Текст, как обычно, не мой, однако настолько важный, что хотелось бы услышать Ваше мнение. Ведь все мы умрем, если, конечно, Господь не прийдет раньше (об эсхатологии я еще обязательно напишу когда-нибудь). Текст как бы намеренно без цитат, хотя высказываний философов о смерти можно подобрать множество. Более того, это одна из главных тем философии вообще.
Вот говорят, на втором месте по стрессу - выступление публично. На первом, сами понимаете - страх смерти себя, любимого. Однако ж очевидно, что люди относятся к этой неизбежности по-разному. Одни уходят из жизни спокойно и достойно, другие - совсем наоборот. А в чём причина?
Проблема с умиранием у большинства людей в том, что всю свою жизнь они отрицают смерть, считая её чем-то нереальным и вообще умирают другие, а со мной такого вовсе случится не может. А тут приходит старая (или молодая

с косой и говорит: Незачот! А человек нифига не готов: у него и сын не посажен, и сад не построен, а ипотеку на дом банк ещё только начал рассматривать. Ну и чего тут удивительного? Он ведь думал, что будет жить вечно, а не какие-то там среднестатистические 58 лет, каждый раз говорил себе - ну вот это вот в следующий раз, какнить потом, попозже, Машу приглашу, когда погода будет получше, мечта детства - как годовые бонусы дадут. А тут вдруг надо неотложно умирать, и взятку за отсрочку дать некому - даже реаниматолог не берёт. Ясно дело - начинаются муки по несделанному, невыполненному, неосуществлённому, пропущенному, забытому.
А вот есть совсем другие люди, они о смерти думают, да. Это в общем то не готы там всякие и не эму, они просто принимают смерть в конце своей жизни так же, как дождь осенью или снег зимой. Они же разумные люди и прекрасно понимает, что всё равно придёт, такая смешная, с розовым бантиком, в белых колготках и чупа-чупсом за щекой. И придётся восклицать: "Боже мой, какая нелепая смерть!" И встречать если не с улыбкой, то уж без сожаления. Потому что ведь в этом ожидании её всё давно сделано: и сын вырос, да не один, и дом построен, и сад при нём. И нет заломанных рук и сожалений об упущенной жизни, потому что она прожита с толком. Потому что не было вот этого нелепого отрицания собственной бренности.
Думаете, уход Лаврова, Растроповича или Ульянова - это трагедия для них самих? Да нифига. Это трагедия для Вишневской, для нас, которые не услышат больше неповторимых уже никем звуков виолончели, неподражаемых кинообразов, потому что уже нельзя спросить, пригласить, взять интервью. А для любого из них это нифига не трагедия, потому что каждый из них сделал всё до полследнего и сожалеть уже не о чем.
Так что штука вся в том, что смерть - это великий творец, повод для созидания и творчества, но уж никак не для страха и всего подобного. Вот если б каждый отдельный человек и всё человечество в общем не осозновали своей смертности, разве было бы это стремление - творить, создавать и созидать? Не только музыку, картины, архитектуру - оружие массового поражения, теории рассового превосходства и прочее - тоже? Да ничегошеньки подобного. Сидели бы себе в полной нирване. А так - на тебе пожалуйста: то Моцарт забацает Реквием по заказу человека в чёрном, то ещё что. Вот это ощущение собственной смертности, мимолётности в масштабах вселенной заставляют что-то делать, оставляя после себя след в вечности и обретая тем самым бессмертие.

unclealex
Сегодня твари атаковали нас...
[Print]
Sirin