Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [61]
131313, ABbIRVALG, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, kat_iyulskaya, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, Viktorium, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Графиня Корица, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
[2] 07-01-2025 21:18
С Рождеством!)))

[Print]
Тень в сумерках
[15] 06-01-2025 23:32
Письма с Сахалина.

[Print]
Тень в сумерках
[3] 01-01-2025 19:06
Новогоднее)))))))))

[Print]
Тень в сумерках
05-01-2025 23:47 Азиатские лисички. Хули-Цзин.
Помнится, давно Тень обещала поделиться информацией, что рылась в недрах сети по культурно-традиционным особенностям азиатского региона...В новый год желания должны исполняться, и вот, Тень делится!
Вообще, "лиса" в Азии совсем не похожа на лису из известных нам русских сказок. Это существо волшебной, мистической природы, способное менять облик, обладающее особенной, лисьей, магией, и вызывающая к себе уважение, напополам со страхом и мистическим трепетом. Конечно, большая часть рассказов и легенд родилась первоначально в Китае, а в Корее и Японии лисы обогатили свой характер местными особенностями и повадками. И, раз уж так, то начнём рассказ с китайских лисичек, хули-цзинь!

Под морем - рассказ об этих легендарных созданиях))))

Хули́-цзи́н (кит. трад. 狐貍精, упр. 狐狸精, пиньинь húli jīng), где первые два иероглифа (húli ) значат «лиса», а последний ( jīng) имеет много значений, в частности, «дух», «оборотень», «хитрый/ловкий/искусный»; другое название Ху-яо (кит. 狐妖, пиньинь hú yāo) или Яо-ху (кит. 妖狐, пиньинь yāo hú, где hú значит «лиса», а yāo имеет значения «волшебный/колдовской», «коварный/пагубный», «чарующий/соблазнительный» — в китайской традиционной мифологии волшебная лиса — лиса-оборотень, добрый или злой дух. Также используется как метафора в значении «обольстительница, искусительница, соблазнительница».

https://www.youtube.com/shorts/y04Q2Bb7qwc
Традиционно китайцы верили, что все существа могут принимать человеческий облик, приобретать волшебные свойства и бессмертие при условии того, что они найдут источник такой энергии, как например человеческое дыхание или эликсир с луны или солнца. Описание лисиц-оборотней, обладающих сверхъестественными способностями, нередко встречается в классической китайской литературе.
О необычайных свойствах лис говорится уже в «Исторических записках» (Ши Цзи) Сыма Цяня (нач. I в. до н. э.), в «Бамбуковых анналах» (Чжу шу цзи нянь, III в. н. э.) рассказывается о том, как «на тридцать седьмой год [791 г. до н. э.] одна лошадь превратилась в лису», а в анонимном «Каталоге гор и морей» (Шань хай цзин) (II в. до н. э.) сообщается о «животном, похожем на лису, но с девятью хвостами», звук голоса которого «напоминает плач ребенка», а само оно «может сожрать человека».

https://www.youtube.com/shorts/UgRGVNPgTz4
Учёный-конфуцианец XVIII века Цзи Юнь в своих «Заметках из хижины "Великое в малом"» указывает, что о необычайных свойствах лисиц сообщали такие древние писатели, как У Цзюнь (VI в.), Чжан Чжо (VIII в.), а также авторы сборника «Тай-пин гуанцзи» (X в.), давая по поводу лисьей природы следующие пояснения:
«Люди и твари принадлежат к разным породам, а лисы находятся где-то посередине. У живых и мертвых пути различны, лисьи пути лежат где-то между ними; бессмертные и оборотни идут разными дорогами, а лисы — между ними. Поэтому можно сказать, что встреча с лисой — событие удивительное, но можно сказать и так, что встреча с лисой — дело обычное.»

В китайской мифопоэтической традиции лисы, рывшие свои норы в заброшенных могилах, считались воплощениями душ мертвецов, и системе оберегов от них придавалось особое значение. Встреча с хули-цзин, как плохое предзнаменование, не сулила человеку ничего хорошего, поэтому с пойманными оборотнями расправлялись сурово, как поступил, к примеру, герой новеллы из сборника Гань Бао «Записки о поисках духов» (330-е гг. н. э.) чиновник Чжан Хуа, распорядившийся заживо сварить разоблачённого им пятнистого лиса.

Во времена династии Тан (618—907) складывается настоящий народный культ лисицы, подтверждение чему встречается в сборнике Чжан Чжо «Полные записи о столице и окраинах» (Чао е цянь цзай), где, в частности, говорится следующее:
«Начиная с первых годов правления династии Тан, многие в народе стали поклоняться фее-лисе, в домах приносили жертвы, чтобы ее умилостивить. Подносили человеческую еду и питье. Поклонялись стихийно. В то время бытовала поговорка: "Там, где нет лисы, нельзя деревню основать".»

Окончательно укоренилось почитание лисы в народе к XVII столетию, на исходе правления династии Мин, когда её стали считать покровительницей брака и рождения детей, причислив к четырём великим семействам (сы да мэнь или сы да цзя), куда входили четыре вида животных, обладавших волшебными свойствами.
В китайской и японской традициях рассказы о лисе обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах. Однако в популярных новеллах китайского писателя XVII века Пу Сунлина имеются вполне безобидные истории о любви между лисицей-девушкой и красавцем-юношей, а также другие, более фривольные, любвеобильные герои которых усмиряют лисиц, насильно овладевая оборотнями после принятия ими человеческого обличья. В одном из рассказов из сборника Цзи Юня лиса-оборотень не только сожительствует с повесой-студентом, но и запросто принимает облик любой встреченной им красавицы, философствуя при этом по поводу бренности бытия.

В рассказе писателя эпохи Сун Цянь Сибо (XI в.) утверждается, что лисицы способны принимать женский облик и выходить замуж, сожительствуя со своими земными мужьями до 30 лет в качестве добрых хозяек. А в новелле его младшего современника Ли Сянь-миня «Удивительная встреча в Западном Шу» утверждается, что от связи лисы с человеком порой появляются дети, у которых, в отличие от матери, нет никаких лисьих признаков, причём подобным детям нередко уготовано великое будущее.
Чаще всего хули-цзин представляются людям в виде молодых, красивых девушек, хотя запросто могут принять вид и красивых юношей. Одной из пользующихся самой дурной славой лисиц-оборотней была Да Цзи ( 妲己 ), полулегендарная наложница последнего императора династии Шан (XI в. до н. э.). Согласно легенде, красавица-дочь генерала, она была против собственной воли выдана замуж за правителя-тирана Чжоу Синя ( 紂辛 Zhòu Xīn).

Товарищ отличился, написав в храме Нюйвы, богини рода человеческого, похабные вирши, выражая в них желание сделать богиню своей наложницей. Служившая ей лиса не смогла перенести оскорбления своей госпожи, спустилась на землю, и вселилась в вышеупомянутую наложницу. Далее хитроумная лисица начала подстрекать правителя ко всевозможным пакостят, распаляя и без того сильную жестокость тирана и самодура.
Именно она стала просить зажигать для развлечения фонари, что служили сигналом о наступлении врагов. Закончилась эта затея весьма печально: народу надоело бегать при полном боевом облачении и параде за-ради развлечения наложницы государя, и, когда возник мятеж, и охрана должна была явиться защищать его императорское величество, никто не пришёл.
Жестокость правителя превзошла все мыслимые пределы, и неудивительно, что народ взбунтовался.

Из-за такой невыносимой жизни подданные императора подняли мятеж, в результате чего закончилась династия Шан и началась эра правления императоров Чжоу. Позднее полулегендарный премьер-министр императора Вэня Цзян Цзыя экзорцировал духа лисы из тела Да Цзи, а богиня Нюйва наказала девятихвостую лисицу за чрезмерную жестокость. Правда, наказание было не слишком жестоким - ей запретили покидать Небеса. В конце концов, лисичка заступилась за госпожу, так что могла рассчитывать на помилование.
Превращаясь в красивых и сексуальных девиц, лисы-оборотни умело соблазняют мужчин (светлое начало Ян), ради энергии (ци), крови или семени для совершенствования своих волшебных возможностей. В результате жизненная энергия человека ослабляется и нередко он умирает от истощения. Лисица же таким образом достигает высшей ступени развития и становится лисой-бессмертной ( 狐仙 ). Отсюда и современное китайское использование слова «хули-цзин» в значении «женщина-вамп», «коварная обольстительница», соблазняющая женатых мужчин ради денег и развлечений.

В мужском обличье хули-цзин выступают в китайской мифологии намного реже, хотя в обработанном писателем XVII века Фэн Мэнлуном средневековом романе Ло Гуаньчжуна «Развеянные чары» рассказывается, к примеру, о лисах, способных перевоплощаться и в красавцев-обольстителей, для чего таковые берут теменную кость покойника-мужчины, кладут её себе на голову и отбивают сорок девять поклонов Луне, после чего покрывают тело древесными листьями и лепестками цветов, превращающимися в красивые одежды.
Считалось, что хули-цзин даже в человеческом облике можно распознать по её неисчезающему хвосту. (Китайская поговорка: кит. 狐貍精露尾 «лису-оборотня выдаёт хвост» значит, что коварство и хитрость всегда можно заметить по некоторым признакам.) Согласно народным китайским поверьям, ударами такого хвоста лисица-оборотень способна вызывать огонь.

Лисица может превращаться в женщину, прожив всего 50 лет; через 100 лет она также способна преображаться в мужчину-колдуна и узнавать о том, что происходит за тысячу ли от неё.
Через 1000 лет жизни, как утверждал древнекитайский учёный Го Пу (276—324), лисице открываются законы Неба и она становится Небесной лисой — тремя звёздами в созвездии Скорпиона.
Традиционно считается, что хули-цзин живут в пещерах, любят холод и нередко сбиваются в стаи. Из еды они предпочитают мясную пищу, особенно курятину. У Цзи Юня приводится рассказ о лисице, жившей в кладовой у богатого арендатора, семью которого она регулярно предупреждала о пожаре или проникновении воров, ежегодно получая за это в награду несколько куриц и пять чарок вина.

Обладая феноменальными способностями, хули-цзин могут, в частности, резко менять окрас своей шерсти, а также длину и толщину тела, ускользая из человеческих рук и различных ловушек, как это описывается в шутливой сценке Пу Сунлина «Схватил лису». Справиться с кознями хули-цзин, тем более поймать её, да ещё и использовать в колдовских целях способны лишь опытные народные целители, или знахари, навроде сишаньского Ли Чэн-яо из другой истории Пу Сунлина «Злая тетушка Ху».

У писателя XVIII века Юань Мэя встречается сюжет о связи хули-цзин с Тайшань-няннян — богиней народных верований с горы Тайшань, которой они ежегодно сдают, подобно людям, экзамены, причём успешно сдавшие становятся студентами и изучают науки, нерадивые же так и остаются дикими лисами. В записанной вышеназванным Фэн Мэнлуном народной городской повести «Месть лиса», действие которой отнесено ко временам восстания Ань Лушаня (755—757), фигурируют учёные лисы, владеющие старинной колдовской книгой, которую, на свою беду, отбирает у них беспутный главный герой.

Своими кознями и шутками хули-цзин причиняют много неприятностей смертным, а иногда и убивают людей. Однако они могут также помочь и поддержать человека, или проявить к нему благодарность, что, впрочем, соответствует их непредсказуемой и изменчивой природе. Порой они выступают в роли обличителей, способных карать людей за грехи, причём как телесные, подобно героине рассказа Пу Сунлина «Лисица наказывает за блуд», так и социальные, как, например, в историях из вышеназванного сборника Цзи Юня, в первой из которой поселившаяся в доме у чиновника проказница-лиса не только досаждала хозяевам, щадя за почтительность к старшим лишь бедную служанку, но и выставила в невыгодном свете местного вельможу-лицемера, а в другой прятавшаяся на чердаке у богача сердобольная лисица заступилась за несправедливо наказанную девочку-служанку.

Исследователи китайской мифологии выделяют, как минимум, три ипостаси хули-цзин, которая может быть:
1) Лисой как вредоносным зверем-оборотнем.
2) Лисой-феей, способной приносить как добро, так и зло.
3) Лисой-праведницей, добрым вестником для людей.
В одном древнем мифе Юй Великий встретил белую девятихвостую лису, которую он истолковал как благоприятный знак того, что он женится на Нюйцзяо. В иконографии Хань девятихвостая лиса иногда изображается на горе Куньлунь и вместе с Си Ванму в роли богини бессмертия. Согласно Байхутуну ( Дебаты в зале Белого Тигра ) первого века, девять хвостов лисы символизируют обильное потомство.
Юян Дзазу установил связь между девятихвостыми лисами и божественным:
Среди искусств Пути есть особое учение о небесной лисе. [Учение] гласит, что у небесной лисы девять хвостов и золотистый цвет. Она служит во Дворце Солнца и Луны и имеет свой собственный фу (талисман) и ритуал цзяо. Она может превосходить инь и ян.

В эпоху династии Сун культы духов лис, такие как посвященные Дацзи , были объявлены вне закона, но их подавление не увенчалось успехом. Например, в 1111 году был издан императорский указ об уничтожении многих святилищ духов в Кайфэне , включая святилища Дацзи.
Накануне вторжения чжурчжэней лиса вошла на трон императора Хуэйцзуна из династии Сун . Это привело к тому, что Хуэйцзун приказал разрушить все храмы лис в Кайфэне. Город был захвачен на следующий день, и династия пала через пять месяцев.

В позднем императорском Китае, во времена династий Мин и Цин, нарушения в домашней обстановке могли быть приписаны проказам духов-лис, которые могли швырять или разрывать предметы способом, похожим на полтергейст. «Призраки» лис часто считались обычным явлением и по сути безвредными, а один автор семнадцатого века заметил, что «из каждых десяти домов в столице шесть или семь имеют демонов-лис, но они не причиняют вреда, и люди привыкли к ним».
Во времена династий Мин и Цин культура лисиц стала более процветающей. По неполным статистическим данным, примерно в 56 романах содержится более 600 историй о демонах-лисах.
Они владеют даосской магией, могут отплачивать за доброту, мстить, влюбляться в других, а также могут подшучивать над другими. Он также может исцелять болезни людей.

Магия обретения бессмертия у лисиц может различаться.
При первом способе нужно поглотить сущность солнца и луны, образовать внутри себя золотой эликсир, а затем стать бессмертным, но для этого требуется чрезвычайно высокая мудрость и удачливая судьба,
Второй способ попроще: для обретения бессмертия используются живые существа, в том числе, и люди. Лисы прокрадываются в дома людей, и крадут дыхание спящих вместе с энергией "ци", как пчёлы, собирающие мёд. Этот способ много проще; однако если лисица заберёт излишне много "ци", то человек может заболеть, а её, как нарушительницу божественных законов, ждёт суровая кара.
Легенда гласит, что в период Шаодин династии Южная Сун в Цзянси произошло наводнение.
После потопа пришла чума. Многие люди умерли от чумы в уездах Цзыси, Личуань и Анжэнь (ныне Юйцзян), что вызвало панику. Мастер Чжан Кэ хорошо разбирался в медицине и знал, что лучшим лекарством для лечения этого заболевания является волшебная трава, вот только растёт она на неприступных скалах, и собрать её нелегко. Внезапно с небес к нему спустились лисицы, и принесли волшебную траву к его ногам. Так люди были спасены, получив лекарство с лисьей помощью!

Небесных фей-лисиц много, и каждая отвечает за что-то своё.
Знаменитые Феи-Лисы:
1. Фея Жёлтой Лисы из дворца Тайши (отвечает за карьеру и дарует власть). Сама она достигла божественного уровня просветления, и бессмертна.
2. Фея Белой Лисы – отвечает за привлекательность и красоту, дарует цветение персика, защищает браки и помогает познакомиться с благородными молодыми людьми.
3. Фея Сюаньху – отвечает за богатство и удачу.
4. Фея Рыжей Лисы – устроительница браков, дарующая любовь молодожёнам.
5. Фея Голубой Лисы – покровительница домашнего очага, отвечает за здоровье и охраняет путешествующих.
В даосизме есть книга под названием «Золотой кодекс лисиц и нефритовые правила», в которой записаны все упомянутые выше лисицы-феи.

Что ж, подведём итоги! Вот 9 фактов, отличающих хули-цзин!
1. Обитают в Поднебесной империи.
2. Чтобы стать волшебной лисой, ей нужно всего 50 лет! Если же ей 100 лет, то лисица может превратиться в мужчину-колдуна, у неё появляется Дар Всеведения, позволяющий узнать, что происходит за 1000 ли от неё. Правда, чем старше лиса, тем выше её уровень волшебства, и если она доживёт до 1000 лет, то ей открываются Законы Неба, и она становится Небесной Лисой, тремя звёздами в Созвездии Скорпиона. При этом мех её становится золотым, или же белоснежным.

3. Хули-цзин могут быть как лисицами, так и лисами, и превращаться не только в очаровательных соблазнительных красоток, но и в молодых людей, тоже весьма красивых собой. В образе лисицы хули-цзинь обладает красивой, огненно-алой шерсткой и девятью хвостами (каждый новый хвост прирастает после 100 лет, так что все 9 у неё как раз собираются в 1000 годовщину). Чтобы сменить облик, она надевает на голову человеческий череп, и отбивает 49 поклонов Луне или Ковшу Большой Медведицы.
4. Хули-цзин любят холод, живут большими семействами, часто сбиваются в стаи, а из угощения предпочитают мясо, в особенности, курятину, и обожают вино.

5. Хули-цзин имеют двойственную природу: она может приносить людям, как зло, так и добро! У неё весёлый и озорной характер, она любит подшутить над человеком, заморочить его иллюзией, завести в незнакомое место и одурачить. Характер у хули-цзин переменчивый: кого-то может одарить подарком, а кого-то – наоборот, наказать! Любит подшутить над алчными купцами, продажными чиновниками, развесёлыми забияками-студентами.
6. Чтобы стать Небесной Лисой, хули-цзин поглощают особый, лисий, эликсир, дарующий бессмертие и магию. Чтобы его создать, она встречается с людьми, и крадёт их дыхание, либо энергию «ци». Однако люди при этом остаются в живых, и не умирают.
7. Ударами хвоста хули-цзинь может вызвать огонь и разжечь пожар.

8. Люди боятся лис, зная, что при встрече хули-цзин способна заморочить человеку голову и сбить с толку; но при этом не считают их злыми тварями.
Хули-цзин способна полюбить человека, стать ему честной женой, и даже родить детей. Детям лисий облик не передаётся, но они обладают знаниями и прочими талантами, и будущее у них, как правило, незаурядное. Узнать хули-цзин можно по выглядывающему из-под одежды кончику хвоста, узнанная лисица сразу же покидает дом, возвращаясь к своему роду-племени.

9. В Поднебесной существует богиня, сопровождаемая лисами! Это Бися Юаньцзюнь (Госпожа Лазоревых облаков). Она живёт на горе Тайшань, и покровительствует детям, и их рождению. Ещё Небесные лисицы сопровождали Богиню Запада, матушку Сиванму, а одна из хули-цзин была даже в свите богини Нюйвы! Так что в Поднебесной лиса может быть как зверем-оборотнем, так и вестницей богов, настоящей лисой-феей, а ещё – мудрой всеведущей Небесной Лисой.
А где можно встретить лис на просторах китайского кинематографа? О, тема раскрыта очень хорошо! История Дацзы изложена в недавно вышедшим на экраны фильме "Возвышение в ранг небожителей Ⅰ: Королевство Штормов" (Тень ждёт вторую и третью часть!); очаровательный лисёнок присутствует в мини-дораме "Таверна яогуай", шикарнейший лис-яо действует в "Раскрашенной коже" от Го Цзинмина.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть