колокольчиковых (Campanulaceae). Род назван в честь Маттиаса де Л’Обеля (1538—1616) — голландского ботаника и лейб-медика английского короля Якова I, некоторое время возглавлявшего королевский ботанический сад.
Честно говоря, эндемика Эфиопии, растущую в высокогорных условиях, гигантскую лобелию, Lobelia rhynchopetalum, Тень помнит очень даже хорошо, и что у этого, весьма причудливого на вид растения, есть такие замечательные родственники, понятия не имела!

Налюбовавшись на цветы, мы свернули на заросшую крупноплодным боярышником тропинку, и вот мы уже на месте, в дендрарии!

"Зоопарк для деревьев" встретил нас густой, малахитовой зеленью высоченных туй и веймутовых сосен с забавно-кривыми, еловыми, шишками, ясным золотом раскидистых ясеней, хороводом берёз и клёнов, гулом ветра в кронах лиственниц, розово-рыжими соплодиями бересклетов - самых разных, от привычных европейского и бородавчатого, до ярко-лиственного крылатого, переливающегося багряной листвой, будто неопалимая купина, и бересклета Маака с гроздьями мелких плодиков, густо усеивающих раскидистые ветви...И ещё один куст, с багряно-пурпурным окрасом листвы - бересклет Максимовича!
Выглядят эти кустарнички превосходно! Цвет осенней листвы меняется от малиново-алого до лимонно-жёлтого, но самая краса - это серёжки оранжевых ягод с чёрно-коричневой, лакированной семечкой, окружённой нежно-розовыми "крылышками" соплодия...Смотрится очень красиво!

На этот раз Тень с сестрой отыскали трудноуловимый корейский кедр! Сестра загорелась раздобыть шишки - оказывается, волшебное дерево, одаряющее тайгу шишками размером с ананас., плодоносит на 60-ый год, но саженцы, выращиваемые в питомнике, вырастая, дают шишки уже в 30 лет! Но наш, дзержинский товарищ, несмотря на высоту и приличные размеры, "шишиться", к нашему горчайшему разочарованию, натурально, отказывался!

А ещё мы забрели в замечательную орешниковую аллейку! Чудесный у нас дендрарий, всё время что-то новое находишь! Аллейка была невелика, зато в желтеющей листве коричневели самые натуральные орешки! Эх, жаль, что было их совсем немного - видно, обобрали, то ли белки, то ли более удачливые посетители. Но в шуршащей листве горсточку-другую всё же удалось разыскать! Правда, большинство орешков оказалось пустыми...

Проходя мимо разлапистых клёнов, свернули с привычного пути, к старому знакомому: маньчжурскому ореху! Его окружал разросшейся стеной амурский бархат, а под ногами внезапно засинели бусинки причудливых ягод...Это же магония, начавшая торжественное шествие по дзержинским палисадникам!

Маго́ния (лат. Mahonia) — род кустарников или деревьев семейства Барбарисовые (Berberidaceae). Представители рода распространены в Северной Америке, в восточных и центральных районах Азии. Род назван в честь американского садовода ирландского происхождения Бернарда МакМагона (ок. 1775—1816), успешно занимавшегося акклиматизацией на восточном побережье США растений, которые были привезены с запада страны Экспедицией Льюиса и Кларка (1803—1806).
После длительного изучения кустика, пришли к выводу, что данный вид относится к магонии падуболистной.

Маго́ния падуболи́стная (лат. Mahōnia aquifōlium) — вечнозелёные кустарники, вид рода Магония (Mahonia) семейства Барбарисовые (Berberidaceae).
Уникальность магонии в том, что её крупные (размером до 20 см) кожистые листья, состоящие из 5–9 листочков с острыми зубцами по краям, не опадают на зиму, что делает растение декоративным круглый год. Особенно, если учесть, что в преддверии зимы, при сокращении светового дня и заморозках, листья окрашиваются в багряные тона.

Наиболее привлекательна магония весной, когда на 3–4 недели покрывается крупными соцветиями жёлтых ароматных цветков, схожих с ландышевыми. Поэтому её ещё называют ландышевым кустарником. Ярко-золотистые, они похожи на цыплячью стайку!

С августа она украшена густыми гроздьями синих с восковым налётом овальных ягод длиной 1 см, похожих на мелкий тёмный виноград, благодаря чему и получила ещё одно своё название — Орегонский виноград (Oregon-grape). Правда, не сказать, что ягоды этого винограда страх, какие вкусные...Они терпкие и вяжущие, и используются, в основном, для придания окраски некоторым сортам вин, и в кондитерском производстве.

Не успели отойти от магонии, выбравшись на пешеходную тропку, как - новое диво! Среди золотисто-зелёной, а местами - янтарной листвы ярко багровело что-то непонятное...Громадный вяз,е ещё не успевший пожелтеть, оплетало какое-то незнакомое растение! Естественно, нужно было узнать, что же это за плющ такой! Оказавшись под деревом, Тень вконец растерялась. Листья были громадными, больше моей ладони, и трёх-палыми! Что это какой-то дальний родич девичьего винограда, Тень сообразила, но вот какой?..

Искать информацию пришлось долго, но зато поиски всё же увенчались успехом! Незнакомый багряный огнедышащий дракон оказался азиатским гостем! Девичий виноград плющеви́дный (лат. Parthenocíssus tricuspidáta) — вид древовидных лиан из рода Девичий виноград семейства Виноградовые.

Ареал — Китай (Аньхой, Фуцзянь, Хэбэй, Хэнань, Цзилинь, Ляонин, Шаньдун), Япония (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку), Корея, Тайвань. В России этот вид естественно произрастает на юге Приморского края. И, хотя обычно он взбирается вверх по скалистым уступам морских побережий, за весьма полезные свойства - дымо- и газо-устойчивость, его интродуцировали во многих странах мира, в том числе, и у нас!

Выглядит растение шикарнейшим образом! Осенью его листья просто пламенеют на солнце!
Не успели выйти на опушку, как впереди сверкнула масляная струйка - это уж пополз по своим делам, вертя во все стороны головой в жёлтой шапочке...А в вершинах клёнов забористо ругались наглые сойки...

Второй поход в дендрарий застал прекрасную пору листопада! Лес принарядился, будто на праздник! Алели ягоды боярышника, свисали с ветвей рыжие гроздья рябины, бересклет щеголял, нацепив разноцветные серёжки, вспыхивал пурпуром кизильник блестящий, а снежноягодник обрядился в жемчужные бусы! Красота, да и только! Лес шумел, шелестел, вздыхал, шуршал, перешёптывался на сотни голосов; с ветвей вспархивали задорные стайки листьев, отправляясь в медленный, будто кружевной, вальсирующий полёт...Как не вспомнить бунинских стихов?..

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.


Как же красивы наши леса в пору листопада! Ты словно оказываешься в дворцовых покоях, где стволы берёз, осин, лип, вязов, клёнов и ясеней устремляются ровными колоннами вверх, к незабудково-синим небесам...Яркое солнце подмигивает сквозь ажурные кроны, а под ноги ложатся листья - ещё и ещё, и нет им конца и края...

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.


Скоро, скоро медленный танец искрящейся золотом листвы превратится в бушующий листобой; вздрогнут, зябко поведя худыми плечиками, осины, обронят в траву золотистые мониста берёзы, запестрят кленовые угластые листочки, погребая под собой высохшую траву, и только дубы важно забронзовеют, кряжисто возвышаясь среди пологих холмов. Дожди смоют лесную красу, ветер сорвёт праздничное платье с нарядных деревьев и кустарников, и строгий, холодный Ноябрь воцарится в опустевших осенних чертогах...

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.


Мы покидали лес, а впереди нас ждало ещё одно, маленькое, чудо! На серебряных стеблях полыни, разросшейся вдоль дороги, словно мелкие жемчужинки, собрались целыми гроздьями маленькие улитки! Выглядело это зрелище настолько необыкновенно, что пройти мимо не представлялось возможным! Крохотули облепили полынные заросли, и их спиральные раковинки-витушки горели несказанно-чистой белизной!
Прощай, "зоопарк для деревьев", и жди нас в гости снова!

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть