хорошие люди всегда встречаются снова
Sirin
дневник заведен 10-02-2004
постоянные читатели [153]
3_62, 8-) СТИКС, A i s c h a, A1ien, Aglaia, anikeeva, ARMY, Arris, Artt, asole, Avana, Basilicum, BISyanya, blackberrry, Bladewalker, Cherry_Dashik, Creative emotion, Dama&@, Die Flora, dimas, Dreamtiger, Dummy, Eagles, Emptyness, End split, Eroshka, Eternity(ToSA), Etheriall, four seasons, Galateya, GoldenAndy, Guaranda, hanami, Hunger, Hydralisk, Indigo girl, I_R, Jeanne Osoien, Jouir, Kanpu3Ka, kolobo4ek, Kukushka, K_Altos, leksei, Lilichka, Loss of Soul, Mari-May, Marineska, Marjerri, Mechanic, meteora, Mirabelle, Nessy, nevidim, Nicholas Hawkwood, nobuddhy, NoGod, O De San, OkeaNik7, onk, Paint It Black, Panny, Parshivka, pauluss, photo, photo_tDO, point69, Pulim, RADAR, Radu, Ra_au, RomperStomper, ruslan7, ryecat, Samum, Sergo, SharoWar, Silvara, Simpli, SoulOfTheI, Southern_Cross, strangeman, Tajutka, The Cure, The Doors, The House Of Rock, Tournesol, Uncatchable Jane, ura23, username, Vasilich, Volna, vvol, Wetka, WhereItFrom-Club, Wrong Direction, zappa, Zoi_site, z_g, Альфи, Ануца, Арматур-батыр, Белый, Библиотека, Бодюлька, Бонни, Брю, Буквы иллюзий, Букля_, В кедах по снегу, Великое Ничто, Влюбленная в жизнь, Волшебница Эфи, Вредные Советы, Дизайнер шатун, Дочь Самурая, Дура, Дядя Федор, ежеви, Ёлочка, Желудь, Карпатский ёж, Ква-кВася, Клуб меломанов, криворук, Лёчка, Марина, Мастер, Мильди, Мюу, Не та, новембер, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Птица без ног, Путник, Роковая малышка Ню, Синий Мастер, Стрелка_в_центре, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, Тин, Тихий океан, Толерантный клуб, Тррринадцатый, Хару, Хикки_коморный, Чел, Шпулька, Штиль, Эль, Юкка
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Днепр, Украина
интересы [3]
музыка, вода, молитва
антиресы [2]
моя глупость, чужая неискренность
Понедельник, 5 Марта 2012 г.
18:10 Бесконечное детство
ЭЛИСОН ГОПНИК, психолог, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, автор книги «Ясельный ученый»:


«Мир превращается из сельскохозяйственного и производственного в информационный. Людям придется все больше учиться. Лучший способ справиться с этим — продлить период, предназначенный для обучения, — детство. Современные знания о строении мозга и модификации генов, а также распространение образования позволят нам приблизиться к этому. Мы сможем оставаться детьми всю жизнь — или по крайней мере очень долго.

У человека самое продолжительное детство из всех живых существ. Ребенок свободно исследует окружающую среду, не заботясь о выживании. Взрослые используют знания, полученные в детстве, чтобы спариваться и добывать пропитание. Дети, по сути, исследовательский отдел человеческого вида, а взрослые — производственный отдел и отдел маркетинга. В начале жизни человек прекрасно схватывает все, что угодно, но практически ничего не может сделать. В конце он менее гибкий, ему тяжелее учиться, но легче планировать и действовать.


«Эффект Флинна»: средний уровень IQ увеличивается каждые 10 лет приблизительно на 3 пункта. В развитых странах процесс идет быстрее.



Эти перемены отражают изменение мозга. В молодом мозге больше связей, он пластичный, но не эффективный. С взрослением и опытом неиспользуемые связи отмирают, а работающие — усиливаются. Недавние исследования в неврологии показывают, что пластичность мозга можно продлить или даже включить заново у взрослых. И уже изобретена самая мощная технология изменения мозга в человеческой истории — школа.

На протяжении тысячелетий дети использовали свои способности к обучению, чтобы понять фундаментальные вещи об окружающих их предметах, людях и языке. Лет в шесть они становились подмастерьями. Постепенно под руководством взрослых, подражая им, они приучались к взрослым навыкам своей культуры: охоте, приготовлению пищи, мореходству, изготовлению новых детей. Повзрослев и устав от беззащитного статуса, дети начинали независимую жизнь, уже обладая необходимыми навыками.

Школа изменила эту программу, позволив нам дольше оставаться детьми и потреблять информацию, от которой нет никакой непосредственной пользы. Школа предполагает, что обучение важнее действия, а важнейшее умение — это умение учиться. В то же время школа продлевает зависимость.

Среднее образование неумолимо расползается по планете. Сто лет назад в школу не ходил почти никто, в наши дни мало кто учится после совершеннолетия, через сто лет мы будем учиться до тридцати лет и дольше. Более того, новые неврологические и генетические техники дадут нам возможность сохранять пластическое состояние мозга, а информационная экономика сделает это состояние желанным.

У этих перемен есть радикальные последствия. Даже школа революционизировала человеческое обучение. Коэффициент интеллекта растет удивительными темпами. Продлевая период незрелости, мы сделали себя гораздо умнее. Неврологические и генетические методы могут еще ускорить этот процесс. Мы склонны считать, что здесь есть только хорошие стороны — кому не хочется стать умнее?

Но, возможно, нам придется выбирать между открытостью, необходимой для обучения, и концентрацией, требуемой для действия. Детские мозги хороши для школы, но не для принятия решений и продуктивного труда. По некоторым данным, уже сейчас подростки стали нерешительнее, а патологии поведения вроде импульсивных или тревожных реакций бьют все рекорды. Фундаментальные взрослые навыки, которые раньше мы усваивали как подмастерья, например, приготовление пищи или забота о ближних, просто нельзя приобрести в школе. (Вы наверняка видели массу людей, которые в жизни не заботились о детях, и учатся быть родителями по книжкам «Мой малыш»). Когда все мы будем детьми, кто будет нашими родителями? Кто будет взрослым, когда все мы станем малышами?»
Закрыть